Таблица с обмерными данными судов
Форма мерительного свидетельства (Excel, zip архив)
Простой пример: от чего и как зависит гоночный балл


МНОГОКОРПУСНЫЕ РАЗБОРНЫЕ И НАДУВНЫЕ ПАРУСНЫЕ СУДА
ПРАВИЛА ОБМЕРА
2005 г.


Утверждены Конференцией МАРИНС
декабрь 2005 г.


Настоящие Правила разработаны Международной ассоциацией рулевых многокорпусных разборных и надувных парусных судов (МАРИНС) и согласованы с Техническим подкомитетом Комитета крейсерского яхтинга Всероссийской федерации парусного спорта.

1. Общие положения

Настоящие Правила пересматриваются и публикуются каждые три года. Настоящая редакция вступает в силу с 1 января 2006 г. Никакие изменения не ожидаются до 2009 г., если МАРИНС не сочтёт внесение изменений безотлагательным.

Правила разработаны на основе Международной системы гандикапа для малых катамаранов (2001 ISAF INTERNATIONAL SMALL CATAMARAN HANDICAP RATING SYSTEM, SCHRC).

Правила применяются к маломерным легким многокорпусным парусным судам (катамараны, тримараны, проа), используемым для соревнований, крейсерских плаваний, туристских походов и отдыха на воде.

Цель правил состоит в том, чтобы:

a)   обеспечить возможность проведения на сопоставимой основе соревнований малых катамаранов и иных многокорпусных судов различных размерений и конструкций;

b)   повысить роль мастерства экипажа в достижении спортивных результатов на таких соревнованиях, уменьшив, насколько это возможно, роль различий в размерениях судов, а также в их преимущественном назначении для гонок на коротких дистанциях или крейсерских плаваний;

c)   защитить интересы владельцев, заключающиеся в продлении срока спортивной эксплуатации построенных ранее судов в условиях разработки новых, более эффективных и усовершенствованных судов, вместе с тем не препятствуя этим разработкам;

d)   в связи с применением рассматриваемых судов для совершения крейсерских, в том числе морских плаваний в условиях отсутствия детальных требований к их конструкции, оборудованию и снабжению, аналогичных Специальным правилам ORC для обитаемых яхт, привести наиболее общие требования, направленные на обеспечение безопасности плаваний.

2. Общие требования

Для соответствия настоящим Правилам судно должно удовлетворять следующим требованиям:

2.1. Судно должно иметь разборную конструкцию и возможность хранения и перевозки в разобранном виде.

2.2. Должна обеспечиваться возможность спуска судна на воду и подъёма на подходящий необорудованный берег силами экипажа без посторонней помощи и применения какого-либо оборудования, кроме находящегося на судне.

2.3. Судно должно быть оборудовано как парусным вооружением, так и вёслами или иным движителем для движения физической силой экипажа, позволяющим двигаться со скоростью не менее 2 узлов (3,6 км/ч) на тихой воде при отсутствии ветра.

2.4. При повреждении, повлекшем потерю воздуха любой из надувных секций или при затоплении двух смежных водонепроницаемых отсеков жесткого корпуса судно с находящимся на нем экипажем должно оставаться на плаву, не переворачиваясь. Плавучесть и остойчивость при аварии обеспечиваются секционированием баллонов надувных судов и наличием запаса плавучести в виде воздушных ящиков, пенопласта или надежно закрепленных надувных камер для судов других типов.

2.5. Крепление баллона надувного судна к его раме не должно ослабляться при потере баллоном избыточного давления.

2.6. Суда не должны иметь острых выступающих частей, представляющих при столкновении угрозу для других судов.

2.7. На судах, участвующих в крейсерских (маршрутных) гонках, плаваниях и походах, должны иметься возможности уменьшения площади (рифления) грота не менее чем на 20% по высоте (если площадь паруса более 5 кв.м), а также уборки и постановки всех парусов без подхода к берегу.

Настоящие Правила являются открытыми, разрешая все что не нарушает соответствия перечисленным требованиям.

В зависимости от характера акватории и проводимых соревнований организаторы могут предъявить к участвующим судам дополнительные требования, направленные на обеспечение безопасности. Такие требования должны быть отражены в Положении о соревновании.

В части, применимой к разборным и надувным многокорпусным судам, применяются соответствующие национальные правила классификации спортивных судов и определения района плавания, правила по оборудованию в парусных гонках (ППО-05).

3. Обмер и расчёт гоночного балла

3.1. Исходные данные и обозначения:

WC         Вес экипажа.
WS         Вес судна.
AL          Наибольшая длина судна.
WL         Длина по ватерлинии.
CM          Площадь грота.
VLM        Высота грота.
CJ           Площадь стакселя.
VLJ         Высота стакселя.
CSPI       Площадь спинакера.
CB          Погруженная площадь шверта.
VLB        Глубина погруженной части шверта.

Рис. 1. Исходные данные для расчета.

3.2. Руководство по обмеру

3.2.1. Точность измерений и расчётов.
Измерения линейных величин производятся с точностью 0,01 м. Взвешивание производится с точностью 1 кг. Округление результатов промежуточных вычислений не производится. Обмерная площадь парусов и основная парусность округляются до 0,1 кв.м. Гоночный балл округляется до 0,01.

3.2.2. Вес экипажа WC принимается для целей расчёта равным 75 кг на одного человека независимо от фактического веса членов экипажа.

3.2.3. Минимальный вес судна WS.
Вес готового к плаванию судна, исключая личное снаряжение, такое как индивидуальные спасательные средства и обвязку для выхода на трапецию. Судно, снаряжение и паруса должны быть при взвешивании сухими. Если это невозможно, меритель должен ввести в результат взвешивания поправку на остаточную влагу. В вес судна включаются постоянно находящиеся на борту концы и оснастка, которые должны иметь обычный разумный размер (по решению мерителя). Вёсла учитываются в случае, если постоянно находятся на борту.
Никакое другое снаряжение или предметы, не являющиеся частью конструкции судна, не должны находиться на борту при взвешивании.
Взвешивание судна должно производиться на ровной поверхности. Взвешивание производится поочерёдной установкой напольных весов с необходимым дополнительным приспособлением (рейка, доска и т.п.) в местах опоры, на которые распределяется полный вес судна, или установкой судна на несколько весов. При этом шверт, руль и другие части судна не должны касаться земли вне мест опоры. Если в положении взвешивания судно получает существенный крен, по усмотрению мерителя противоположная опора может быть поднята для устранения этого крена. Показания весов, полученные в нескольких местах опоры, складываются. За исключением полного штиля, паруса при взвешивании должны быть опущены.

3.2.4. Наибольшая длина судна AL принимается равной измеренному по горизонтали расстоянию между наиболее удалёнными передней и задней точками корпуса без учёта бушпритов и креплений для руля. Измерения длины надувных корпусов производятся в накачанном до рабочего давления состоянии. Насадки (обтекатели) а также элементы каркаса, поддерживающие надувные баллоны и выступающие за их оконечности, включаются в измеряемую длину AL. Для судов с корпусами (баллонами) разной длины измеряется самый длинный корпус.

3.2.5. Длина по ватерлинии WL измеряется для целей расчёта условно, на суше, следующим образом:
Для кормовых оконечностей WL, как и полная длина AL отсчитываются от задней наиболее удалённой точки корпуса без учета креплений для руля. Если применяются  зажимы  для герметичного закрытия баллона, они не включаются в измеряемую длину (рис. 2).

Рис. 2. Обмер кормовой оконечности.

Для носовых оконечностей WL отсчитывается от линии, соответствующей высоте подъёма нижней поверхности корпуса на 10 см при установке судна на ровной поверхности (рис.3). Если вершина оконечности находится в пределах этой высоты (10 см), измерение производится по вершине оконечности.

Рис. 3. Обмер носовой оконечности.

3.2.6. Площадь и высота основных парусов.
Площадью треугольного паруса считается площадь его проекции на плоскость, в которой лежат три угла паруса – фаловый H, галсовый T и шкотовый C. Обмер производится при растянутом до устранения морщин парусе (кроме спинакеров). Обмер может производиться на рангоуте, для чего судно заваливают на борт, либо, если позволяет конструкция, проводят измерения со снятым рангоутом.
По прямым линиям, соединяющим крайние угловые точки паруса, максимально удалённые от его центра, включая все нашитые ликтросы, боуты и дощечки, измеряются (рис.4):

   P – хорда передней шкаторины,
   В – хорда задней шкаторины,
   Е – хорда нижней шкаторины.
Измеряются максимальные расстояния между шкаторинами и их хордами: hP, hB, hE.

Рис. 4. Обмер треугольного паруса.

Площадь паруса вычисляется по формулам

полупериметр вписанного треугольника r = (P+B + E)/2

площадь вписанного треугольника  St = sqrt (r * (r-P) * (r-B) * (r-E))

площадь паруса S = St ± 2/3 hP± 2/3 B hB ± 2/3 E hE.

Знак плюс берётся при выпуклой шкаторине (горбе), минус – при вогнутой (серпе).

При применении вращающихся профилированных мачт и мачт-крыльев в площадь паруса включается добавочная площадь, создаваемая профилированным рангоутом по сравнению с рангоутным деревом круглого сечения диаметром, равным ширине профиля в поперечном направлении. Для этого измеряется ширина профиля в поперечном направлении D и в продольном направлении D1 (рис. 5), а также диаметр ликтроса d, заправляемого в ликпаз мачтового профиля.

Рис. 5. Обмер профилированной мачты.

Добавочная площадь рассчитывается по формуле S1 = P * (D1 – D – d).

Паруса с карманами для мачт или иного рангоута обмеряются по общему правилу, без вычитания площади поперечного сечения мачты, находящейся в кармане.

Высоты парусов VLM и VLJ измеряются от фалового угла до горизонтали, проведённой через самую нижнюю точку паруса.

3.2.7. Спинакеры.
Разрешены как симметричные, так и асимметричные спинакеры. Несение других парусов в крейсерских гонках оговаривается в Положении о соревновании или Гоночной инструкции.
Спинакером считается передний треугольный парус, для которого расстояние SMW между точками, находящимися на середине боковых шкаторин, измеренное по материалу паруса, составляет не менее 75% длины нижней шкаторины E. В случае, если измерение SMW на спинакере, растянутом между серединами боковых шкаторин, дает отношение SMW / E < 75%, проводится уточненное измерение с учетом формы паруса. Для этого спинакер складывается по линии, соединяющей середины боковых шкаторин, и измерение производится по внешней кромке сложенного паруса с учетом ее серпа (рис. 6).

Рис. 6. Измерение SMW спинакера.

Измеряется длина шкаторин спинакера, которые поочередно должны быть натянуты с обеспечением совмещения с лентой рулетки, и рассчитывается периметр: L = P + B + E

За обмерную площадь принимается одна шестнадцатая квадрата периметра S = 1/16 * L * L

Запрещаются жёсткие элементы для спинакеров, в том числе вставки по шкаторинам, латы, обтекатели. Фаловая дощечка спинакера не должна иметь ширину более 25 см. Регулировка длины шкаторин спинакера (булини) разрешается.

3.2.8. Площадь и высота шверта CB, VLB.
При оснащении судна двумя швертами или шверцами учитывается площадь одного шверта (шверца). Для шверта, проходящего через корпус, площадь и высота шверта определяются как площадь и высота выступающей из корпуса части шверта при его полном опускании. Для шверта или шверца, размещённого вне корпуса, площадь и высота шверта определяются как площадь и высота погруженной в воду части шверта, находящаяся при его полном опускании ниже условной ватерлинии по п. 3.2.5.

Площадь погруженной части шверта трапециевидной формы рассчитывается как произведение её высоты на среднюю ширину AWB: CB = VLB * AWB.

3.3. Расчёт гоночного балла

3.3.1. Расчётные величины:
Расчётная длина                                   L = WL + 0.3 * (AL – WL)
Расчётный вес                                      W = W = WS + WC
Расчётная площадь парусности            A = M + J ,

где M - pасчётная площадь грота:         M = CM * ME / 100
                   J  - расчётная площадь стакселя:
                        для яхт без спинакера:             J = CJ * JE /100,
                        для яхт со спинакером:             J =(CJ * JE / 100) + 0,1 * (CSPI – CJ),

где ME - коэффициент эффективности грота в %;
            JE - коэффициент эффективности стакселя в %;
            CPSI - площадь спинакера.

Коэффициент эффективности рассчитывается в зависимости от удлинения паруса X:
XM = VLM^2/CM удлинение грота,
XJ = VLJ^2/CJ удлинение стакселя,
ME = 40.1+18.31*XM-2.016*XM^2+0.07472*XM^3,
JE = 40.1+18.31*XJ-2.016*XJ^2+0.07472*XJ^3.

3.3.2.   Промежуточные вычисления:
ZM2=sqrt(L*W)/A
DLR=W/L^3
XC4=1+(0.0061012*L*ZM2*DLR)
XC2=0.4556343 - 0.473292*ZM2*(1.038881 + (0.4371713*DLR))
XC = 0.00132305 * ZM2 * L^2 - 2.554547*ZM2/ L - 0.0414213
VT/VB = sqrt((sqrt(XC2^2-4*XC4*XC)-XC2) / (2*XC4))

Поправка на шверт в % BC=2+0.6*(-0.2735*BR^2+2.4948*BR-2.2213),
где BR – удлинение шверта: BR = VLB^2/CB

3.3.3.      Гоночный балл R
R=1 / (0.8 * VT/VB * (1 - BC/100))
Результаты гонок определяются по исправленному времени CT> (Corrected Time), получаемому умножением истинного времени прохождения дистанции яхтой ET (Elapsed Time) на гоночный балл: CT = ET * R

Приложение 1.

Форма мерительного свидетельства

Форма мерительного свидетельства в виде листа электронной таблицы MS Excel, файл mer05.xls (zip-архив), опубликована на веб-сайте ассоциации МАРИНС в Интернет.

Эту же форму рекомендуется использовать в качестве протокола обмера.


Приложение 2

Рекомендации по проведению соревнований

Общее замечание

Целью применения системы гандикапа является  получение сопоставимых  результатов в гонках яхт различных размерений и конструкций. Система гандикапа является только вспомогательным инструментом, поэтому не должны поощряться попытки улучшения результатов за счет использования особенностей системы гандикапа как таковой, увеличивающие степень различия участвующих судов.

В Положении о соревновании рекомендуется устанавливать определенную численность экипажей и использовать уровневые классы по гоночному баллу, а не по отдельным размерениям.

Применение системы гандикапа

Система гандикапа с использованием гоночного балла, определенного в соответствии с настоящими Правилами обмера, должна применяется на соревнованиях по парусному спорту, на которых действуют Правила парусных гонок (ППГ).

Очевидно, что система гандикапа неприменима в полной мере к парусным соревнованиям других видов (по туристскому многоборью, специальным упражнениям, ралли и т.п.), если на них допускаются гребля или иные средства движения, не отвечающие правилу 42.1 ППГ, либо разрешены паруса и способы их несения, не предусмотренные настоящими Правилами обмера.

Для таких соревнований рекомендуется использовать настоящие Правила обмера в части общих требований к судам, для обмера парусов или иным образом, насколько это может способствовать получению объективных и сопоставимых результатов.

Уровневые классы

Общепризнано, что монотипы и яхты с определённым уровнем гоночного балла являются более пригодными для выявления мастерства экипажей.

При участии в соревновании достаточного количества близких по размерениям и ходовым качествам судов целесообразно разделять их на зачетные группы в соответствии со значением гоночного балла в зависимости от состава заявившихся судов. Рекомендуется применять следующие уровневые классы:

I           гоночный балл 0,82 и более;
II           гоночный балл 0,71 — 0,81
III          гоночный балл 0,60 — 0,70.

При этом в I группу попадают быстроходные суда с парусностью от 13 кв.м. и выше, во II группу наиболее распространенные суда с парусностью около 10 кв.м, в III группу суда с парусностью 5-8 кв.м.

При формировании двух зачетных групп их граница определяется гоночным комитетом. При проведении гонок судов разных зачетных групп по одной и той же дистанции, а также объединении всех судов в одной зачетной группе, в особенности при проведении гонок на длинных дистанциях, во избежание затягивания гонок с участием заведомо тихоходных судов допуск участвующих судов может ограничиваться по минимальному гоночному баллу. Такое ограничение следует соотносить с назначаемым для гонок контрольным временем. Зачетные группы и ограничения должны быть указаны в Положении о соревновании.

Суда с жёсткими корпусами рекомендуется выделять в отдельную зачетную группу от судов с корпусами, имеющими мягкую оболочку (надувными и каркасно-надувными).

Удовлетворяющие общим требованиям Правил суда, для которых в силу их конструктивных особенностей обмер и расчёт коэффициента исправления времени по Правилам обмера затруднен или заведомо неприменим, могут быть допущены к соревнованиям по решению организаторов в отдельной группе (Свободный класс).

Численность и вес экипажа

Как правило, экипаж судов должен состоять из рулевого и матроса или одного рулевого. Требование о экипаже из 2 человек может быть установлено Положением в целях обеспечения уверенного и безопасного управления судами в зависимости от площади парусности и наличия спинакера.

Изменение численности экипажа и соответствующего гоночного балла в ходе соревнований не допускается.

С целью уменьшения влияния веса экипажа на результаты гонок в Положении о регате может быть указан минимальный вес экипажа. В этом случае яхты с более легкими экипажами должны нести груз, дополняющий вес до указанного в Положении. Если для судна допускается экипаж из 1 или 2-х человек, рулевой вправе участвовать в соревновании в одиночку с гоночным баллом для 2-х человек, неся на борту груз, дополняющий вес до установленного для экипажа из 2-х чел.

Перерасчет гоночного балла в зависимости от веса экипажа не производится.

Рекомендация по ограничению численности экипажа не распространяется на парусно-туристские соревнования, в которых перевозка людей и груза как таковая входит в задачи соревнования и отвечает их характеру.

Вес снаряжения и снабжения

Если имеется техническая возможность перерасчета гоночного балла для применения на конкретных соревнованиях, в частности крейсерских гонках с регламентацией снаряжения и снабжения, по решению мерительного комитета к минимальному обмерному весу судов для расчета гоночного балла может быть прибавлен вес обязательного снабжения и снаряжения (рекомендуется фиксированный вес, принимаемый одинаковым для всех яхт).

Вместо учета веса снаряжения для крейсерских гонок допускается использовать гоночный балл для увеличенного на 1 по сравнению с фактическим числа членов экипажа.


Приложение 3

Гоночные баллы серийных судов

В таблице 1 приведены гоночные баллы R, установленные на 2005 г. на основании данных производителей и проведенных обмеров для серийных судов (без спинакеров). Серийное судно, не подвергавшееся переделкам, в результате которых было увеличена площадь парусности или повышено удлинение парусов; установлены более длинные корпуса (баллоны), увеличено удлинение шверта, уменьшен вес судна, может участвовать в соревнованиях с указанным в таблице максимальным гоночным баллом для судов данного типа без обмера.

Таблица 1. Максимальные гоночные баллы серийных судов.

Судно

R

Грот

CM, кв.м

Стаксель

CJ, кв.м

AL / WL,

м

WS

кг

1 чел.

2 чел.

Катамаран «Ветер», вып. с 2001 г.

0,86

0,76

7,6

2,25

5,05 / 4,55

75

0,77

0,68

7,6

 

75

Катамаран «Тайфун»

0,83

10,4

2,8

6,11 / 5,3

130

Катамаран «Простор»

0,80

0,71

8,6

5,00 / 4,95

75

Катамаран «Альбатрос»

0,75

0,65

5,4

2,2

4,5 / 3,9

60

Катамаран «Альбатрос 16»

0,77

0,68

5,4

2,2

4,78 / 4,78

60