Автор: Михаил Мансуров
Регион:Карелия – Кольский п-ов
Туризм и путешествия Парусный
Сроки 10.07.2023 - 21.07.2023
Руководитель группы: Мансуров Михаил Андреевич
Московская обл., г. Дмитров
Проводящая организация: группа туристов г. Дмитров Московской области
Место проведения: Республика Карелия, Кольский полуостров, Белое море
Общие справочные сведения о маршруте
Дисциплина маршрута (вид туризма) Парусный
Категория сложности похода 3 (третья)
Протяженность активной части похода, км 365
Продолжительность общая 18
Ходовых дней 11
Сроки проведения 10.07-21.07 2023 г.
Нитка маршрута: пос. Чкаловский, Чупинская губа – о.Кереть – м. Одинчижный – губа близ Гридино – губа Оленица – о. Вольостров – мыс Кочинный – мыс Максимов – мыс Кобылий Наволок – мыс Кузокоцкий – о. Сидоров – пос. Чкаловский.
Руководитель группы: Мансуров Михаил Андреевич
Состав группы:
ФИО | Год рождения | Опыт | Обязанности в группе |
---|---|---|---|
Мансуров Михаил | 1979 | Белое море, оз. Селигер, Княжегубское вдхр., Иваньковское вдхр, Рыбинское вдхр. | Руководитель, капитан |
Некрасова Елена | 1983 | Охотское море, Белое Море, Иваньковское вдхр., Рыбинское вдхр., оз. Селигер. | Медик, завхоз |
1. Прохождение категорийного спортивного парусного похода 3 к. с.
2. Увеличение продолжительности непрерывного перехода по открытому участку моря до 60+ км., тестирование дополнительного паруса.
Белое море – Кандалакшский залив. Если разбить выбор маршрута на эстетическую и спортивную части, то «для души» хотелось пройти вдоль Карельского и Терского берегов, полюбоваться морской и береговой природой, особенно интересен был в этом плане район Колвицких тундр – с воды их прекрасно видно. В техническом смысле хотелось увеличить протяженность безостановочного дневного перехода относительно своего предыдущего опыта, полученного также на Белом Море.
Доставку участников на точку стапеля и старта решили сделать своей машиной. После стапеля ее оставили под охраной на базе «Нереис» в пос. Чкаловский – это в 40 км от пос. Чупа по грейдеру. База вполне комфортна для заброски и стапеля, есть пологий спуск в воду, возможность набрать пресной воды. Есть гостиница, но места, если это нужно, необходимо бронировать заранее (ради интереса спросили – на дату нашего старта свободных мест не было). Магазинов в пос. Чкаловский нет, ближайший продуктовый (не проверяли) в пос. Плотина или уже в Чупе (проверяли, есть достаточно). Дорогу обратно организовали таким же образом.
Аварийный выход с маршрута при необходимости возможен из пос. Гридино, пос. Оленица, пос. Умба, пос. Лесозаводский.
Сотовая связь в пос. Чкаловский только Мегафон. На Кольском вблизи поселков Оленица и Умба (о. Вольостров) связь работала.
Красным показан фактический маршрут протяженностью 344 км (по курсам, т.е. кратчайшим расстояниям между точками). Фактическая протяженность (с учетом необходимого маневрирования) – 365 км.
Выехали на машине из Дмитрова поздно вечером 07.07.23 сделали две ночевки и около 14:00 09.07.23 добрались до Чупы. Оттуда до точки стапеля 40 км по грейдеру. Дорога довольно приличная – обычная Карельская грунтовка, местами ее ремонтируют. Около 16:00 добрались до Чкаловского, на базе «Нереис» договорились о стоянке машины на время похода и приступили к стапелю. Сотовая связь в поселке есть только Мегафон, магазинов нет никаких. Еще до полуночи кат был уже почти собран. Надо сказать, мошка в этот вечер нас не щадила совершенно.
Подъем в 7-00. Заканчиваем стапель около 11:00 и выходим на маршрут. Первый переход до о. Кереть небольшой, разминочный. Ветер ни направлением, ни силой не балует, идем в лавировку и около 16:00 приходим на плановую стоянку на о. Кереть. На переходе встречаем несколько групп – одни, сплавившись по Керети решили постоять на море, другие целенаправленно катаются на морских каяках налегке с грузовым моторным катом в сопровождении – в-общем туристов на этом участке предостаточно.
Подъем в 7-00, завтракаем грузимся – сегодня предстоит уже полноценный дневной переход в 35 км. Ветер довольно свежий, но встречный. Снова лавировка, плюс решили обойти о. Пежостров не морем, а проливом Глубокая Салма – там на материковой части привлекательный для рыбалки скальный участок. Но к тому времени, как к нему подошли, раздуло такую волну с направления от Шарапова мыса, что рыбалка с ката стала уже не в радость. Идем в лавировку дальше. По первоначальному плану хотели заночевать на устье р. Нижняя Кювиканда, но на устье стоит изба и место было занято. В итоге прошли на пару км. дальше и встали на м. Одинчижный. Сама стоянка, надо сказать, не высшего сорта – пресной воды нет, приемлемую площадку для палатки пришлось сильно поискать. Но есть и плюс – дров в виде плавника на берегу сколько угодно.
Около 10:00 выходим в направлении Гридино. Ветер за ночь сменился на попутный и, хвала Бакштагу, по сути в два галса долетаем до намеченной для стоянки бухты часа за 3.
Бухта на поверку оказалась действительно хороша: хорошо защищенная с 3 сторон, с песчаным пологим пляжем и удобным местом для лагеря на небольшую группу в ее западной части. Единственное, что не оправдало ожиданий – так это отсутствие пресной воды. Русло ручья есть, а воды в нем нет. Обозначенное на картах болотце, из которого он раньше подпитывался тоже сухое.
Осушка в бухте довольно внушительная, вполне получилось в отлив накопать морского червя и наловить со скал на выходе из бухты некрупной трески.
На следующий день планируем солидный переход Терскому берегу Кольского – 62 км по курсу.
Встали в 7:00 и тут же ощутили, что погода вмешалась в наши планы – за ночь раскачало приличную волну, ветер около 8 м/с, но с другого направления, но вроде стихает. Решили немного переждать. Через 2 часа ветер уменьшился до 6 м/с – решили выходить. При выходе из бухты немного потрепало, что ожидаемо, дальше нас встретила длинная, пологая остаточная волна от ночного ветродуя. Идем в лавировку, до 15:00 ветер более-менее устойчивый, но затем заштилело, а мы еще в 20 км от Кольского. Около 10 км проходим на моторе и на подходе к Оленице вдуло так, что пролетели оставшуюся десятку меньше, чем за час.
Для парусника подход к берегу в губе Оленица заслуживает особого внимания: в районе поселка Оленица обширная мель с приличным удалением от берега – в отлив это хорошо видно. И если нужно зайти в поселок именно водой – то либо нужно идти на приливе по максимально высокой воде, либо следовать строго в фарватере русла реки – на спутниковых снимках он хорошо читается и если заранее вбить себе в навигатор несколько точек, где русло меняет направление, то, наверное, и по малой воде просочиться можно. Точки у нас были, но «нам туда не надо» (с).
Изначально, точку ночевки выбирали с учетом минимального количества мелей, чтобы поближе таскать шмотки в случае, если, например, придем по малой воде и кат окажется далековато. Такая точка есть западнее поселка по береговой черте – на самой выгодной позиции располагается рыбацкая артель, но рядом с ней примерно в километровой зоне тоже довольно удобно. Рядом с берегом в этом месте проходит трасса, на берегу полно машин, палаток и надувных моторных лодок – рыбаки съехались со всех уголков Необъятной на рыбалку – видимо, пошла Рыба.
На берегу есть сотовая связь.
На подходе к берегу с воды есть сюрприз – Беломорский барьерный риф (шутка).
Смех смехом, но с этим явлением пришлось считаться, поскольку на песочек-то мы по большой воде проскочили, а, судя по расписанию, стартовать нам на следующий день светило по уровню «ниже среднего». В результате, проявив должное почтение к барьеру, пришлось перебрасывать кат через него и ставить на якорную утра так в 3:00. Уж очень не хотелось терять на это время утром.
Правда, произошло это, так скажем, естественным путем, т. к. до 2:30 ходили на приток (р. Запорожный) за пресной водой. Пешком в одну сторону от места ночевки по дороге получилось около часа. (К слову – расход у ручья совсем мал, плюс в прилив в нижней части вода перемешивается с морской, поэтому набирать пришлось «кружечкой из болотца» характерного «получайного» цвета воду. Оно, конечно, съедобно, но если есть время и желание – можно сходить водой или по дороге в поселок за водой почище).
Вышли по графику, около 10:00. Дует несильно, но строго попутно. Так, фордевиндом доходим до полуострова Турий. Его южная оконечность – Кандалакшский заповедник, поэтому без высадки огибаем его и проходим мимо.
Около 16:00 доходим до предполагаемого изначально места ночевки – впадение небольшого ручья на полуострове Турий. Место это довольно низменное, завалено тоннами плавника, но ручей действительно есть. Не понравилось оно нам – решили продвинуться вперед по ходу завтрашнего движения – поискать для ночевки чего-то по-приличнее.
В результате, встали на высокой северной оконечности о. Вольостров. Перед нами пос. Умба, снова появилась сотовая связь. Вдоль острова постоянно снуют рыбацкие лодки – видимо, действительно Рыба пошла.
Около 10:00 выходим в сторону м. Кочинный. Попутно зашли в устье р. Ручьевой. Набрали пресной воды и были тут же изгнаны на воду тучей местного гнуса.
Около 18:00 подошли к маяку мыса Кочинный – территорию заповедника миновали – можно устраиваться на стоянку, да и начавшийся дождь желания идти дальше не прибавлял.
Запланированная стоянка в бухте за мысом Кочинный оказалась хороша, с водой во впадающем ручье. Настолько хороша, что на следующий день сделали дневку и баню. Дров и пресной воды достаточно, погода располагала денек отдохнуть.
Около 10:00 выходим в сторону м. Максимов. Ветер попутный, но довольно слабый. К слову, очень нас в таких случаях выручала в походе новенькая генуя – спасибо за нее парусному мастеру Сергею Новицкому из Санкт-Петербурга, это был ее первый поход. Если грубо, то в среднем генуя давала прирост скорости 1,5-2 км/ч относительно движению со штатным стакселем. Единственное неудобство – при смене галса быстро не перекинешь и при моем монтаже парус был не на закрутке, а просто поднимался фалом из мешка когда это нужно. При длительном движении на полных курсах одним галсом – очень оправданная вещь.
Около 17:00 подошли к мысу Максимов. На впадении довольно большой приток – р. Максимов с очень чистой водой. На обоих берегах устья – большие хорошие стоянки, одна из них занята большой детской группой байдарочников – стоят уже четвертый день, отдыхают.
Стоянки, видимо, посещаемы, поэтому за дровами приходится гулять дальше привычного.
К вечеру принялся дождик, где-то вдали даже с грозой.
С утра нас ожидала небольшая разминка в виде полной разгрузки ката и волока по осушке до воды. Ночное перечаливание по большой или средней воде на более глубокое место мы проигнорировали и теперь пришлось напрячься, да побыстрее, т. к. вода продолжала уходить. В-общем, осушка здесь впечатляет.
В 11:00 вышли в сторону мыса Коровий Наволок и около 16:00 достигли цели.
Мыс образован огромной покатой скалой, в середине мыса есть небольшая удобная бухта с песчаным пляжем, но она была занята 2 лодками. Встали у северо-западного основания мыса на скале. В море вдоль мыса присутствует небольшое течение с запада на восток, на воде видна четкая граница водораздела.
С берега вечером ловилась некрупная треска.
Памятуя о волоке катамарана по осушке днем раньше, в 4:00 перечалили кат поглубже. Настолько поглубже, что на берег с него пришлось плыть, благо утро выдалось теплое и солнечное.
В 10:00 вышли в сторону мыса Кузокоцкий. Идем в лавировку, огибание мысов Костылев и м. Титов материковой части тянется мучительно долго. Миновали о. Великий, он также весь на территории Кандалакшского заповедника.
К 19:00 подошли к месту стоянки на мысу Кузокоцкий. Стоянка не сильно ровная, но с дровами проблем нет и довольно удачно место для стоянки ката – от волны с моря прикрывает длинная каменистая коса и можно либо оставить судно на якоре, либо вытащить на берег – пологий участок для этого тоже есть рядом с основанием косы – в отлив это хорошо видно.
А вот погода испортилась. Начало хмуриться и капать уже с обеда. А к вечеру установился постоянный сильный ветер С-З до 10 м/с, да с проливным дождем и так почти всю ночь. Думали, придется здесь штормовать, но следующим утром ветер стал стихать.
Изрядно подмокнув за целую ночь дождя, стартуем в сторону Чупинской губы – идем на о. Сидоров. Каменистая коса хорошо защищает от разгулявшейся за ночь волны. Около 13:00 миновали острова Кемлудского архипелага (тоже, кстати, Кандалакшский заповедник) и взяли курс на о. Сидоров, наша цель бухта в его западной части.
Если верить карте, на острове есть родники с пресной водой. Как минимум один можем подтвердить – действительно есть, ближайший на юг от бухты Сидорово Залудье.
Дождь с нами расставаться не хочет – то начинается, то перестает, так весь день до вечера.
Около 15:00 подошли к обозначенному на карте роднику – он действительно есть, прямо на берегу устроен деревянный короб с крышкой.
Набрав воды, заходим в бухту Сидорово Залудье и встаем на одной из свободных полян посреди соснового леса. Да, стоянки здесь явно часто посещаемы и по этой же причине хорошо оборудованы всякими столами-лавочками и проч. Приятное место. На острове кое-где есть человеческие тропы, при желании можно прогуляться, что мы и сделали. В высшей точке острова устроена смотровая вышка.
Ну, конечно, поднялись пофотографировали окрестности.
Заодно, сходили до бухты на восточном берегу острова – отрадно было увидеть на берегу еще один парусный кат с экипажем.
Изрядно подмокнув за целую ночь дождя, стартуем в сторону Чупинской губы. Обложенное со всех сторон тучами небо и третий день поливающий нас дождь продолжает смывать нашу надежду на просушку на антистапеле. Однако, ветер хорош, метров 8 в секунду с порывами. Как только вышли из ветровой тени Сидорова, вдуло так, что помчали мы хорошим бакштагом около 15 км/ч прямым курсом в нужный нам залив. Самый короткий и мокрый переход получился.
Поход, считаю, удался. Временами чувствовалась некоторая нехватка ветра как по силе, так и по направлению, но, с другой стороны и такого, чтобы мы день или больше штормовали на берегу не было. Дожди по-большому счету зарядили только в 3 крайние дня похода. Однако, при этом температура воздуха не особо падала. В-целом район похода оказался довольно посещаемым: Карельский берег, в-основном, – туристами, а вот на Терском берегу (Кольский п-ов) получалось так, что если на карте есть впадение ручья и хоть небольшая бухта – жди дам и рыбацкую избу, причем в большинстве случаев – занятую. Морского зверя (белух и тюленей) насмотрелись вволю, правда близко для фото-видео съемки они не подпускали. Треска ловилась устойчиво, но в этот раз мелковата. Ни ягод, ни грибов в приемлемом количестве мы не встретили – ну, может – рановато, т. к. черника стала попадаться ближе к концу похода. Самый длинный переход в 62 км прошел штатно, может, за исключением неудобства из-за отсутствия на судне теплого и уютного гальюна:). Новый дополнительный парус от Сергея Новицкого – генуя 7,2 кв. м. себя оправдала – в слабый и средний ветер на полных курсах давала прирост скорости до 2 км/ч. Для походов, на мой взгляд, имеет смысл, особенно на длинных переходах без необходимости лавировки, т. к. переносить его на другой борт приходится вручную – шкот крепится ближе к корме и просто так его не перекинуть.
Заброска катамарана и группового снаряжения на машине до места стапеля на базе в Чкаловском удобна, машину можно оставить под охраной, при желании предоставляют места под палатки, либо можно остановиться в гостинице, но об этом лучше побеспокоиться заранее – к примеру, на момент нашего стапеля мест, решительно, не было. Грунтовка от Чупы (40 км) проезжается примерно за час, при необходимости примерно в 10 км от Чупы есть довольно приличные стоянки на оз. Варацкое, заезд туда по каменистой лесной дороге, местами с приличным уклоном. Пресная вода на маршруте встречалась достаточно часто для нас, иногда даже сливали более мутную, как нам казалось, и перезаправляли более чистую. Маршрут вовсе не по нетронутым человеком местам – рыбаки и туристы встречались нам постоянно. Также, в отношении выбора мест для стоянок приходилось учитывать границы Кандалакшского заповедника – это удлинило нам один из переходов вдоль о. Великий, но других проблем не вызвало. Сотовая связь не Карельском берегу была только Мегафон, на Терском берегу иногда пробивался и МТС.
Загрузка ката в нашем случае, считаю, была близка к оптимальной – даже на попутной волне носовой балкой воду мы не рыли, всхожести баллонов на волну вполне хватало. Опять же, при благоприятных условиях вполне удавалось поддерживать скорость 10-12 км/ч. Средняя продолжительность дневных переходов для группы, желающей ночевать на земле, была вполне разумной, не более 8-10 часов за редким исключением.
По результатам похода, с планами на будущие навеяло следующее:
Не худо бы заиметь возможность оперативно получать прогноз погоды. Получается, что альтернативы спутниковому телефону пока нет.
>О том, какая в смысле оператора сотовая связь в каких точках маршрута работает – нужно беспокоиться заранее, особенно в точках старт/финиш.
Разборный туристский парусный катамаран «Сибкат-18М»
Длина – 5,5 м
Ширина по габаритам – 2,4 м
Высота мачты – 6 м
Грот – 6,8 кв.м
Стаксель – 3 кв.м
Генуэзский стаксель – 7,2 кв. м.
Диаметр поплавка в миделе – 0,52 м
Осадка – 0,25 м
Осадка со швертом – 1,0 м
Навигационное, картографическое и специальное оборудование
Набор морских карт 1:200 000
Компас (2)
Смартфоны с приложением Maps.me и загруженными картами и точками (2)
GPS навигатор Garmin ETREX с закачанными точками стоянок и источников пресной воды (1)
График приливов и отливов (по точке «Кандалакша»)
Анемометр
Монокуляр 8х40
Рация морского диапазона Icom IC
Аварийно-спасательное снаряжение
Спасательные жилеты на каждого члена экипажа
Бросательный спасательный конец «морковка» (25 м) – 1
Плавучий якорь, фал 15 м
Групповое снаряжение
Палатки – 1
Ремонтный набор – 1
Медицинская аптечка – 1
Помпы воздушные – 2
Мотор Mercury 5 л. с.
Бензин – 40 л
Весла – 2
Якорь 6 кг, фал 40 м
Таганок – 1
Набор котлов (3 шт), сковорода (1)
Газовая горелка с ветрозащитой – 1
Газовые баллоны – 6 х 230 г
Топор – 2
Пила – 1 лучковая + складной сучкорез
Тент 3х6 – 1
Ёмкости для пресной воды на 40 л
День | Дата | Участок пути | Расст. по ген. курсам, парус/мотор, км | Ходовое время, ч | Примечания: ветер (напр., баллы)/Скорость (м/с)/Темп. (град.) |
---|---|---|---|---|---|
1-3 | 07.07-09.07 | г. Дмитров – пос. Чкаловский | - / - | - | Заброска а/м, Стапель |
4 | 10.07 | пос. Чкаловский – о. Кереть | 14 / - | 5 | Стапель С-В/5/22С |
5 | 11.07 | о. Кереть – м. Одинчижный | 42 / - | 10 | Ю-В/6/20С |
6 | 12.07 | м. Одинчижный – губа близ Гридино | 17 / - | 3 | С-З/5/20С полудневка |
7 | 13.07 | губа близ Гридино – губа Оленица | 62 / 6 | 11 | С-В/4/20С |
8-9 | 14.07 | губа Оленица – о. Вольостров | 46 / - | 7 | Ю-В/5/22С |
10 | 15.07 | о.Вольостров – м. Кочинный | 42/- | 10 | В-Ю-В/4/24С |
11 | 16.07 | м. Кочинный | - / - | - | Дневка |
12 | 17.07 | м. Кочинный – м. Максимов | 36 / - | 10 | З/3/22С |
13 | 18.07 | м. Максимов – м. Кобылий Наволок | 21 / - | 6 | В-Ю-В/4/20 |
14 | 19.07 | м. Кобылий Наволок – м.Кузокоцкий | 46 / - | 11 | В-Ю-В/4/18 |
15 | 20.07 | м. Кузокоцкий – о. Сидоров | 22 / - | 5 | В-С-В/3/20С |
16 | 21.07 | о. Сидоров – пос. Чкаловский | 21 / - | 3 | С-С-В/5-8/18С антистапель |
17-18 | 22-23.07 | пос. Чкаловский – г. Дмитров | - / - | - | Обратная дорога |
Итого: активным способом передвижений пройдено 369 км, из них на моторе – 8. Средняя скорость – 4,55 км/ч. Среднее расстояние в день – 33,5 км.
Примечание:
Скорость ветра приведена в м/с, замерялась по анемометру (2 м. над уровнем земли)