Настоящие правила разработаны на основе международной системы гандикапа для малых катамаранов (2001 ISAF INTERNATIONAL SMALL CATAMARAN HANDICAP RATING SYSTEM, SCHRC) со следующими основными изменениями:
1. Расчетная длина судна принимается равной максимальной длине его корпуса.
2. Не применяется поправка на шверт.
W | вес судна. |
L | длина судна. |
Sгр | площадь грота. |
VLM | высота грота. |
Sст | площадь стакселя. |
VLJ | высота стакселя. |
Sсп | площадь спинакера. |
Рис. 1.
Взвешивание производится с точностью 1 кг. Округление результатов промежуточных вычислений не производится. Обмерная площадь парусов округляется до 0,1кв.м. Гоночный балл округляется до 0,001.
Вес судна WS
Если Положением и Инструкцией по контрольному обмеру регаты не определено иное, вес готового к плаванию судна, исключая личное снаряжение, такое как индивидуальные спасательные средства и обвязку для выхода на трапецию. Судно,
снаряжение и паруса должны быть при взвешивании сухими. Если это невозможно, меритель должен ввести в результат взвешивания поправку на остаточную влагу. В вес судна включаются постоянно находящиеся на борту концы и оснастка, которые
должны иметь обычный разумный размер (по решению мерителя). Вёсла учитываются в случае, если постоянно находятся на борту.
Никакое другое снаряжение или предметы, не являющиеся частью конструкции судна,
не должны находиться на борту при взвешивании.*
Вес экипажа и снаряжения WS
Вес экипажа WC принимается для целей расчёта равным 75 кг на одного человека.
Если, согласно Положению и Инструкции по контрольному обмеру регаты, гоночный балл должен быть определен для фактического веса экипажа и/или груза судна, вводится указанная в мерительном свидетельстве поправка** к гоночному баллу, либо расчет гоночного балла производится с учетом фактического веса.
Расчётные величины:
Расчётный вес W = W = WS + WC
Расчётная площадь парусности A = M + J ,
где M - pасчётная площадь грота: M = CM * ME / 100
J - расчётная площадь стакселя:
для яхт без спинакера:J = CJ * JE /100,
для яхт со спинакером:J =(CJ * JE / 100) + 0,1 * (CSPI – CJ),
где ME - коэффициент эффективности грота в %;
JE - коэффициент эффективности стакселя в %;
CPSI - площадь спинакера.
Коэффициент эффективности рассчитывается в зависимости от удлинения паруса X:
XM = VLM^2/CM удлинение грота,
XJ = VLJ^2/CJ удлинение стакселя,
ME = 40.1+18.31*XM-2.016*XM^2+0.07472*XM^3,
JE = 40.1+18.31*XJ-2.016*XJ^2+0.07472*XJ^3.
Промежуточные вычисления:
ZM2=sqrt(L*W)/A
DLR=W/L^3
XC4=1+(0.0061012*L*ZM2*DLR)
XC2=0.4556343 - 0.473292*ZM2*(1.038881 + (0.4371713*DLR))
XC = 0.00132305 * ZM2 * L^2 - 2.554547*ZM2/ L - 0.0414213
VT/VB = sqrt((sqrt(XC2^2-4*XC4*XC)-XC2) / (2*XC4))
Гоночный балл R
R=1 / (0.8 * VT/VB)
Результаты гонок определяются по исправленному времени CT> (Corrected Time), получаемому умножением истинного времени прохождения дистанции яхтой ET (Elapsed Time) на гоночный балл: CT = ET * R
Приложение 1.
Форма мерительного свидетельства в виде электронной таблицы MS Excel, файл mer17.xls (zip архив), опубликована на веб-сайте ассоциации МАРИНС в Интернет.
Эту же форму рекомендуется использовать в качестве протокола обмера.
Приложение 2
В таблице 1 приведены гоночные баллы R, установленные на основании данных производителей и проведенных обмеров для серийных судов (без спинакеров). Серийное судно, не подвергавшееся переделкам, в результате которых было увеличена площадь парусности или повышено удлинение парусов; установлены более длинные корпуса (баллоны), увеличено удлинение шверта, уменьшен вес судна, может участвовать в соревнованиях с указанным в таблице максимальным гоночным баллом для судов данного типа без обмера.
Таблица 1. Максимальные гоночные баллы серийных судов.***
Судно |
Гоночный балл и весовая поправка* на 10 кг |
Грот, |
Стаксель, |
Длина, |
Вес, |
||
Катамаран «Бриз-Микро» |
0,63 |
0,56 |
— |
4,9 |
— |
4,09 |
49 |
Катамаран «Альбатрос» |
0,72 |
0,64 |
0,59 |
5,2 |
2,2 |
4,5 |
60 |
Катамаран «Простор» |
0,77 |
0,69 |
0,64 |
8,6 |
— |
5,0 |
75 |
Катамаран «Ветер» |
0,84 |
0,74 |
0,68 |
7,6 |
2,3 |
5,05 |
75 |
Катамаран «Тайфун» |
0,89 |
0,81 |
0,76 |
10,3 |
2,8 |
6,03 |
130 |
* Взвешивание судна должно производиться на ровной поверхности. Взвешивание производится поочерёдной установкой напольных весов с необходимым дополнительным приспособлением (рейка, доска и т.п.) в местах опоры, на которые распределяется полный вес судна, или установкой судна на несколько весов. При этом шверт, руль и другие части судна не должны касаться земли вне мест опоры. Если в положении взвешивания судно получает существенный крен, по усмотрению мерителя противоположная опора может быть поднята для устранения этого крена. Показания весов, полученные в нескольких местах опоры, складываются. За исключением полного штиля, паруса при взвешивании должны быть опущены.
** Если подлежащий учету вес экипажа и/или снаряжения превышает расчетный, поправка к гоночному баллу берется со знаком -. Если вес экипажа меньше расчетного, поправка берется со знаком +. Значение поправки определяется линейной интерполяцией.
Пример.
Экипаж катамарана Ветер из 2-х чел. имеет вес 165 кг. Превышение над расчетным весом 150 кг составляет 15 кг. Весовая поправка -0,009*15/10 = -0,0135 Гоночный балл 0,74 - 0,014 = 0,726
*** Для расчета использованы площади штатных парусов, измеренные согласно ПОМ 9-12. В связи с изменением методики обмера гротов в ПОМ 17 в таблицу в дальнейшем могут быть внесены поправки.
21.03.2017
Удалены из текста не применявшиеся с 2009 г. формулы определения расчетной длины и учета поправки на шверт.
Изменена редакция раздела "Вес судна и экипажа": указан приоритет Положения и Инструкции по контрольному обмеру в вопросах учета веса экипажа и снаряжения, описание методики взвешивания переведено в сноску.
Форма мерительного свидетельства модифицирована в соответствии с ПОМ 17 и настоящим документом.
22.02.2013
Изменена формулировка по учету веса экипажа.
Внесены весовые поправки для серийных судов и пример их применения.
Уменьшена расчетная площадь грота и ГБ Альбатроса и Бриза (учет мачты в кармане).
Из списка серийных судов исключен Альбатрос 16.
22.01.2010 Файл МС обновлен на более удобный для работы - ввод возможен в строке ввода, а не только в ячейках. Открыт показ формул.
1.02.10 исправлена ошибка расчета весовой поправки со спинакером.