Источник: сайт газеты "Вечерняя Казань" (материалы более недоступны).

Сергей КОЗИН
Фото Олега КОСОВА

На кубок "ВК": репортажи c Волжско-Камской регаты

№ 114 (2636) 16.07.2003
Вокруг Камчатки на катамаране? Запросто!

В Волжско-Камской парусно-туристической регате на Кубок "Вечерней Казани" будет участвовать команда из Новосибирска. Возглавляет ее двукратный чемпион России по водному туризму, рулевой парусного судна первого класса Анатолий Кулик.

- Свой первый парусный катамаран я сделал в 1982 году, можно сказать, стоял у истоков этого движения, - говорит Анатолий Павлович. - Расцвет движения пришелся на 80-е. Тогда на московских регатах одновременно стартовало до 300 разборных судов. Это были парусники, которые делались "на коленках" из байдарок, от пылесосов брались трубы и т.д. В общем, все это было достаточно убого, по сравнению с сегодняшними катамаранами. Но люди ходили в походы. Мы конструировали дни и ночи, делились идеями, строгали, паяли... Сегодня самодельщиков остается все меньше и меньше.

- А чем вас привлек этот вид туризма?

- За разборными парусными судами - будущее. Идея всегда всем была понятна: положил яхту в рюкзак, закинул на полку в поезде и отправился на Байкал или Черное море. А сегодня еще и в Африку или на Адриатику. Нынешние поплавки надуваются до состояния колеса автомобиля. Только толщина их полмиллиметра, а прочность такая же - пробить невозможно. На Волжско-Камской регате мы будем представлять суда, на которых на скорости 30 км в час на каменистый берег можно выходить.

- Где удалось побывать за эти годы?

- Сам я в экзотические путешествия не ходил. Но многие мои клиенты путешествовали практически по всему миру, ходили под парусом на всех океанах, вокруг Камчатки и Сахалина. В моем же случае виной всему работа.

- В России сегодня много людей обзавелось катамаранами?

- Число владельцев разборных парусников исчисляется десятками тысяч. Только наша фирма за последнее время продала около тысячи. Думаю, что до сих пор интерес был ограничен незнанием. Вот мы привезем в Казань на поезде судно, рассчитанное на 10 человек. По сути, большую "плавдачу". Недавно наши путешественники прошли на такой от Красноярска до Дудинки за 10 дней. Ермак на это пару лет потратил.

- Почему из Новосибирска в Казань приедет только одна команда?

- Я предлагал ехать на регату многим. Но у всех уже запланированы сложные экзотические походы. Едут вокруг Ямала, на Каспий, Японское море, на Байкал... Ваша регата, я считаю, должна стать большой "тусовкой" для любителей путешествий по воде, кто живет в вашей полосе. Как Грушинский фестиваль для любителей авторской песни. Хотя мне и 50 лет, для меня это самое большое удовольствие - общаться с интересными людьми в своей компании. Когда вы с человеком встречаетесь под парусами, причем если он своими руками сделал судно, то сразу находите общий язык. Приятно поговорить, поделиться впечатлениями.

P.S. Кстати, число участников регаты увеличилось на один экипаж, материально-техническую базу которого обеспечивает новый спонсор проекта - региональное отделение Всероссийского добровольного общества "Спортивная Россия".

№ 119 (2641) 25.07.2003 На такой "посудине" можно обед приготовить...

В среду на Казанке состоялось испытание катамарана, на котором в Волжско-Камской парусной регате будет состязаться экипаж Казанского филиала МЭСИ.

Катамаран изготовила казанская фирма "Ангстрем", с недавних пор осваивающая выпуск разборных парусников. От большинства катамаранов, которые примут участие в регате, этот парусник отличается тем, что оснащен жесткой алюминиевой "палубой". Для транспортировки подобный элемент конструкции, конечно, создает определенные проблемы, зато в плане комфорта жесткая палуба - значительный плюс. Сотрудники фирмы Юрий Семенов и Махмут Давлетшин, устанавливая алюминиевые листы, отпускали завистливые комментарии в адрес заказчиков:

- Да на такой "посудине" можно обед приготовить, не сходя на берег!

Процесс сборки парусника занял немного времени - около двух часов. На баллоны, скрепленные алюминиевыми трубами, устанавливается палуба, на нее - крестовина, добавляющая жесткости всей конструкции, и уже затем - мачта. И вот "посудина" готова к спуску на воду. 90-килограммовый катамаран двое мужчин легко доносят до воды. Небольшой разгон, звук нетерпеливо бьющихся под ветром парусов, и... катамаран в считанные секунды набирает скорость и удаляется от берега. Экипаж МЭСИ готов к старту в регате.

Кстати, все детали катамарана, за исключением парусов, изготовлены из местных материалов, что значительно удешевляет стоимость "конечного продукта". Но на качество, как показало первое испытание, не влияет.

№ 121 (2643) 29.07.2003 На борту ни одного "угрюмбурчеева"

В воскресенье в Елабуге стартовала Волжско-Камская парусно-туристическая регата на Кубок "Вечерней Казани". Ее участникам предстоит преодолеть 300-километровый маршрут до Казани.

...27 июля, берег Камы. До старта осталось несколько часов. Идут последние приготовления. На городском пляже, главном месте отдыха елабужан в выходные, недостатка в зрителях нет. Местные красавицы активно интересуются у мужественных молодых яхтсменов секретами устройства и управления парусниками. Вдоль берега проходит загорелая дама цвета "кофе по-турецки". "Это вы в Елабуге так загорели? - интересуется не успевший еще "поджариться" яхтсмен. - Нет? Слава Богу! Я уж подумал, что через неделю заявлюсь в офис в таком виде!.."

Участники регаты прибыли в Елабугу за день до старта. Проехались по городку, побывали в музее Шишкина, на могиле Марины Цветаевой... Процесс знакомства и "топки льда" много времени не занял. Вечер провели за песнями у костра, разговорами и обсуждением предстоящего путешествия. А наутро на берегу закипела работа...

Казанец Александр Куркачев, сотрудник строительной фирмы, поспособствовавшей в приобретении современного катамарана "Тритон" питерского производства, на неделю переквалифицировался в капитана судна. Счастливчик! Вырвался с работы в такую жару. Оценивая условия, в которых приходится стартовать (ветерок едва шевелил ветви деревьев), многозначительно поглядывает на весла:

- А что? Кто-то может, конечно, и будет ждать ветра. Но если уж мы решили участвовать в регате, то при необходимости и веслами поработать не откажемся...

Николай Цветков и Эдуард Облаков - врачи. Год назад купили с рук катамаран "Простор". Но за плечами у капитана экипажа Цветкова 15 лет членства в яхт-клубе. На "Просторе" они за год уже успели побывать в серьезных передрягах. Однажды оказались на Волге, когда объявили штормовое предупреждение. Судно вставало на дыбы, но закончилось все благополучно. Так что экипаж "Простора" готов к любым сюрпризам.

Москвичи Екатерина и Владимир Калачихины с 5-летней дочкой Варварой в Казань приезжают уже второй год подряд. В прошлом году участвовали в регате, организованной их земляками. Катамаран у Калачихиных не новый, изготовленный еще в советские времена, зато проверенный в многочисленных походах. Но нынешнее путешествие особенное - впервые в поход отправились с дочкой. Поэтому и предпочли другим маршрутам наименее экстремальный. Кстати, после того как участники регаты финишируют в Казани, в лагере "Волга", Калачихины продолжат путешествие. В Зеленодольске передадут Варвару бабушке, а сами отправятся на Азовское море. По словам Екатерины, по-другому они и не представляют себе летний отпуск - в течение многих лет проводят его под парусом.

На берегу не ощущается традиционной для других соревнований наэлектризованности. Все раскованны, улыбаются, шутят... Секрет взаимоотношений друзей-соперников раскрывает один из участников регаты:

- Надо просто слышать, как тут друг друга ребята подкалывают, какие анекдоты травят. Самое главное - люди собрались замечательные: ни одного жлоба, ни одного "угрюмбурчеева"! Все ловят кайф от этого праздника жизни, который сами и создают. И стараются сделать так, чтобы эта атмосфера сохранилась до самого финиша. А после финиша праздник продолжится, когда мы сделаем фильм и фотоальбом о нашем путешествии!

Процесс здесь важнее результата. Разумеется, на воде на первый план выступит другое: до конца этапа каждый экипаж окажется один на один с ветром и рекой. По ходу приготовлений нет-нет да и проскользнет замечание о преимуществах фаворитов. Красавцы катамараны Андрея Бардина и экипажа института МЭСИ выделяются и размерами, и экипировкой. По общему мнению, их скоростные качества - солидная заявка на главный приз... Однако не сбрасывается со счетов опыт московской пары.

И вот в небо запускается зеленая ракета: пошли! В первый день соревнований участники должны были преодолеть небольшой отрезок в 30 - 35 километров от Елабуги до Котловки. И уже на этом этапе не обошлось без сюрпризов: поломка на катамаране Андрея Бардина привела к тому, что казанский экипаж сошел с дистанции. К счастью, отремонтировать судно удалось быстро. Но на следующий день катамаран Бардина стартовал на час позже остальных участников...

№ 122 (2644) 30.07.2003 На участников регаты обрушились грозы

Сегодня - четвертый день Волжско-Камской парусной регаты на Кубок "Вечерней Казани". Вчера вечером нам удалось связаться с экипажем катамарана Андрея Бардина и узнать о событиях первых дней путешествия от Елабуги к Казани.

Напомним, что уже в воскресенье экипаж катамарана Андрея Бардина вынужден был встать на ремонт: сломался киль. Стартовали они в понедельник на час позже основной группы, а вчера - на целых два часа. У остальных участников регаты все нормально.

В понедельник яхтсмены остановились на ночевку примерно в 20 километрах от Берсута. После двух дней регаты лидировали экипажи Юрия Семенова ("Альбатрос-13") и Александра Куркачева ("Тритон"). Испытаний на долю яхтсменов выпало уже немало. Вчера весь день они боролись с грозовыми шквалами. Досталось, по словам Бардина, всем катамаранам.

№ 123 (2645) 01.08.2003 Яхтсменов изрядно потрепало

Сегодня шестой день парусной регаты на Кубок "Вечерней Казани". Путешествие от Елабуги до Казани оказалось богатым на события под маркой "экстрим". Уже есть потери, да и тем, кто продолжает гонку, пришлось несладко.

Но обо всем по порядку... Во вторник поздно вечером регата добралась до Чистополя. Было уже темно, поэтому приставали к берегу яхтсмены при свете фонарей и сигнальных ракет. Финишную черту пересекли в таком порядке: "Альбатрос-13" Юрия Семенова, "Тритон" Александра Куркачева, "Простор" Николая Цветкова, катамаран МЭСИ, московский экипаж (супруги Калачихины с дочкой) и команда Андрея Бардина. Так и не дождались участники регаты в этот вечер Юрия Колосова и Валентина Плотникова. На следующее утро Бардин отправился на поиски потерявшихся товарищей. А у катамарана Куркачева, едва отплыли от Чистополя, сломался киль, и экипаж вернулся к месту старта, чтобы устранить поломку.

В районе Рыбной Слободы флотилию накрыл так называемый белый шквал: сильнейшие порывы ветра, бушующая река, нулевая видимость. Явление, о котором участники регаты много слышали, но на себе испытать его большинству до сих пор не приходилось. В результате у катамарана Цветкова сломало мачту, а у катамарана Колосова - подмачтовую балку. Забегая вперед, скажу, что этот экипаж окончательно снялся с регаты: требуется серьезный ремонт, который невозможно осуществить в походных условиях.

Яхтсмены вынуждены были отклониться от курса: их катамараны стихия отбросила в сторону Алексеевского и песчаной косы перед переправой "Сорочьи Горы". В это время Калачихины оказывали помощь терпящим бедствие Колосову и Плотникову: взяли их на буксир и вытащили на берег. Катамаран москвичей тоже пострадал: оторвало крепление паруса. А главный судья соревнований Людмила Ветошкина, идущая по маршруту на моторной надувной лодке, по словам Бардина, "осуществила выброску" на песчаную косу. При этом она еще осуществила и экстренную дозаправку "на бреющем полете" над волнами. Продолжать движение было слишком рискованно. Так что яхтсмены решили устроить промежуточный финиш в районе Сорочьих Гор. Но затем все же продолжили движение, благо ветер был попутный, и к вечеру достигли Лаишева. Финишировали в таком порядке: "Альбатрос-13", катамаран МЭСИ, "Простор" Цветкова, экипаж Бардина, Калачихины на своем "Просторе" и "Тритон".

Вчера на совете капитанов было принято решение приостановить на день гонку из-за неблагоприятных погодных условий, участникам регаты требовалось слегка прийти в себя после таких суровых испытаний. Кроме того, лодка сопровождения всю среду следовала за катамаранами в полузатопленном состоянии: для передвижения по воде в штормовых условиях она явно не предназначена. Сегодня катамараны должны тронуться в путь.

На вопрос, как отразились события последних дней на моральном состоянии участников регаты, Андрей Бардин ответил: "Все довольны, смеются, улыбаются. Никто ни о чем не жалеет!". В полной мере, по словам Бардина, это относится и к пятилетней Варваре Калачихиной.

№ 125 (2647)
Всем штормам назло

Итак, парусно-туристическая регата на Кубок "Вечерней Казани" финишировала в субботу в лагере "Волга". Победителям Юрию Семенову и Махмуту Давлетшину вручен главный приз - лодочный мотор "Хонда". Позади неделя, вместившая столько событий, эмоций и впечатлений, сколько и за год не наберется. И даже сверх того...

Суббота выдалась жаркой и безветренной. Встречающие яхтсменов друзья, родственники, журналисты в течение нескольких часов нетерпеливо всматривались вдаль, "материализуя" взглядом паруса, которые, казалось, вот-вот покажутся. Но все случилось неожиданно: катамараны вынырнули из-за изгиба реки и в считанные минуты достигли берега.

Бурных проявлений радости по поводу окончания регаты не наблюдалось. Все устали: последний этап оказался самым трудным - с утра пришлось взяться за весла, да еще шли против течения. Но понемногу все отходят от финишного спурта. И начинает казаться, что неделю назад в Елабуге я общался не с теми людьми... Нет, лица в общем-то те же. Конечно, загорели, слегка осунулись. Но это не главное. Судя по глазам, отдохнули ребята по полной и счастливы безмерно.

Лишь Андрей Бардин, причаливший позже остальных, серьезен, как и в день старта. Организационные заботы так и не позволили ему в полной мере насладиться плодами собственных трудов. К тому же всю дистанцию он прошел со сломанными килем и рулем, что серьезно уменьшило шансы на победу. Тем не менее на отдельных участках Бардин демонстрировал потенциал своего катамарана, "улетая" от соперников в считанные минуты. И этого ему вполне достаточно для счастья.

- Главное - мы сделали это! - говорит он.

Грустные нотки в разговорах сквозят лишь по одному поводу.

- Самое неприятное - что все это заканчивается, - сказал мне Николай Цветков, капитан катамарана, занявшего в регате третье место.

Главное, что радует яхтсменов на финише: полученной "зарядки" хватит на весь год. Останутся фотографии, видеоматериалы, а главное - воспоминания о событиях и людях, с которыми сблизились. О чем будут вспоминать?

Белый шквал

Самое запоминающееся событие недели: шторм, обрушившийся на флотилию в четверг. Даже самому опытному из участников регаты, яхтсмену с 25-летним стажем Александру Дыганову впервые пришлось столкнуться с природным явлением такой силы: на его катамаране шквал сместил крепления и погнул болты!

К счастью, яхтсмены успели приготовиться к надвигавшемуся шторму, усмотрев в приближавшейся тучке серьезную опасность. И все равно страшный ветер, обрушившийся ниоткуда, ошеломил. Результат: один катамаран выбыл из строя, два повреждены серьезно, остальные нуждаются в мелком ремонте.

Человек недели

А вот "человеком недели", по общему признанию, стала самая юная участница регаты - пятилетняя Варвара Калачихина. Ее фигурка на носу катамарана вдохновляла яхтсменов на трудовые подвиги. На стоянках Варвара могла и пристыдить некоторых из них заявлением, что "нисколечко не устала". Без этой девочки минувшую неделю уже невозможно представить.

Не только сила ветра

Сотни километров пройдены на веслах в условиях абсолютного безветрия. Тяжелее всех перенес "гребные отрезки" Александр Дыганов. 25 лет парусного стажа сказались: яхтсмен до последнего отказывался мириться с необходимостью использовать "мускульную силу" для передвижения на паруснике. "Штиль - страшнее шторма", - говорит капитан. Для него, привыкшего в яхтенных регатах использовать для передвижения лишь силу ветра, правила туристической регаты, позволяющие использовать и любые другие способы, стали настоящим потрясением.

"А где педаль тормоза?"

Звание "шутки регаты", по мнению Людмилы Ветошкиной, может быть присуждено вопросу капитана "Альбатроса-16" Юрия Семенова к друзьям-соперникам: "А как тормозить на катамаране?"

В устах яхтсмена, захватившего лидерство в гонке со старта, подобная "неосведомленность" звучала издевательски по отношению к преследователям. Но была по достоинству оценена ими: до сих пор вспоминают и смеются.

Кстати, факт собственного триумфа несказанно удивил экипаж "Альбатроса-16". Дело в том, что для Юрия Семенова и Махмута Давлетшина это 300-километровое путешествие на катамаране - первое в жизни. Семенов "всю сознательную жизнь" занимался судомоделизмом и, конечно, какое-то представление о вождении парусных судов имел, но теория и практика - разные вещи. "Новичкам везет", - смеется он.

- Они нас начали уже обходить, - вспоминает Семенов один из острых моментов, - но мы вовремя сменили галс, вырвались вперед и уже до самого финиша лидировали...

Вот так, "меняя галсы", и обставляли изо дня в день своих искушенных соперников "новички".

Черный юмор

Кстати, в субботу Юрий Семенов еще раз удивил всех своим умением задавать неожиданные вопросы. Разглядывая технический паспорт на обещанный приз "ВК" - лодочный мотор, он вдруг спросил:

- Значит, это не шутка?

"Черный" юмор, надо сказать, весьма популярен у яхтсменов:

- Впечатления самые хорошие, потому что... выжили, - говорит Николай Цветков, - шучу, конечно. Хотя все мы рисковали в этом походе и получили дождя, ветра и солнца в полном объеме, мечтаю о том, чтобы эта регата стала традиционной. Разве забудешь, как чинили сломанную мачту на ходу во время шторма. А маленькая Варвара Калачихина - это просто чудо! Кстати, ее родители заслуживают самых добрых слов. В самый критический момент они сумели не только свой катамаран сохранить в целости, но и на выручку товарищам поспешили.

Экипажи катамаранов Николая Цветкова и Александра Куркачева были удостоены специального приза, ведь именно их упорное соперничество на протяжении всех семи дней путешествия и придало регате соревновательный шарм. Но регату нельзя рассматривать только как гонку за призом. Были моменты, когда азарт отходил на второй план - когда первым вышедший из схватки со стихией тут же спешил к терпящему бедствие сопернику. Из таких моментов и складывается общая картина регаты. Именно они служат стимулом собраться на Каме вновь следующим летом и снова пройти этот маршрут.

За семь дней у каждого накопилось немало личных впечатлений. Цветков запомнил ночные промежуточные финиши при свете фонарей и ракет, Дыганов - особую атмосферу регаты, когда дневное соперничество сменяется вечерними посиделками за костром с песнями, обсуждением событий... Кто-то - пятничный люля-кебаб "ресторанного качества". А до следующего лета осталось...

Участники регаты благодарят спонсоров этого проекта: газету "Вечерняя Казань", фирму "Аргут", ДСО "Спортивная Россия", руководителя клуба парусных туристов "Парнас" Андрея Бардина, официального партнера регаты - Казанский институт МЭСИ, телекомпании "Вариант", ТНВ, "Пульс-радио", радио "Волга", "Казанский портал", ЗАО "Т-Алатекс", лагерь "Волга".