Первоисточник и обсуждение - см. форум КиЯ.

Александр Танский

На "Вентуре" в сторону Норвегии

6.06.24

Приключения "Вентуры" начинаются еще на берегу. Как оказалось, в изначально запланированном порту отплытия - Хулиган... Хайлигенхафена не оказалось, простите за каламбур, слипа (закрыт руководством марины), и кран, который еще нужно заранее через интернет бронировать, не работает по выходным.

Придется спускаться в Липпе, что ощутимо юго-западнее, и давать крюка через полигон. Благо, расписание стрельб на нем вывешено на обозрение, и в день нашего отплытия нас не разнесет в кизлы шальной болванкой.

Завтра - готовность номер 1. Неделя до отъезда.

Небесная канцелярия пока закрыта на переучет, но в окошко было видно, что нам уготованы дожди и ветер до 23 узлов на порывах. Оставил заявку на погодное окно, хотя бы до спуска "Вентуры" на воду и на прикручивание ветра балла на 2. Возможно, к следующей среде ответят...

16.06.24

Что-то в этом году снова непруха. Никто никуда не пошел. Мы вчера спустились под проливным дождем, пошли в сторону Дании, но старпом сильно заболел морской болезнью, не мог переносить качку, и мы вернулись в Германию. Стали на рейде у Хайлигенхафена.

Вчера дуло узлов 10-12, но пару раз прилетали шквалы. Один положил нас под 2-м рифом и отданными шкотами. Лодку не залило, но погнуло виндекс, так что у нас теперь только электронный ветроуказатель работает.

Сегодня весь день проспали, занимались мелкими ремонтами и доработками. Завтра попытаемся по относительно спокойной воде дойти до острова Фемарн, а оттуда, если море не будет шибко горбатым, и старпом не отключится, пойдем в сторону Дании, в чем я весьма сомневаюсь.

В общем, еще одно плавание не удалось.

Если вы лепите жирафа, а получается крокодил, не огорчайтесь. Лучше хороший крокодил, чем плохой жираф
(Журнал "Трамвай" №90-06)

Авантюра не удалась. За попытку - спасибо...
("Юнона и Авось")

14.06.24. Карлсруэ - Липпе, 798 км.

В этом году особого ажиотажа перед плаванием, в отличие от прошлых лет, не отмечалось. Как-то все проистекало само собой: подготовка, закупка продуктов, сборы вещей и снаряжения. Вот, только с трудом дождался конца рабочего дня - и помчался набирать воду на источник, покупать хлеб, бананы и яблоки в дорогу, доделывать дела по дому. После работы нужно было завезти еще лекарства из одного кабинета в Бюле в другой, который в Вёрте, что в обычные дни не составляло большого труда и не требовало много времени. Как оказалось, в преддверии чемпионата Европы по футболу все меняется до неузнаваемости. Путь, который занимает, примерно, полчаса - минут 40 пришлось преодолевать из-за мертвых пробок в течение 2 часов...

От дома до лодки тоже пришлось изрядно постоять и мне, и Антону. В итоге все-таки, с горем пополам, добрались до стоянки, где нас уже ожидала "Вентура" в готовом к поездке состоянии. Осталось только снять чехлы - и в путь!

После того, как начался первый матч и рассосались все пробки, ехать стало гораздо приятнее. 80 на темпомате, в динамиках - разная музыка, мармеладные мишки под рукой для заедания усталости. Дорога свободная, время размеренно течет навстречу новому дню и предстоящим приключениям. Где-то вдали прошел дождь, и на полнеба засияла огромная радуга...

Пару раз останавливались, чтобы проверить крепления лодки и фонаря на мачте. Выяснилось, что вышвырнутые в прошлом году с лодки пинком под полосатый зад осы решили поселиться в оранжевом жилете, болтающемся на топе мачты для обозначения габарита. Немного не успели капитально обосноваться. Ошарашенные нашим внезапным вторжением, они даже не стали возражать против очередного изгнания да так и свалили в леса где-то за Маннхаймом. Надеюсь, назад не вернутся.

Ближе к утру, уже за Ганновером, глаза начали слипаться, и мы остановились чтобы заварить крепкий чай. Сплошные ремонты возле Гамбурга преодолели довольно быстро, без пробок. Качество немецких дорог в этом районе пришлось крепко ругать. На бетонном автобане лодка подпрыгивала, виляла, потому приходилось сбавалять и без того скромную скорость к раздражению водителей, не имеющих возможность нас обогнать. За Любеком автобан закончился, и мы свернули на обычную ландштрассе. "100 загибов на версту" оказалось подходит не только к российской, но и к немецкой дороге. У самого конечного пункта закончился асфальт и началась улица Грунтово-Ямская. Аккуратно, метр за метром, дотащили кораблик по колеям и ямам до небольшой марины Липпе. Не успели осмотреться, как начался дождь. Мерзкий, холодный, северный... Накинув куртки, мы пошли осматривать нашу будущую точку выхода и прихода. Марина оказалась совсем небольшая и довольно мелкая. В самых глубоких местах 2 метра, а в основном - 1,5-1,7 м. Населена разными катерами и моторками, у стенки стояло несколько рыбацких сейнеров и даже какой-то спасатель. Встретилось даже какое-то незначительное количество яхт.

Основной засадой было не сколько отсутствие глубин и очень узкий выход в море, сколько то, что перед портом простирался военный полигон, где в будние дни регулярно проводятся стрельбы и учения, отчего весь район оказывается закрыт для плавания.

Ну, другого выбора у нас особо и не было, а посему я зашел к угрюмому и неприветливому харбор-мастеру, заплатил за спуск, подъем на слипе и стоянку для прицепа. Машину пришлось потом ставить в другое место, хотя ничего не мешало оставить ее в марине на стоянке рядом с другими. Хрен поймет этих северян...

Собирать лодку пришлось под проливным дождем. Куртка-непромокайка сдалась довольно быстро, отчего пришлось раздеться до плавок и кепки. Проходящая мимо тетушка обеспокоилась, что я получу солнечный удар, на что я ответил, что мы, южане, ко многому привычны, а от удара у меня каска-кепка наличествует.

Пару раз, когда особо сильно лило, пришлось укрыться в каюте в ожидании более приемлемого дождика. На какое-то время даже выглядывало солнце, но пронизывающий ветер и общая сырость не давали согреться. Наконец лодка была оснащена, и мы начали спуск. Слип оказался довольно пологим и мелким, потому пришлось загонять прицеп чуть ли не по оси в воду. Зато спустили без проблем. И рулем не цепанули, как это бывает на пологих слипах. Чтобы отцепить "Вентуру" от тележки пришлось лезть в воду по пояс. Как показал термометр, водичка была довольно бодрящей - 8°, но это в порыве азарта и после ливня особо и не ощущалось. Погрузили вещи, я отогнал машину и прицеп на стоянки, и мы отогнали кораблик на дальний причал - отсыпаться перед предстоявшим переходом в Данию.

15.06.24

Липпе - якорная стоянка возле Хайлигенхафена. 26,4 ММ. Трек отсутствует. Фото отсутствуют.

Понемногу выспавшись, мы вышли из марины и отправились на север. Погода была неприятная - юго-западный ветер до 15 узлов на порывах, в среднем 9-13, срывался мелкий дождь. Пришлось натянуть на себя непромоканцы и уже реально водозащитные куртки. Уже у самого берега развело хоть и невысокую, но довольно противную резкую волну. Мы поставили паруса, взяли 1-й риф на гроте, и "Вентура" заскакала по серо-стального цвета волнам. Через какое-то время старпома начало рубить. Серьезно так, с головокружением и тошнотой. Пришлось принять пилюли от укачивания, но они особо не помогали. Ветер усилился до 15 узлов постоянной силы, пошли бараны по волнам, и я взял второй риф, скрутив к тому же геную. Несмотря на это, лодка шла до 5 узлов. Пару раз приходили с запада свинцовые, полные дождя тучи, изливая на нас запасы злобной влаги. Мы были уже где-то в 10 милях от берега, когда подошло шквальное пепельно-серое зловещее облако, и, что есть силы, дунуло. Шкот отпустить я успел, но лодку все равно приложило мачтой почти до самых гребней волн и резко привело к ветру. Слава богу, без фатальных последствий. Внутри сухо, вещи, закрепленные по-штормовому, на месте. Перестал, правда, вращаться виндекс, и в дальнейшем пришлось полагаться только на электронный ветроуказатель. Впоследствии выяснилось, что то ли ветром, то ли волной сорвало с крепления пластиковое основание антенны, на которой вертится флюгарка, и ее заклинило. А еще опять разболталась головка баллера, что доставляло неприятностей при рулении. Затягивать же болт на таком ветру и волнении было не сподручно.

Второй шквальчик мы захватили только частично, его "Вентура" с честью выдержала.

Антона стало тошнить еще сильнее, и даже советы держать голову ровно и смотреть на горизонт вкупе с удачным кормлением рыб, вновь принятой дозой антиблевина, отпаивание водой, не возымели эффекта. Он уже позеленел настолько, что почти терял сознание. Мы уже подходили к линии разделения движения, уже открылись датские берега, и я готов был идти дальше, но состояние старпома ухудшалось, и было принято решение возвращаться в Германию и идти до Хайлигенхафена, где имелась защищенная от южных и западных ветров бухта, в которой можно стать на якорь и, как минимум, переждать непогоду. А там уже будем решать, куда дальше двигаться. Как бы то ни было, в таком состоянии и с такими проявлениями морской болезни дальнейшее путешествие не имело смысла.

Ветер заходил на запад. Бакштагом правого галса, уже практически ночью, долетели до Хайлигенхафена и бросили якорь почти у самого берега рядом с другими яхтами, пережидавшими там недобрую погодку. Ветра и волнения в бухте не было, и мы завалились спать до утра.

16.06.24

Весь день мы простояли на якоре. Первым делом обрезали стойки тента, чтобы можно было не убирать гик, и это оказалось весьма правильным решением. Места под тентом было по-прежнему достаточно, но уменьшилась парусность, и гик теперь находился над дугой, а не в стороне, так что можно было смело привязывать его к ахтерштагу на стоянках. Шкот по-прежнему оставался прикрепленным к гику, и снимать его при установленном тенте мы решились, аж спустя несколько дней. Я занялся головкой баллера. Из-за постоянной разболтанности узла в прошлом, о чем написано в прошлогоднем рассказе, алюминиевая головка успела довольно ощутимо сгрызться в трубе баллера, приобретя зазор. Пришлось еще сильнее затягивать болт, стягивающий их вместе, опасаясь, что резьбу сорвет, и мы в очередной раз окажемся посреди моря без руля, хотя и с ветрилами, но совершенно бесполезными в такой ситуации. Зазор заполнил полиуретановым клеем, чтобы он препятствовал провороту. В дальнейшем узел работал без нареканий, но я подумываю над тем, чтобы стянуть баллер и головку мощным хомутом от подседельной трубы велосипеда, чего не смог сделать в Ольбии в предыдущем плавании. Но пока держит - и ладушки...

На обед сообразили ставшей уже доброй традицией свинину на гриле с порошковым пюре. Снова затянуло небо тучами, и нас накрыло дождем, но уже никто никуда не плыл, и у нас был тент, полностью защищавший нас от дождя, ветра, солнца и дурного глаза. После переделки стоек он стал уже больше похож на т.н. "часовни" или, как тут их обзывают "Kuchenbude" - парусиновую палатку с окнами над кокпитом, весьма распространенную в северных широтах с негостеприимным климатом.

Мы снова завалились спать и проспали почти весь день до вечера. Сын младший позвонил и поздравил меня с днем папы. Задыхаясь от радости и возбуждения он сообщил, что впервые полетел на планере. Столько счастья и восторга было в его голосе, что я чуть не расплакался. К вечеру забросил удочку с приманкой из вареной креветки в надежде подцепить какую-нибудь камбалешку, но клева не было. Не судьба...

На командном совете было вынесено решение, поскольку погода клятвенно обещала исправиться и с понедельника начать новую жизнь, все-таки куда-нибудь сплавать, но недалеко, во избежание... Целью выбрали остров Фемарн, лежащий в 9 милях от нашей стоянки.

В процессе планирования перехода и подготовки выяснилось, что потек термос, купленный накануне и испытанный на подтекания дома. Где-то неплотно резинка крышки распиралась механизмом, и через неплотности сочилась вода. Пришлось придумывать как увеличить размах механизма, что и реализовали с помощью вырезанной из куска пластмассы фигурной прокладки, после чего подтекать перестало. Увы, как ни парадоксально, после этого случая так мы ни разу и не воспользовались термосом.

Нас ждал новый день, обещавший, хоть какие-то события и путешествия.

17.06.24

Якорная стоянка - марина Burgtiefe, о-в. Фемарн. 9,2 ММ. В основном - под парусом. Ср. скорость 2,6 уз. Остров Фемарн.

Утро выдалось солнечным, небольшой ветер с запада гнал редкие облака. Из Хайлигенхафена тянулась вереница яхт и брала курс на север, исчезая за горизонтом. Прошлепал в сторону полигона не то тральщик, не то торпедолов Бундесмарине.

Мы свернули тент, снялись с якоря и направились на восток к виднеющемуся мосту на остров. По спокойному морю идти было нормально, Антон не жаловался на тошноту и чувствовал себя уже намного уверенней. Попутный ветер располагал к постановке парусов бабочкой, что и было незамедлительно сделано.

Весь путь до входных буев извилистого фарватера Бургтифе прошли под парусами, любуясь окрестностями и проходящими яхтами. С АИСом поначалу не заладилось, поскольку данные на Навионикс поступают через OpenCPN, и, когда программа неактивна, цели быстро теряются. В самой ОЦПН все великолепно видно, но нет карт... Так и шли, периодически переключая программы.

У самого острова спустили паруса и запустили машину. К марине вел провешенный фарватер, за которым по обе стороны подстерегали мели. Движение по нему оказалось весьма оживленным. Дойдя до развилки, мы остановились в нерешительности: прямо по курсу располагалась верфь, в которой по данным навионикса, гостевых мест не было, но там стояли подводная лодка и спасательное судно, на которые нам очень хотелось взглянуть. Марина же лежала правее. В итоге решили идти в марину, а туда либо дойти пешком, либо доплыть на тузике.

К 10 часам ошвартовались. Городок оказался небольшим, но довольно чистым и уютным. Особо радовали великолепные детские площадки с качелями в виде бумажных корабликов и списанный спасательный катер, установленный на одной из них, хотя и закрытый для игр внутри, но имеющий штурвал и приборы на пульте. Представляю себе радость туземной детворы...

Кругом в марине, помимо лодок, стояли плавучие дома, в большинстве своем - сдаваемые. Никогда не понимал концепцию плавучего дома на море, а тем более - в марине... И не пойдешь никуда, и поутру не плюхнешься в воду с разбега прямо из двери.

На краю пирса стояла смотровая башенка, на которую мы незамедлительно поднялись. Оттуда открывался живописный вид на марину и поселок. Даже визг шлифовальной машины (в башне шел ремонт, и перила шкурили для покрытия лаком) не смог помешать созерцанию окрестностей.

Цена за стоянку тоже удивила своей мизерностью - 14 евро, включая воду, электричество, туалет и душ. Удобства, скажу вам, на высоте! Такого соотношения цены и сервиса мне пока нигде еще не попадалось. Переодевшись в цивильное, мы пошли вдоль залива в сторону верфи. По дороге попалась сувенирная лавочка, куда мы не преминули заглянуть и приобрести магнитики.

День поначалу радовал теплом и солнцем, от которых мы уже успели за мрачные выходные отвыкнуть. В воздухе стоял аромат каких-то пряных трав, отчего на душе становилось легко и радостно, а дорога - легкой и короткой. Кое-где по обочинам уже наливались еще зеленые редкие черешни и ягоды боярышника, а коринка на окраине одной из усадьб уже была вполне зрелой и вкусной.

Так, неспеша, дошли до верфи. Вход в подводную лодку и в спасательный корабль стоил по 12 евро, и мы решили, что одной лодки на сегодня хватит. Побродили по небольшому музейчику перед подлодкой, посмотрели фильм про то, как ее поднимали и устанавливали на берегу. Кому интересно, по ссылке можно получить информацию о лодке.

Внутри подводных лодок я уже бывал в Шпайере и в Бремерхафене, поэтому особого впечатления на меня она не произвела, но было интересно представить себя внутри плавучего гроба в момент, когда на корабль сыпятся глубинные бомбы, по перепонкам лупят разрывы, из перебитых трубопроводов то там, то тут хлещут тугими струями забортная вода и перегретый пар, а из аккумуляторной ямы зеленым туманом клубятся пары хлора. Снимаю шляпу перед подводниками. Воистину смелые люди...

Антон же, впервые побывавший внутри подлодки, был в полном восторге. После посещения музея вернулись в марину. Надо было поторапливаться, поскольку ветер уже нагонял суровую стену грозовых туч. Уже на подходе к пирсу, где мы стояли, забарабанили крупные капли. Благо, неподалеку оказалась беседка, в которой, помимо нас, укрылась еще немецкая семья из бабушки, средних лет олигофреничной тетушки в инвалидной коляске и 2 девчушек, лет 6-7, то и дело с визгом и воплями носящихся по беседке, то под дождь, то обратно.

Вскорости ливень с грозой прекратились, и снова над лесом мачт заголубело небо, и воздух наполнился свежестью, которая бывает только после грозы.

Мы вернулись на лодку, пообедали и снова до вечера завалились спать. Прогноз пророчил на завтра ветра и, возможно, дожди, поэтому дальнейшая судьба нас и нашего путешествия зависели от него, как никогда. Решено было дождаться утра и решать проблемы по мере поступления. А пока - отдых на набережной, любование закатом и трубка с добрым датским табаком...

18.06.24

Марина Burgtiefe, о-в. Фемарн - марина Лангё, 53,5 ММ, ср. скорость 5,2 уз.

Там за морем, в чудесной стране будем жить мы, не ведая горя...
Надо только сперва переплыть это море..."
Р. Чебыкин "Крысолов"

Едва проснувшись, я полез смотреть погоду и строить планы на день. Прогноз обнадеживал - ветер до 6-7 узлов, в основном, днем солнечно и без осадков, и только под вечер намечалось усиление ветра и дожди. Было решено испытать судьбу и рвануть через пролив. На южном берегу, кроме совершенно неинтересного с точки зрения достопримечательностей и не имеющего яхтенного порта Рёдби да небольшой стоянки в Крамнице, ничего не было, а потому мы решили брать сразу свиню за пятак и идти до Лангё. Места там отмелые, но, если состояние моря и Антона позволяло, то почему бы и нет?

К 7 мы собрались и вышли из порта. Тарахтя мотором, прошли фарватер, обгоняемые попутными яхтами, на выходе поставили паруса и пошли на восток, огибая Фемарн с восточной стороны. Могли бы сразу же свернуть на запад, но дул западный ветер, и, пока он был приятным и не порывистым, пошли на фордаке с поставленными на бабочку парусами. Небо подернуто на юго-востоке легкой дымкой, в основном ясно, солнце еще не успело включить свой кипятильник... Красота! Неспешно прошли маяк на восточном мысе Штаберхук и завернули на северо-запад.

За лодкой волочилась приманка, но рыбы на нее не обращали внимания. Так проплыли мимо радарной станции Бундесмарине и направились в сторону Дании, которая уже виднелась на горизонте.

В проливе ветер слегка усилился, и мы бодро пошли в некрутой бейндевинд, делая около 5,5 узлов под полной парусиной, что для "Вентуры" является ее максимальной крейсерской скоростью.

Вскоре приблизились к паромной переправе и к линии разделения движения. К этому времени ветер стал стихать, и паруса уже не давали нужного хода. Зато появилась довольно ощутимая зыбь. Опасаясь, как бы чего не вышло, я часто справлялся у Антона о его состоянии, но он пока держался молодцом. Паромы сновали довольно часто, а большие пароходы вереницей пробегали с запада на восток и обратно, посему мы запустили Тарахтелло и свернули от проложенного курса слегка правее, чтобы не мешать паромам и пересекать полосу разделения движения под прямым углом. Так дошли до датских берегов. Антон фотографировал паромы и грузовые суда - они были для него в диковинку, а я любовался морем и высматривал в бинокль незнакомые места.

В районе Риддертофте заштилело вовсе. Ленивая зыбь еще качала "Вентуру" на пологих волнах, но в целом, море стало спокойным и ласковым. С юго-запада натягивало слоистую облачность, не предвещая ничего хорошего, но это - не сейчас. А пока, разгоняя форштевнем пенные усы, "Вентура шла на северо-запад к намеченному месту стоянки. Паруса спущены и свернуты, Тарахтелло мурчит под нос свою монотонную песню.

Наконец дошли до Лангеландского пролива с его оживленным движением. Где-то на горизонте замаячил датский эсминец. Да, неспокойно сейчас во внешне спокойном и обманчиво-мирном Балтийском море...

Учитывая обширную мель перед Альбуенской косой, пришлось держаться ближе к проливу, любуясь проплывающими мимо исполинскими контейнеровозами и паромами из Торса. Мимо нас протопал какой-то сейнер и запетлял по узким фарватерам в сторону Накскова. Мы же свернули направо к причалам Лангё.

cПеред высадкой на датский берег конкистадор Антон соорудил из своей шляпы с помощью прищепок воистину адмиральскую треуголку и был готов вонзить священный крест в Terra Incognita, нарекая ее Антонией во славу какой-нибудь королевы Иоланты...

У самого входа в порт справа стоял немецкий катер с пожилой парой на борту, а перед ним было свободное место для швартовки лагом, коим мы и не преминули воспользоваться, прогулявшись по марине и не найдя более удобной стоянки. Как раз совсем рядом были столики и места для гриля, а остатки свинтуса еще лежали в холодильнике в ожидании своего звездного часа.

Небо уже вовсю заволокло плотной тучностью, но стояло полной безветрие и гладкая вода в заливе, глубиной не больше метра, просматривалась до дна довольно далеко от берега.

Вскорости начали донимать мелкие мошки да комары, но это, увы, неизбежно в таком районе со стоячей водой и обилием растительности. Лодку задраили сетками, а мы, заплатив за ночлег в автомате, расположились за столиком возле удобного гриля. Из погребов была вынута покрытая пылью и паутиной бутылка портвейна 80-х годов, припасенная как раз для подобного рода случаев. Пробка, ясное дело, пришла в состоянии трухи и штопором не вынималась, поэтому пришлось ее остатки протолкнуть в бутылку и выковыривать крошку уже из бокалов, но оно того стоило. За годы вкус вина не ухудшился, и мы поднимали тосты за удачный переход и предстоящие походы, заедая его добрым барбекю и мариноваными грибами.

Остатки вина и шашлыка отнесли на лодку по окончании ужина.

К половине десятого из-под низких туч выглянуло закатное солнце, окрасив марину и залив золотисто-красным цветом. Самое оно для завершающего день фото. Назавтра предполагалась экскурсия по деревне и осмотр местных достопримечательностей, если таковые нам встретятся.