Первоисточник – форум КиЯ (обсуждение, больше фотографий).

Михаил Назаров (MINin)

И СНОВА ЗА ЯХТОЙ В ШВЕЦИЮ-3
ИЛИ ИЗ-ЗА МОРЯ С КОМФОРТОМ

Ах, Балтика, Балтика! Белесое низкое небо, серая волна, холодный, пронизывающий ветер и неприветливые скалы… За что же мы любим тебя? Что тянет нас сюда снова и снова? И почему мы тебя теряем?.. Сидя в уютной марине под ласковым зимним солнцем Средиземки, приятно вспоминать о ней, далекой, недоступной, скованной ледяным дыханием Севера...

П Р О Л О Г

Год назад мы купили лодку в Черногории и все это время усердно осваивали ее и эту небольшую балканскую страну. Было ново и интересно, но где-то в глубине сознания изредка появлялось желание вновь увидеть море, у берегов которого мы родились. Желание переросло в идею. Идея обрела форму. Форма определила решение.

К концу зимы на Блокете начинают появляться интересные лодки. А у нашего соседа по пирсу живет в Гетеборге приятель-швед. Так почему бы этому приятелю не съездить посмотреть для нас лодку, появившуюся сегодня утром? Не бесплатно, конечно…

Не стану подробно описывать процесс покупки лодки. Скажу только спасибо людям, помогавшим нам это сделать. Труден стал в наше время перевод денег и оформление регистрации. Но все было успешно преодолено и мы стали ждать весны.

Часть 1. Туда

С выездом определились: самолет отпадает. Во-первых, я их не люблю, а во-вторых, уж больно контроль там сильно паспортный. И, хотя с шенгеном все в порядке ("остаток" пятилетнего финского шенгена, полученного аккурат перед началом ковида), чем контроля меньше, тем черт не шутит. В начале мая месяца коллега и соотечественник, тридцать лет живущий в Германии, предложил разделить с ним поездку в Бремен. А у нас друзья в Ганновере. Так это же по пути! Едем.

Выехали утром и через несколько часов пересекли границу Хорватии. Мы в шенгене. Причем, черногорские погранцы свою печать ставить поленились (не в первый раз!). Хорватия, при всей скоротечности пребывания, понравилась: красиво, как в Черногории, но мусора нет.

Меняя друг друга за рулем, добрались до Ганновера. Встреча со старыми друзьями всегда волнительна. Весь день прошел в разговорах и прогулках по городу Мюнхгаузена. Утром сели на электричку и добрались до Бремена, где встретились с нашим другом, привезшем на вокзал багаж. Два здоровых чемодана, один с вещами, второй с инструментом. Тяжело, а надо: кто знает, в каком состоянии на самом деле лодка.

Далее наш путь лежал через Гамбург в Киль, где мы погрузились на паром Stena Line, «домчавший» нас к утру следующего дня до Гетеборга. Эти паромы из разных портов Германии ходят в Швецию, Норвегию, Финляндию, Данию. Нам надо было попасть в Гетеборг, а оттуда – на озеро Venern, в маленький шведский городок Омоль. Это была еще одна причина, по которой мы взяли именно эту лодку: давно хотели пройти Гета канал, да то времени нет, то денег, то еще какая-нибудь причина мешает.

При высадке с парома нам очень помогла семейная пара. Она - шведка с немецкими корнями (дед был хирургом, прошел Сталинград и русский плен), он - немец. Показали остановку трамвая, заплатили за проезд (поскольку шведской карты у нас не было) и не взяли денег. Проводили до вокзала. Словом, милые, душевные люди.

В киоске Pressbyron купили билеты на поезд и симку Telia, однако, работать она не желала. Продавщица, девушка с таиландскими корнями, говорила по-шведски чуть лучше меня и устанавливать ее не хотела. Что ж, уповаем на вайфай.

Часть 2. Там

До Омоля два часа езды на поезде. Заселились в одну из трех гостиниц города. Дорого, но ведь первый день. И побежали знакомиться с лодкой. Итак, позвольте представить: Comfort 32, румпельный вариант. Лодка три года стояла на суше, под тентом, рядом с железнодорожным полотном. Второй хозяин, серб, живущий в Швеции с девяностых, ее купил, но так и не воспользовался.

Теперь он старательно обшаривал лодку в поисках автопилота, который, скорее всего, сам и спер, ахая и охая: дескать, три года никто ничего не брал, а тут… Договорились, что через четыре дня организует спуск и сам приедет помочь. Больше мы его не видели…

Четыре дня приводили мы лодку в порядок. Мыли, скребли, чистили. Заодно провели инвентаризацию. Нашли немало нужного, включая старое гнездо шершней под чехлом грота. Хорошо, что парус не прогрызли! Съездили в Гетеборг. И тут (о чудо!) девушка в офисе телии, установила нам симку, попутно заметив, что нам продали не ту. И даже денгег не взяла. Приятно.

Два дня я не решался подойти к мотору: работы хватало и без этого. Вскрыв топливный бак, обнаружил там ком коричневой слизи с два кулака. Биодизель, твою! Вычистил бак до блеска, залил свежей солярки. Поменял масло, фильтры и крыльчатку водяной помпы.

Аккумуляторы оказались живыми (два из трех). И мотор завелся с первого раза! Надо сказать, что в дальнейшем мотор ни разу за весь поход не подвел. Заводился и работал, словно молодой.

На пятый день я тщетно пытался дозвониться до бывшего хозяина, костеря его на чем свет стоит. Он не отвечал, однако в условленное время на зимнюю стоянку въехал трактор, которым управлял викинг лет семидесяти пяти с напарником годиков на пять помоложе. В ходе последующих переговоров выяснилось, что с нас 2000 крон, что нас доставят к марине и спустят на воду, а мачту мы понесем сами. Или еще 1000 крон. Когда с тебя сдирают две шкуры, глупо жалеть о третьей: мы согласились.

Стен бодро довез нашу лодку до марины и загнал под стационарный кран, но дальше вышел затык: мужики не могли понять, как снять яхту с телеги. Болельщиков кругом хватало: автодома располагались на площадке рядом и оттуда уже доносились «дельные» советы. В конце концов я просто снял заднюю балку у кильблока и все уладилось. Шведы промолчали, но отношение к нам неуловимо поменялось к лучшему. После спуска перешли к пирсу рядом с краном для мачт, где и простояли три дня.

За постой не платили: ходить четыре километра, чтобы еще и деньги отдать, это выше моих сил. На второй день подошли к крану, поставили мачту, привезенную Стеном и его напарником. Все время нашего пребывания в Омоле в небе барражировали военные самолеты, то в парах, то в четверках отрабатывали маневры над озером. Когда ставили мачту, Стен, ткнув пальцем в небо, а меня в грудь, вдруг объявил: «Putin!» -«Nej, Det är inte Putin! Det h är är NATO!» (Нет, это не Путин, это НАТО!), возразил я. Старый викинг сжал кулак, но кругом уже откровенно ржали все, кто был рядом, и он расслабился. На этом межнациональные конфликты в нашем путешествии были исчерпаны.

Нам помогали многие в этом походе. В яхтенном магазине в Омоле поляк Анджей подарил нам трюмную помпу, которую мы тщетно пытались найти (штатная сломалась). Разговорились. Оказалось, земляки: его бабушка из Ленинграда.

55 миль по озеру мы прошли в субботу. И зря: в низкий сезон офисы Гета канала работают по будням. В итоге нас поставили в очередь на среду. Сьёторп – маленькая деревушка, но марин здесь две. Поскольку никто нас не напрягал, стояли бесплатно: после того как оплатили проход по каналу 500 евро, решили поэкономить. А стоянка в маринах канала включена в оплату.

Самый трудный день на канале – первый. Шлюзы узкие и короткие, струя в них сильная, стенки неровные, кранцев мало,а силы на исходе. Потом привыкли. А с третьего дня пошли вниз и стало легче.

Шли с ирландцами, норвежцами, немцами, шведами, финнами, швейцарцами… Помогали друг другу по мере сил. Да и маринеры канала всегда готовы подать руку и принять швартов.

Вообще внутренняя Швеция произвела впечатление какой-то несколько искусственной пасторали: слишком аккуратненькие домики, слишком ровненькие поля, слишком подстриженные овечки на таких же газончиках… Но красиво. И канал и его окрестности понравились. Нам бы сюда лет семь назад! Когда не остыл еще щенячий восторг от иного мира…

Интересный нюанс: мы задержались на один день в Мутале. Я думал, что это конечный пункт дневного перехода, а оказалось, еще полдня идти. Но работники марины объяснили, что у нас оплачен именно переход, а стоять мы можем хоть до осени. Возможно, я неправильно их понял, но денег за лишний день с нас никто не требовал.

Движение на канале регулируется работниками. Постоянными и наемными. Яхты идут караваном до 6-8 судов, в зависимости от размеров. В шлюзе помещается 3-4 яхты или катера. Зевать особо некогда: струя бывает приличная, можно навалить на соседа.

Так мы и шли: лодка за лодкой, мимо ферм и деревенек, городков и конных заводов, мимо полей, рощ, изредка – над автодорогами, все дальше и дальше, все ближе к конечной цели.

Часть 3. Оттуда

Мем, последний (или первый) населенный пункт на канале, прошли и не заметили. Вышли в море. И против ветра еще часа два моторили до марины Stegeborg. Жаль, замок был закрыт для посещения. Заночевали.

Утром, около 5 часов вышли из марины и, пройдя шхеры, оказались в открытом море.IMG_20240529_103157_cr.jpg Весь день шли то под парусом, то под мотором, попали в плотный туман с видимостью 50м и к вечеру были ввиду славного города Висбю. В марину заходили уже в темноте.

Висбю понравился сразу и весь. За следующий день исходили его вдоль и поперек. Больше всего поразило несоответствие размеров жилой застройки и культовых сооружений.

Предупредив накануне харбормастера о намерении закрыть границу, были посещены утром двумя вежливыми представителями власти. Флаг у нас… ФРГ, поскольку лодка имела регистрацию федерации парусного спорта Германии. И доверенность на управление имеется. И ДКП на гражданина Германии, от которого доверенность. Куда идем? В Росток. Через Калининград. Почему? А вот она – доктор медицины, у нее там пациент. Сорок минут представители думали, советовались со старшими товарищами, но проштамповали-таки на выход! Прощай, Висбю! Наше свидание было кратким, но все-таки было!

За этот день успели обогнуть остров и пришвартовались в маленькой марине поселка Fårösund. Здесь увидели на эхолоте 0,4 м в движении… Ил.

Хорошо выспались и вышли рано, намереваясь направиться в сторону Сааремаа, однако к полудню заметили зарницы по левому борту. Гроза вывернула слева-спереди и понеслась на нас. Молнии били вертикально в воду. Развернулись перпендикулярно приближающемуся фронту, дали 2000 оборотов и пошли 6,8-7 узлов. При наиболее близких разрядах начинали отсчет. 12 км… 9 км… 8 км… 6 км… Мы ушли. Ушли к югу и теперь проще было идти в Ирбенский пролив. Туда и направились. К слову сказать, весь путь этого дня прошли под мотором. На разных режимах работы, но непрерывно. Ветер не позволял идти под парусом, а прогноз не допускал лавировки. После этого перехода я наконец уверовал в мотор.

На фарватер вышли уже в потемках. Было одно неприятное расхождение, а в остальном, ночь прошла спокойно. Утром при полном штиле пришли в марину Курессааре. Сразу заправились, оплатили стоянку и завалились спать. Выспавшись, посетили местный замок. Очень понравился памятник Тылю и Пирет. Да и вообще городок славный.

Едва засветало, вышли из марины. Пока дуло, шли под парусами, затем моторили. Некоторое время не могли понять, что за странные знаки навигационной обстановки мы наблюдаем. Оказалось, эстонские паромы. Ветер все крепчал и мы поспешили зайти в марину…

На заходе решили говорить по-немецки. Т.е., говорить буду я, а Света отвечать «Ja-Ja! Naturlich!» Но на наше «гутен таг» услышали «Привет!» Русский вполне харбормастер. Помог со швартовкой, оформил без вопросов, утром проводил с пожеланиями. В этой марине мы встретились с Юрием. Он шел один на своей лодке закрывать шенген. Где? Кто знает…

Утром шли бейдевинд, затем галфинд и бакштаг. На подходе к Таллинну моторили пару часов. Встали в марине Норблесснер, где стояли два года назад. На флаг подошел пожилой швейцарец. Поговорили. Сказал, что оплата после 9 утра. Утром перешли в Пириту, где ждали ветра до следующего дня.

На следующий день некоторое время шли под парусами в галфинд, потом ветер упал, а к полудню раздуло фордак так, что полетели под генуей. Раньше, чем рассчитывали пришли в марину Вийнисту. Ресторан, музей исскуств… А в общем, все довольно запущено. Стояли рядом с катером под голландским флагом с русскоговорящими эстонцами. Приятно пообщались.

Прогноз обещал попутняк и мы вышли чуть свет. А впрочем, свет в это время года почти всю ночь. Сразу поставили геную и полетели 5 узлов. Через час хода заметили эстонского костгарда, идущего параллельным курсом. Рация у нас была, но не работала. Костгард сопровождал нас до границы нейтральных вод, затем пересек наш курс в 50 м и ушел в сторону Нарвы. Отлегло.

Из суеверия я не звонил и не радировал нашим погранцам. Поэтому был совсем не удивлен, когда у Гогланда к нам подлетел катер погранохраны и бравый моряк начал что-то кричать на английском. «Nicht schießen! Hitler caput!», проорал я в ответ, но меня не услышали. В итоге, уяснив, что мы соотечественники, нам велели зайти за Гогланд для досмотра. Трое мичманов поднялись на борт и за 15 минут досмотрели судно. Проблем не возникло. Все вежливо и доброжелательно.

Вечер, ночь и утро шли мы фордевиндом к Кронштадту. Скорость от 4 до 6,5 узлов. Белые ночи – прекрасное время на Балтике! На подходе погода внезапно испортилась. Все вокруг заволокло туманом, пошел дождь вперемешку с градом, загрохотало. За месяц мы успели отвыкнуть от катаклизмов, а тут такая встреча! Но зашли и пришвартовались нормально. Поход окончен.

Эпилог

Нам безумно везло в этом путешествии. Повезло с лодкой, повезло с погодой, с людьми, которые нам встречались и которые нам помогали. Благодаря этому поход получился интересным, «комфортным» и не слишком тяжелым.

А теперь нас ждет наша лодка и, возможно, новые приключения пенсионеров.