Первоисточник и обсуждение - см. форум КиЯ.
Еще на Белом море ночью он притягивал к себе и манил нас с Селеной - красный шар Полярного Солнца , висящего над самым горизонтом на севере. И вот мы решились!
Такое большое и ...такое маленькое путешествие.
Такое большое - своими бескрайными просторами. Из Пензы до Териберки 2600км. Три дня за рулем!
И такое маленькое-всего лишь переход из Териберки до о. Кильдин.
Но... вы только представьте! ...Баренцево море! ...Синее безоблачное небо! ...Полутораметровые волны с пенными гребнями! ...Дельфины! ...И паруса ,наполненные ветром! Это мало или много ?
Ну а что же оно - полярное Солнце? Вот оно - полуночное Солнце Арктики (этот снимок сделан в Баренцевом море у мыса Чеврай 21 июня в 00 ч. 00.
Все так же светит своим равнодушным холодным светом откуда-то с Севера. Но нам туда нельзя. Мы с Селеной дошли до края земли и .....посмотрели на него с моря !
Если по честному, то начинать нужно с позапрошлого года, с перехода Кемь -Чупа.
Белое море - уникальный регион. Уникальный своей красотой ,историей ,традициями. И уникальный для нас водоплавующих. Только здесь можно пойти ВДАЛЬ! И почувствовать свободу. На всех остальных морях -только ВДОЛЬ. И под присмотром.
Но свобода (по настоящему) -палка о двух концах. Особенно для тех, кто не хочет делиться ей ни с кем и идет один. Это значит ,что в трудную минуту будет некому помочь и некому будет предостеречь об опасностях. Главная из них-усталость. Она накапливается в организме постепенно как только ты выехал из дома. Дальняя дорога на машине-постоянный контроль утомляет. На воде тоже полного отдыха не получается. Хорошо если у берега на осушке или у плавучего понтона. Но несколько суток в море....
Многочасовые переходы и небольшой прерывистый в полглаза сон. Усталость накапливается ,но этого не замечаешь И начинаешь ошибаться, но подсказать некому. Я помню как искал вертлюг к плавучему якорю. Дважды перерыл рундук - не нашел. Только дома нашел его - он и был в рундуке. Как я устал за этот переход понял, только когда встал к плавучему причалу на биостанции в Керети. Почувствовав что в безопасности, я не прилег и не уснул - меня просто как в яму бросило - мгновенно все кругом погасло.
Наутро я планировал встать не позже 6 ч. и пораньше прийти в Чупу - у меня было расписание поездов. Но я проспал что запланировал! Для меня и моего организма это чуть ли не уникальное событие - я всю жизнь просыпаюсь рано.
Хорошо, если все это не приводит к более серьезным последствиям.
Сколько обсуждались и здесь и на других тематических форумах и в СМИ отдельных приморских регионов происшествия на воде, когда в одиночку выходят на воду и пропадают. Просторы моря или небольшой водоем, профессионал-одиночка или начинающий яхтсмен - без разницы. Полузатопленная лодка и пропавший хозяин (тело иногда после находят)... Что к этому приводит? Недооценка водной стихии, переоценка своих способностей? Мало кто может поделиться своим опытом .....
При движении лодки все время в жилете и пристегнут страховочным фалом. А на плавучем якоре во время отстоя? Под утро "приспичило ". Умный голос внутри меня подсказывал - не выходи, справляй нужду из рубки в кокпит. Там и так вода плещет, не успевает уходить. Но нет - мы же не такие! Полез к транцу налегке. А что может случиться? Потом показалось ,что нужно гик по другому перетянуть, на качке сильно болтается. Отстегнул нижний карабин у вертлюга гика-шкота. И ...короткий резкий удар в левый висок оковкой нока гика. Даже мявкнуть не успел, как клацнул зубами у противоположного борта. От полета за борт спасло то, что ноги запнулись в кокпите о снятый мотор и просто подкосило в коленях. Вот как-то так!
Стал собирать необходимую информацию по северу Кольского. И потихоньку он из страны мрака полярной ночи и холода стал превращаться во вполне обжитой край. Сайт "Кольские карты" - очень интересен. Опять прибег к помощи рыбаков и охотников .Сайт "Мурманский рыболовный форум" - кладезь информации.
Регион непростой. Пограничный режим и много ЗАТО, где рулят военные. А так же погодный фактор-фактически Северный Ледовитый океан. Пожалуй самым доступным поселком оказалась Териберка. Информации в интернете полно. Только ленивый не рассказывал о "драконьих яйцах", кладбище кораблей и прочей блогерской чепухе. Поселок открыт для свободного посещения и очень популярен среди рыбаков и туристов, но пограничный контроль сохраняется.
Определил себе самый простой и обжитой сектор интересов: на западе п.Гранитный, на востоке Д.Зеленцы. Без фанатизма,как пойдет. Так как мой стиль походов (вышел в море и исчез на какое то время) здесь не прокатит,то пришлось разбираться в административных казусах. Опять спасибо Мурманскому рыболовному форуму - все разжевано. Выход в море только с разрешения пограничников. Необходимо оформить уведомление с указанием своих данных и района плавания. Можно отправить его заранее по эл. почте ,или на месте оформить на погранзаставе. За два часа перед выходом звонок на заставу. Перемещаться можно только в светлое время, но здесь есть лазейка - полярный день. На это я и рассчитывал - уходят на несколько суток, указывая в уведомлении места ночевок. Посещение островов требует отдельного пропуска. Его можно оформить через Госуслуги. Все это я зимой оформил.
Еще, в сезон,пограничники или ГИМС устраивают "показательные порки ", перекрывая выход из бухты и проверяя документы на соответствие району плавания ,а также необходимое снабжение лодок. Привел снабжение в соответствие -закупил необходимую пиротехнику.
Вот на что повлиять я не мог, так это на погоду. У меня походный месяц - июнь. На Белом море погода уже устанавливается в первой половине месяца. Баренцево море - гораздо позже. В лучшем случае (если повезет) - вторая половина. А при ухудшении погоды выход в море официально запрещают. То есть можно приехать и просидеть на берегу.
Весной пару раз звонил на погранзаставу в Териберку по поводу уведомления на выход в море. У них были вопросы - все порешали.
Еще нужно было решить, где сбрасывать лодку и оставлять машину.
Поселок находится в губе Лодейной при впадении в нее реки Териберка. Состоит из двух частей - старая Териберка и Лодейное. В Cт. Териберке берег песчаный. Сейчас там активное строительство всяких кемпингов. Есть кемпинг "Териберка -Тур". У них есть свой слип и стоянки для авто. Есть свой сайт с контактами. Много фотографий территории - можно все представить. Связался с ними, узнал возможности и цены. Лодейное-поселок посвежее. Крохотная бухточка с каменистыми берегами и территорией бывшего рыбзавода. Есть причалы и слип. Здесь я хозяев слипа не нашел и остановился на Ст. Териберке.
Дорога до Териберки по отзывам хорошая, за исключением конечного участка. Грунтовка, щебень, дорожные работы, плюс рельеф местности. Но проходима даже для пузотерок . В дождь все гораздо хуже.
На Мурманском рыболовном форуме узнал про ПРИПы. Стал изучать на июнь. Оказалось - ничего страшного, военные гораздо севернее развлекаются.
Вроде все готово. Осталось дождаться погоды, а она постоянно меняется. Ждать дольше не могу выбираю это.
В пятницу 16-го - в путь !
Путь предстоял неблизкий - 2600км. Три дня! Просто ехал и все. Самый длинный день - второй. В 4 часа подъем, в 5 - за руль и до 22ч.с небольшими перерывами на АЗС и еду. После Чупы пошло интереснее - места незнакомые. Второй раз в жизни пересек Полярный круг - теперь посуху.
Хибины еще полностью не избавились от снега. В Оленегорске подлечил заднее колесо. И вот развязка у Мурманска с поворотом на Серебрянское шоссе. Последняя АЗС - больше не будет и в Териберке тоже. Залил в машину, в канистры и в путь. Поначалу дорога нормальная, места обжитые. По бокам дороги мелколесье. Погода пасмурная, без дождя. Проехал крупную рыболовную базу у озера - "шанхай" из сарайчиков и домиков. Потом первое разочарование: нормальный асфальт превратился в убожество пересыпанное гравием и укатанное катком. А ведь я даже до развилки не доехал. Ну что же, пополз потихоньку. Мелколесье потихоньку сменилось тундрой - озерки, мох, камни, редкие кустарнички. И вот наконец то развилка Туманный - Териберка.
Нам налево. Асфальт пока приличный, но... и все - ремонт дороги! Пошла грунтовка в виде стиральной доски. Ползем потихоньку. Иногда торможу - посмотреть на окрестности. Местами снежнички еще лежат. Машины шастают туда-сюда. Легковые, микроавтобусы, джипы. Не похоже на задворки мира. Дорожная техника работает. Надеюсь, все же сделают дорогу. Перед поселком кусок отличного асфальта Раз... и открывается вид на Лодейную губу и Териберку
Время около 7ч. вечера. Особо прохлаждаться некогда-полная вода приближается. Через мост и налево. Ставлю машину на полянке и пешком в кемпинг. Осматриваюсь-стоянка для авто не занята - хорошо. Дальше к слипу. Отмечаю, что по территории насыпаны большие кучи песко-галечной смеси -благоустраиваются. Слип - плотный песок Не очень, но можно. Стою обдумываю. Подходит мужчина и интересуется моим задумчивым видом. Оказывается, никакого сброса лодки не будет. Сейчас приедет тяжелая техника и будет разравнивать те кучи, в том числе и на слипе - благоустройство! Посоветовал ехать в Лодейное на рыбзавод - там слип бетонный.
Внутренне чертыхнулся, но делать нечего. Поехал. Нашел. Мост через крохотную речушку (рядом остатки старого моста). В конце моста ворота на территорию и строгая охрана. Все вопросы официально решаются с ней. Узнал подробности и цены. Даже лучше, чем в "Териберка-Тур" Слип широкий, бетонный, места перед ним достаточно для маневров и стоянки авто.
Берега заливчика каменистые. Куда после сброса лодку пристроить? Нормальные места у причалов и муринги заняты. Наконец рассмотрел у старого моста пару полузаброшенных свободных буев. Лодку сбросил, машину поставил и под мотором к тому бую - привязался. Все! Я на воде.
За три дня дороги устал. Не стал долго возиться на лодке. Пару рюмочек под ужин и третью - за борт. Остальное завтра. Есть чем заняться. Мотор работал неуверенно и в конце концов с виноватым видом "сделал лужицу" бензиновую. Ну что малыша ругать - завтра будем разбираться.
Лодейное у меня шло запасным вариантом. Подробные спутниковые снимки не просматривал. А зря! Тогда бы обратил внимание, что половина этого заливчика темного фона. Во сне по привычке сильнее поелозил - проверить, качается лодка или нет. Сразу проснулся и в иллюминатор. Б.....! Так и есть: кругом няша, камни покрытые водорослями. Лодка вроде ровно стоит. Крупных камней не попалось. Ну что теперь себе нервы трепать! Опять лег спать. Нужно будет днем присмотреться в другому месту.
С утра пасмурно и морось с ветерком. Весь день в заботах. Разобрался с мотором, снарядил лодку, перетащил имущество из машины, налил в гостинице воды в емкости. Чуть в стороне местечко для осушки песчаное -переставил лодку. На мосту постоянное движение - привозят, увозят новые партии туристов. Меня из-за развалин старого моста не видно.
На воде тоже постоянная движуха,16 канал живой . "Лебедь Териберский "-главный. Совсем недалеко большой причал. Возле него два судна береговой охраны. Вообщем обжился. К вечеру погода стала налаживаться. Сквозь разрывы облаком появилось солнце. Шевельнулась мысль - уйти в ночь, но я удушил ее в зачатке. А вот позвонить на заставу стоит - напомнить о себе.
Звоню, представляюсь:
- Такой -то Ф.И.О ., лодка "Селена", уведомление посылал по почте.
- Та самая сине-белая лодочка у моста? Да, есть такой, Селены нет. Есть только лодка-нерегистрат.
- А как же я буду с вами по рации работать?
- Ну вот... зачем рация? И так там постоянно разговоры. Звоните по телефону. Хорошо.
- У Вас записано о. Кильдин, губа Западная -Долгая
- Точно так. пройдусь вдоль берега неспеша.
- МЫ НЕ МОЖЕМ ВАС ВЫПУСТИТЬ . Вы обязаны в конце суток вернуться сюда.
- ?????!!!!!!!!
Толком ничего пояснить не мог (или я отказывался понимать ). Ссылался на какие -то инструкции. Потом предложил позвонить в Мурманск и дал телефон. Там монотонным ровным голосом - "Ну Вы же должны понимать всю глубину глубин ,пришла перед началом сезона новая инструкция - а почему Вы ее не изучили ? для Вашей же безопасности ,а Вы знаете сколько гибнут, и вообще что в мире делается ! А на Кильдин военные вообще вход закрыли!"
Я возразил, что про Кильдин в ПРИП ничего не говорится и у меня оформлен пропуск. Голос на том конце погрустнел. У меня сложилось впечатление ,что им просто не хочется связываться с одиночкой на нерегистрате. Ладно. Суть в следующем. После выхода в море до конца суток я должен позвонить им, где я нахожусь. И не с воды, а с суши. Так как в заливах связи практически нет (они об этом знают), значит я должен вернуться на базу. Если нет, то все МЧС и пограничники стройными косяками ищут меня, с соответствующими последствиями. Про посещение о. Кильдин - там местами есть Мегафон. То есть вполне возможно. Перезваниваю на свою заставу - докладываю результат переговоров: или я звоню с Кильдина, или с базы (они и так меня увидят).
Все. Ошейник одет и длина поводка определена. Странно. Ловлю себя на мысли, что спорю с ними, а сам даже не подозреваю - что там, в море.
Намечаю в 9 утра выход
Утро изумительное! Попискивая от удовольствия, занимаюсь утренними делами. Готовлюсь. Позвонил на заставу - в 9 ч. выход. Про себя думаю - выйду чуть пораньше. Здесь рядышком мотор проверю и в 9 на выход из губы.
Все, пошел. Любуюсь окрестностями.
На выходе из губы Лодейной в Териберскую ,сквозь тарахтение мотора слышу на 16-м : "Лебедь -Селене" О! вспомнили! "Селена -на один выше " - Упсс ! - "Лебедь -Селене, у меня все проще, давай здесь"
В общем, они не могли мне дозвониться. Я позвонил. Там все серьезно ! "Почему Вы не подчинились требованиям пограничного наряда?! Вы вышли раньше срока и мы послали наряд чтобы Вас задержать. Они махали Вам с берега, а Вы не подчинились!" Я стал каяться, что без злого умысла, а только волею захворавшего моторчика. Да и вообще, вчера мужики со старой Териберки к нам в магазин приплывали . Я думал - так можно! В конце концов все обратилось в шутку. Дали "добро"!
Вышел в Териберскую губу Она попросторнее. Берег -сплошные радости туристов. Вот пляжи, где драконы свои яйца потеряли. Как говорится "те же яйца ,только вид с моря" . Ну и т.д..
Ветер восточный. Волна небольшая. Териберский полуостров прикрывает. Перешел на паруса. Курс-полный бакштаг. Подальше к о. Мал. Олений море развернулось во всей красе! Синее безоблачное небо. Вымпельный ветер 6-7 м/с. Волна около 0.5 м. Лодка идет 6-7 км/ч. Нетрудно прикинуть, что истинный ветер ок. 9 м/с - не зря гребни вспенивает. Краем глаза ловлю странную волну. Грязно-черная и треугольная. Дельфин метрах в 20! Потом опять и опять! Здорово! Еще бы китов? Но нет!
Дальше за М. Оленьим волна подросла. Пошла зыбь метра полтора с ветровой волной. Гребни с шипением догоняют лодку и рушатся. На горизонте "гранитный крейсер"- о. Кильдин.
Дошел до Кильдинского пролива и у м. Могильный перешел на мотор. Вошел в бухту Могильная и стал осматриваться. Справа на берегу какая то техника, старый пирс. Дальше - постройки. В воде чудные водоросли. Прикинул, как лодку пристроить - получилось. Сошел на берег.
С прибытием!
Пошел к постройкам. Жилой дом, хоз. постройки, техника. Постучал в зашторенные окна. На крыльцо вышел мужчина чуть постарше меня. Познакомились. Зовут Алексей. Раньше служил здесь до расформирования части. Давно на пенсии. Мог бы спокойно и в комфорте жить гораздо южнее, но Север не отпускает. На летний сезон перебирается сюда. Поддерживает в порядке этот крохотный поселок и присматривает за туристами. Алексей подсказал мне, где есть связь. А так бы и бегал по острову с телефоном.
Прошелся немного по окрестностям
Все это не может оставить равнодушным. В чем то понимаю Алексея. Немного портят вид остатки былого военного "великолепия". Это все собирают по острову и свозят сюда. А потом вывозят на материк. Медленно... но хоть что то.
Нужно принимать решение - что дальше. Можно идти до Гранитного, но не знаю, есть там связь или нет. Вопрос как идти обратно. В ближайшие дни направление ветра не изменится и тише не станет. Только в конце недели по прогнозу появится облачность и ветер стихнет (больше трех дней веры нет). Ночью ветер чуть тише. Днем против такого ветра и волны и такое расстояние Селена не вытянет. Ночью, под мотором?
Пошел на место связи. На мысу Могильном стоит автономная метеостанция. Возле нее берет Мегафон.
Позвонил домой, а потом на заставу. Доложился о прибытии на Кильдин и о дальнейших планах: в Гранитный не иду, возвращаюсь, выход на 23.00. Попросил текущие сутки закрыть и открыть новые. Мало ли как переход пойдет. Пусть будет резерв времени. Все согласовали. Решение принято.
Собственно говоря это тоже входило в мои планы - ночной переход. Сейчас день летнего солнцестояния . Самый длинный полярный день и солнце ночью максимально над горизонтом.
Сходил попрощался с Алексеем. Последние напутствия : предостережение о мысе Чеврай , и об удобных стоянках в заливах (на всякий случай )
Пока шел под прикрытием мыса вроде нормально, а как из пролива вышел,так немного погрустнел. Ветер чуть поутих, а волны-то остались. Только стада барашек по ним не бегают. Скорость сразу упала. Мотор стало выхлестывать из воды. Мыс Чеврай тяжело проходил. Мелководный, каменистый, далеко уходит в море. Волна возле него нехорошая, хаотичная. В полночь все же сделал этот снимок.
Зашел в пролив Малый Олений. Там хорошо - тихо. Прямо по курсу какой то предмет на воде. Пригляделся-спящая нерпа! Кажется она не просыпаясь медленно погрузилась в воду, а потом также медленно всплыла! Соблазнился одной бухточкой. Песчаный пляж и возле берега в расселине - снежник. Причалил. Немного походил вдоль берега. Видны фундаменты строений - урочище Малооленье.
Под утро море проснулось. Ветер окреп ,поэтому в Териберскую губу входил напрягаясь. А в Лодейной уже хорошо. Прошелся по ней до моста в старой Териберке. И там видел нерпу. Возле самых причалов. Уже дома прочел в интернете, что в Териберке на пляже прижились две нерпы. Туристы прикормили.
Ну а потом на знакомую стоянку у моста. Доложился Лебедям и спать.
Утром подъем лодки и подготовка к дороге.
Где то там за горизонтом - дом!
P. S
Ну и как это - мало или много ?
Во всяком случае я обещал Селене показать Арктику - я обещание выполнил. Это ей подарок к юбилею. Ей в этом году 10 лет исполнилось ! Ну а мне - 60 ! Жизнь бежит!
Всем Удачи!!!!!!!