"Куликовская" регата в Царицыне

Григорий Шмерлинг

Началась эта история с электронного письма, пришедшего 8 октября 2001 г. из Новосибирска — от Анатолия Кулика, основателя фирмы, выпускающей среди прочего снаряжения надувные парусные суда. Вот что писал Анатолий:

— Я познакомился с полемикой, идущей вокруг моего серийного катамарана "20" — спор глухих со слепыми. В Новосибирске я регулярно провожу гонки на монотипах — раньше это были катамараны "21", сейчас "20". Главное — участвовать могут все желающие. Достаточно трех судов — предоставляются оргкомитетом. В каждой гонке выбывают 1 или 2 участника (в зависимости от числа участников и времени) — по олимпийской системе. Все соревнования проводятся в один день, не надо ни палаток, ни костров, никому ничего собирать-разбирать. Я готов предоставить, если будет интерес, 2—4 одинаковых судна "20", для первых соревнований бесплатно. ...Такие соревнования можно провести еще до морозов на каком-нибудь внутреннем московском водоеме (пруду). От вас — соберите народ!

Собрать народ удалось в основном с помощью Интернета, доставить лодки взялся Виктор Корнеев, а заняться организацией и судейством — Виктор Белоозеров. Пока решались оргвопросы, в Москве ударил морозец, и городские пруды сковал лед. Царицынские пруды, где намечено провести соревнования, проточные и должны бы замерзнуть позже. Но до последнего момента неясно — прилетят ли из Новосибирска лодки, не придется ли ждать обещанного потепления... а то и весны?

Пятница, 26-е. Лодки получены! Лёд на пруду есть, но только по краям.

Суббота, 10 утра. На Верхнем Царицынском пруду, наверное, впервые в его истории, предстоит пройти парусной регате. А пруд за ночь всё-таки наполовину замерз, намеченная гонка вокруг острова не получится. Но можно поставить знак на чистой воде. Что-то всё это напоминает: - "Бедный утенок плавал и плавал вокруг полыньи, а она становилась все меньше и меньше"...

Но синоптики не соврали — сегодня явно плюс, иногда даже проглядывает солнышко. Старт и финиш делаем от берега, дистанция метров 150 в лавировку до знака и обратно. На гонки записывается 26 человек, стартовать будем по трое: у нас три лодки. В первом круге из тройки выбывает только один неудачник, во втором условия жестче — в "полуфинал" проходит только победитель.


На часах 11 - начали! Но где ж ветер? Дует еле-еле, а то и не дует вовсе. Так что спасжилеты, к счастью, остались сухими. (Один гонщик все-таки искупался почти по пояс, слишком ретиво оттолкнувшись от берега - этот толчок был немаловажен для успеха!)

Снайпера вызывали? За невесту с женихом... ЖАХНЕМ!!!

Болельщики и участники запрудили всю дамбу, на дереве повешен флаг парусного клуба. Оживление привлекает гуляющий народ и даже патрульного милиционера, на всякий случай посматривающего на это безобразие.

При слабых, "гуляющих" дуновениях ветерка в гонке была велика роль случая, а в проливе между высоким берегом с мысочком и островом на пути к знаку получалась настоящая ветровая яма, посидеть в которой пришлось многим, в том числе и автору этих заметок.

Почти все гонщики брались за румпель "двадцатки" впервые, не имея возможности потренироваться и почувствовать поведение лодочки. Кое-кому не удалось даже толком уйти со старта. Но случай случаем, а побеждали те, кто имел опыт, причём не только походный, но и гоночный. Борьба была очень азартна, и выигрыш доставлял не меньше радости, чем на любой "большой" регате. На финише второго заезда в толпе болельщиков раздались вопли "Фотофиниш!" — все три катамарана шли нос к носу, в пределах полкорпуса!

Проходят 9 гонок первого круга, потом 6 второго. Кто-то из неудачников разочарован и уезжает, зато самым настырным удаётся получить "вторую попытку". В полуфинале две тройки, и вот финал: 18-я гонка за этот день! Победителем становится Герман Чернявский, на втором месте Дмитрий Рославкер. Третье достается Илленко-младшему, упорно боровшемуся со старшим и таки выигравшему около метра: опять "фотофиниш"! Регата закончена. Солнце клонится к земле, половина седьмого. Ну и денёк! Кстати, последний денёк летнего времени — пора переводить стрелки...

Вся таблица результатов.

Несколько слов о самой лодочке. Позиционируется она как "пляжная", предназначенная для катания налегке, а не для туризма. Способность к лавировке при взгляде на заменяющие шверт миниатюрные плавнички вызывала сомнения, но оказалась очень неплохой. Парус из жесткой прозрачной плёнки лучше вёл бы себя при ветре хотя бы в 3 балла: в штиль придать этому почти жесткому крылу изгиб в нужную сторону удавалось только энергичными шлепками рукой. Мачта свободностоящая и, в отличие от "Бриз-микро", нет опор-укосин, препятствующих свободному повороту паруса. Обезветрить парус отдачей шкота можно на любом курсе — ведь лодка рассчитана на неопытных рулевых. Рули закреплены на круглых транцах баллонов. Рамой лодки они не поддерживаются, и это не нужно. Прочная ткань позволяет накачивать баллоны туго, "до звона", и их жёсткость вполне достаточна.

С непривычки показался неудобным способ подъёма и опускания рулей (манипуляции с "румпельной рамкой", которую надо двигать вверх-вниз). Рули сами не откидываются — у берега катамаранчики стремились "встать на руль", а когда гонщики прыгали в них и отталкивались от берега, в каждом заезде кого-нибудь крутило не туда, пока он суматошно дергал за конструкцию, стараясь привести рули в рабочее положение. Наверное, можно попробовать приспособить рулевое весло, которым заодно бы и галанить: при необходимости грести коротеньким гребком будет — не сахар.

Но, в общем, очень симпатичная игрушка! Эх-ма, кабы денег тьма... Главный недостаток лодки, о котором говорили почти все — высокая цена (более $1000). В нашем клубе и интернет-компании наверное, от силы 1-2 человека могли бы позволить себе приобрести такой катамаранчик в личное пользование ради воскресного катания. Но вспомним о главном назначении этой лодочки: это пляжное, прокатное судно.

На пруду или реке у дома отдыха, на лодочной станции — вот где его место, его рынок. И для этого рынка цена высокой не выглядит. В отличие от виндсерфера, где нужна большая сноровка, получить удовольствие от катания на этом микро-паруснике может буквально каждый. Несколько катамаранчиков можно возить, к примеру, и на теплоходе, совершающем круиз с "зелеными" и прочими стоянками — ажиотаж среди отдыхающих гарантирован.

Если же вспомнить, что пляжи и прокат всяких мелких плавсредств особо популярны в таких местах, как Анталия, Коста-Брава, Кипр... там такие бы лодочки — это настоящее золотое дно. Так что фирме "Кулик" можно только пожелать их успешного продвижения! А будет больше серийность — появится возможность и снизить цену.

А пока — Анатолию БОЛЬШОЕ СПАСИБО за настоящий парусный праздник!

Кроме того, надо сказать, что проведение регаты по инициативе производителя снаряжения, подхваченной интернет-сообществом парусных туристов — это что-то новенькое. Наши традиционные клубные соревнования хороши, но интересно расширить их рамки. Участие и поддержка "лодочных" фирм открывает такую возможность. Не случайно на этой регате вместе со знакомыми лицами появилось и много новых. Надеюсь, встретимся и в следующем сезоне!


Снимки Дмитрия Шевелева:

Снимки Алексея Карпухина (сделаны цифровым аппаратом CASIO QV3000; автор может выслать по запросу нужный снимок в большом формате, номер виден при наведении на кадр курсора мыши):

011 021 031 051 081 091 101 121 131 141 161 171 181 191 211 231 261 281 301 311 321 341 351 361 371 401 411 431 441 451 491 501