II РЕГАТА ТУРИСТСКИХ ПАРУСНИКОВ ЛАДОГА, 2004 г.

Результаты

30.06 - 3.07 2004 г. Ладожское озеро, северо-западный район. База "Ладога" (Березово).

Главный судья Алексей Степанов, судно сопровождения - катамаран АРТМАРИН 26. Судья КП Георгий Пушкин.

 №

Яхта

Экипаж

Тип
Грп
Балл
1 гонка 17:06 30.06
2 гонка 11:40 1.07
Σ СT
Место
Σ очк
Место
финиш
ЕТ
СТ
Очк
финиш
ЕТ
СТ
Очк
общ.
груп.

 1

М 150 Сполох

Шмерлинг Г.

Ветер

2

1,00

19:22

2:16

136'

6

2.07 13:59

26:19

1579'

8

1715'

3

14

2

 2

М 450 Лучина

Виговский И., Новикова Е.

Простор+

2

1,04

19:29

2:23

144'

8

2.07 14:52

27:12

1697,3'

12

1841,3'

4

20

3

 3

М 477 Весёлый

Волков К., Чикин А., Бонина И.

Ветер

2

1,00

19:18

2:12

132'

4

3.07 14:27

50:47

3047'

16

3179'

5

20

4

 4

М 479

Миножетдинов Р., Золотухин С.

Ветер

2

1,00

н/с

14

3.07 14:44

51:04

3064'

20

-

-

34

 5

М 497

Мягков С., Мягков А.

Ветер+

2

1,04

19:07

2:01

122'

2

2.07 9:53

22:13

1386,3'

4

1508,4'

1

6

1

 6

М 503

Конончук И., Крылов В.

Альб-16+

1

0,915

19:55

2:49

154,6'

-

2.07 12:56

25:16

1387,1'

-

1541,8'

2

-

 7

CМ 1 Три в одном

Юданов А., Глазков В.

Тр. с/д

2

1,00

н/ф

10

н/ф

28

38

 8

CП 60

Макаров К., Макарова М.

Альбатрос

1

0,85

н/с

-

н/с

-

-

 9

СП 61

Тупицын Д., Соколов И.

Ветер

2

1,00

н/с

14

3.07 16:06

26:19

3064'

24

38

Обозначения: знаком "+" отмечено наличие дополнительного паруса.
ET - истинное время прохождения дистанции (Elapsed time), CT - исправленное с учетом гоночного балла (Corrected time).

Система зачета и гандикап описаны в Положении о регате.


Отчет

Г.Шмерлинг

В зачетной группе 2 (до 10 кв.м) заявилось 7 судов; группы 1 и 3 не состоялись (группа 1 - 2 судна, группа 3 - нет судов).

В связи с опасной погодой (ветер 6 баллов, видимость менее 1 км) запланированные на 30.06 короткая маршрутная гонка на о. Селькамарьянсари и кольцевая гонка вокруг Селькамарьянсари были заменены одной короткой маршрутной гонкой (~25 км) в шхерах за о. Кильпола с возвратом на базу. Старт был дан во второй половине дня, когда видимость улучшилась. Ветер сохранялся свежий, ~6 баллов, однако на закрытой дистанции существенной волны не было. На старт вышло 8 судов (экипаж М 479 опоздал к началу регаты и только собирал катамаран). При маневрировании перед стартом неудача постигла оба питерских катамарана: Альбатрос СП 60 потерял мачту (отдалась ванта), на Ветре СП 61 из-за развязавшегося узла на конце фала он ушел в мачту, и ее затем пришлось разбирать для восстановления проводки.

Смоленский тримаран не смог эффективно лавировать в свежий ветер и был вынужден сойти с дистанции. Сильно тянулись и получали большое пузо паруса, пошитые перед регатой из случайной ткани. Финишировали в гонке 5 катамаранов.

На большую маршрутную гонку (Марафон) была назначена сокращенная дистанция: старт с базы (Березово), обход левым бортом группы о-вов Кильписарет (северо-восточнее о. Кухка), КП на о. Кухка, проход проливом между о. Лавуатсари и материком, финиш на базе. Протяженность по генеральному курсу ... км.

Погода к утру 1.07 улучшилась, дул слабый (~2 б) ветер с В - ЮВ. Старт был дан в 11:40, в гонку пошло 8 судов. Экипаж Макаровых (СП 60) предупредил, что не участвует в соревновании, и выйдя одновременно с гонкой с базы, ушел в плавание по шхерам. Тримаран СМ 1 позже сообщил, что сходит с дистанции и останавливается на о. Лавуатсари.

Поскольку погода не вызывала опасений, судейское судно сразу перешло на КП на Кухке. Но, к сожалению, это привело к потере связи: телефоны там не работали (связь с Кухки возможна с возвышенности). Участники поддерживали связь между собой как голосом, так и SMS сообщениями, благодаря чему предусмотренный гоночной инструкцией режим оповещения выполнялся. На будущее — должен быть выделенный человек "на связи" (он может находиться хоть в Питере, хоть в Москве).

К вечеру 1 июля заштилело, и перед находившимися в районе Кухки экипажами встала альтернатива: браться за весла или останавливаться на отдых в ожидании ветра. Четыре экипажа выбрали весла и закончили Марафон за сутки с небольшим. Три решили передохнуть... и у них путь занял на сутки больше. А вот если бы дистанция была длиннее, как предполагалось первоначально, — использовать штиль для отдыха было бы правильно. Тем и интереснее многодневная гонка, что тут не пройти "на одном дыхании", надо оценивать обстановку и рассчитывать силы. Ну что ж, это — в следующий раз...

Итого, общий зачет по 2 гонкам с гандикапом: 1 место - Мягковы, 2-е - Конончук (А16), 3-е - Шмерлинг; причем разница 1-2 мест в суточной марафонской гонке - минута! Собственно, дело решила навигационная ошибка - уже под конец Игорь завернул не в тот залив, не обратив должного внимания на GPS-ку.

Закрытие. Главный судья Алексей Степанов вручил денежные призы экипажам, занявшим первые 3 места в общем зачете - 7000, 4000 и 3000 руб. Объявлен спецприз от АРТМАРИН для самодельного смоленского тримарана - ему будет пошит комплект дакроновых парусов.

А также о конкурсе АРТМАРИН на проект жесткого разборного туристского картоп-многокорпусника, победителю которого лодка по проекту будет сделана как приз.

Успешно прошедшим Марафонскую гонку были вручены памятные призы - спасательные фонарики, присланные постоянным участником гонок WaterTribe Владимиром Еремеевым. И экипаж отца и сына Мягковых выдал друзьям-соперникам специальные учрежденные им призы - кораблики в бутылочках. До встречи в следующем году на ЛАДОГЕ-2005!

Бортовой журнал катамарана М497 (Ветер),

ведомого Андреем и Сергеем Мягковыми - участниками второй Регаты туристских парусников "Ладога-2004", который был надиктован с 30 июня по 03 июля 2004 года и дополнен уже московскими коментариями.

Московский комментарий к Журналу.

"Ладога 2004" началась с двух, прямо скажем, малоприятных происшествий.

Первое.

В понедельник 28 июня уже в Берёзово обнаружили пропажу ремнабора со всем ветровским крепежом – видимо, сумку украли когда разодранный Ветер в Лосево грузили в машину. Позвонили Сергею Новицкому, который, как оказалось, вместе с Игорем Романовым был ещё в Лосево. Прыгнули в авто и рванули туда. Игорь позвонил в Тритон и договорился, что к 10-ти утра нам приготовят все эти рым-болты с барашками и прочими железками. На следующий день в 07:00 Игорь Виговский и я уже ехали в Питер. Вернулись в Берёзово к 18:00. По дороге обратно увидели машину В.Белоклокова (!?) с упаковками "Симбада" на крыше.

Второе.

Пока мы в Питере с Игорем покупали винтики-болтики и продукты для его похода по Ладоге, Володе позвонили с работы и сказали, что если он завтра не приедет в Москву, сорвётся заказ, всем мало не покажется и "всякое такое". Володя разобрал "Симбада" и уехал. Жаль. Его присутствие могло бы внести дополнительную интригу в гонки.

30 июня, 07:55. Степанова нет. На Ладоге видимость – километр, ветер, как и обещали, 8 м/с, восточный. Собираем вещи, готовимся к старту.

Московский комментарий к Журналу.

Алексея Степанова – одного из организаторов регаты в Берёзово не было. Он в воскресенье 27 июня забросил туда Игоря с "Лучиной", а сам вернулся в Питер перегонять свой свежепостроенный Арт Марином катамаран к месту старта регаты. Катамаран "белый-беленький" (с), проект "Артмарин-26"… Но это другая тема. Интересующиеся найдут его (катамарана) описание в "КиЯ" № 3 (190)

30 июня, 09:00. Прошло совещание участников гонки. Решено всё отложить минимум на 2 часа. С Ладоги дует порядка 8 м/с, дождь достаточно сильный, косой. Варим кашу, дожидаемся Степанова.

30 июня, 09:47. На горизонте показался Степанов. Идёт под гротом. Идёт не прямо, галсами почему-то. Ну, наверное, ему виднее. А на звонки, видимо, не отвечал потому, что хорошо дуло и не мог трубу взять. Мы его понимаем.

Московский комментарий к Журналу.

После швартовки и небольшого отдыха в расположении участников регаты наконец-то прибыл Степанов. По его словам на открытой воде дует и болтает изрядно и нам туда лучше не выходить. Принимается решение об изменении регламента регаты. Малая маршрутная гонка на остров Селькямарьянсаари заменяется 20-километровой кольцевой маршрутной гонкой в берёзовских шхерах. Кольцевая гонка вокруг острова Селькямарьянсаари отменяется (как и ночёвка на нем). Из-за одного потерянного гоночного дня сокращается дистанция большой маршрутной гонки. На Путсаари не идём. Вместо этого движемся на Кухку и возвращаемся в Берёзово, огибая на обратном пути левым бортом остров Лауватсаари.

30 июня, 14:20. Первые кусочки синего неба были показаны именно в это время. Костя: "Ух ты, ух ты, ого!" "Сейчас Костик скажет пару ласковых слов и после этого мы послушаем, как он их скажет." Костя: "А пойдёмте-ка мы все в баню!"

30 июня, 21:12. Закончился первый гоночный день. Стартовали в 17:05. Гонка была вдоль Кильполы до моста, вокруг острова - не помню название (Вехтисаари) и обратно. Финишировали в 19:07 по моим часам. По часам моим опять же второй пришедший в гонке финишировал на 11 минут позже, как минимум на 11, на 11.5 минут. Посмотрели финишный протокол. Оказалось, что выиграли не 11 минут, а 6. Обидно. Протокол поправили.

Московский комментарий к Журналу.

Гонка получилась интересной. Особенно если учесть ветер, который местами (и не только на порывах) зашкаливал за 10 м/сек и шхерный характер гонки, когда, вспоминая прошлогоднюю Берёзовскую регату, могу утверждать, что огибание маленького островка с "правильной" стороны может решить исход гонки. Стартовали правым галсом в галфвинд довольно неплохо. Ветер около 8 м/с. Правым бортом прошли остров Васикансаари. На траверзе острова Карьялансаари были уже впереди "Сполоха" и первыми нырнули "за угол" острова Кильпола в довольно узкий проливчик (мертов 30) между его берегом и безымянным островком.

А дальше совершенно для нас неожиданно ветер начал крутить с левого бакштага на правый. Пока соображали что да как нас как стоячих объхал Григорий и снова возглавил гонку. М477 Кости Волкова сел нам на хвост и стал медленно, но уверенно сокращать дисстанцию. Ситуация стабилизировалась (Гриша уходит, Костя догоняет) пока мы не прошли группу островов на траверзе горы Валкеамяки в заливе Уласканселька. Сразу за островами, рискнув и поставив генакер, сделали несколько бакштагов к острову Вехтисаари практически догнав Григория и уйдя от Кости. Сраду после выхода из-за Вехтисаари и вплоть до прохождения выше упомянутой группы островов ветер стабильно усилился и стал явно превышать 10 м/сек. Григория с его рейком на стакселе здорово прихватило и он прилично поотстал не только от нас, но и от М477.

А затем я совершил ошибку, снова выбрав кратчайший путь между уже упоминавшемся безымянным островком и островом Кильпола. При очень сильном встречном ветре на участке менее 100 метров по генеральному курсу было заложено 12 галсов в 30 метровом проливчике. Когда мы не прошли ещё и половины этих 100 метров, сзади показались М477 и М150. Мысль была одна: "Сейчас эти ребята посмотрят на нашу, извиняюсь, лавировку и спокойненко объедут наш М497 с другой стороны островка, где пролив существенно шире и нет такой аэродинамической трубы". Но нет. Сунулись за нами. Отлегло, но, как оказалось, рано отлегло.

Вторую ошибку я совершил накануне, позволив Игорю Виговскому поучаствовать в сборке моего Ветра. И всего-то, Игорь один узелок завязал на оттяжке троса блочков стаксель-шкотов. Но именно этот узел развязался как только мы закончили описанную выше лавировку. Андрей устранил "неисправность", хотя сделать это не скручивая стакселя и не сбавляя хода на бейдевинде было не просто.

На финише немного выпендрились. Хоть и вдувало прилично, выскочив на финишную прямую и, подняв предварительно шверт (пусть лучше уж сдует, чем положит), финишировали в галфвинд под 22 метрами парусов. Со стороны, наверное, смотрелось эффектно. У меня же было ощущение: ещё немного и … нет не положит – лодка оторвётся от воды и полетит. Пока под одним гротом минут 15 выписывали восьмёрки рядом со стоящим на финише судейским судном, неожиданно для себя обнаружили, что поднятый шверт при ветре 10 – 12 м/сек ничуть не мешает нашему катамарану идти полным бейдевиндом, хотя оверштаги крутятся с некоторым напрягом. Надо запомнить.

Комментарий ГШ: через месяц, на Волжско-Камской, ох как пригодилось! ...

Продолжение 30 июня, 21:12.

Из афоризмов вчерашнего дня. Игорь Виговский раздобыл какой-то новый клей для ПВХ. Сидим пьём чай. Приходит Игорь и говорит: "Что, ребята, а давайте-ка клейком побалуемся!"

… Обещали воду в бане, горячую. Воды нет. Приходит Лена и говорит ужинающему Виговскому: "Игорь! Ты на горячей воде настаиваешь?" Игорь смотрит квадратными глазами, ничего не понимает и совершенно серьёзно отвечает: "Обычно настаиваю на спирту!" Долгий смех.

А Гриша вчера весь вечер сочинял хокку. Столько, что упомнить было невозможно, а диктофона под рукой не было. Ржали совершенно дико… К вечеру погода наладилась. Ветерочек в заливчике метра 2, не больше, в секунду. Солнышко светит, тепло, хорошо. Поужинаем и ложимся спать.

Андрюха программирует базу данных как будто ему в 7 часов завтра не вставать. Ну ничего, мы это дело поправим: электричество сейчас вырубим бокорезы у меня близко. Завтра второй гоночный день.

01 июля, 07:05. Достаточно вяло прозвучал туманный горн, который Игорь вчера дал Грише (?)… Кто дудел – не знаю, наверное, все-таки Гриша, потому что Игорь вылез из палатки заспанный и в трусах побежал куда-то в сторону леса.

07:37. Тишина и покой. Матрос утомился (программированием базы данных), отдыхает. Гриша пытается приготовить поесть. Погода совершенно замечательная. Солнышко, 1-3 м/с с Ладоги. Если ничего не изменится, будет вялая лавировка по шхерам до выхода на открытую воду. А там – посмотрим. Палатку думаем не убирать. Один гоночный день прошёл, а мы ещё в Берёзово. Прийти, быстренько поспать немножко, свернуться и уйти. Раскрепим её на растяжках. Думаю, не унесёт.

08:00. Ещё несколько слов по вчерашней гонке. Было много замечательного и изумительного. Я бы даже сказал – парадоксального. Из семи вышедших на старт катамаранов смогло финишировать только пять. Питерский Ветер (номер на парусе не помню) "потерял" грота-фал внутри мачты. Верёвочка просто убежала, развязав загадочным образом восьмёрку (!), завязанную выше стопора.

Ещё на одном Питерском Альбатросе с зелёными парусами "ушла" ванта. В общем-то, может, и хорошо, потому, что лавсановый парус, отликованный сзади тросом, нести в гонке было бы тяжело. Степанов странно принимал финиш – уже говорил.

…А вот и Ринат идёт в нашу сторону. Хоть кто-то проснулся кроме нас с Гришей.

09:16. Готовил к спуску на воду наш катамаран. Поднимал грот – попросил Иру с Костиного М477 помочь. Рассказала: Когда стартовали, ребята на судейском крейсерском катамаране – проектировщики и строители из "Арт Марин", посмеивались над нашими лодками: "20 километров в такой ветер – тащиться будут долго". Когда мы выскочили из-за поворота (это слова Иры) они слегка удивились, а потом аплодировали нашему финишу. Говорят: "20 километров за 2 часа в такой ветер – это не слабый вариант". Действительно, финишировали мы неплохо. Под всеми возможными парусами.

11:36. До старта меньше 3-х минут. Скоро гонка. Ветер западный порядка 3-5 м/с выдувает из залива в бакшаг. Попробуем поставиться по полной программе.

Московский комментарий к Журналу.

Хотя вторая гонка и шла по укороченной программе, на борт было положено всё снаряжение, включая крошечную палатку, спальные мешки, газ, кухню, еду на двое – двое с половиной суток. Как и в первой гонке на "траверсе" мачты были установлены бортовые баллоны, которые вместе с фартуком образовали удобный багажник. Туда запихнули и якорь (куда ж без якоря!) Трамплин от мачты в корму оказался абсолютно свободен от вещей – только верёвочки разноцветные. Оптимальный вариант для гонки.

Шеи членов экипажа в разных комбинациях увешаны свистками, копмасами, GPS`ами. На моей шее ещё и МР3 256М диктофон марки Safa – именно диктофон с функциями плеера, а не наоборот. Спасжилеты украшены новенькими стропорезами. (Позднее выяснили, что и колбасу с хлебом они очень даже ничего режут).

А вот полноценно заменить украденные вместе с ремнабором уключины под распашные вёсла так и не удалось. Андрей проявил максимум изобретательности, сделав перед и по ходу гонки несколько вариантов верёвочных уключин. Но полноценный распашной падлинг так и не получился. Максимум, что удавалось – так это грести одним удлинённым по сравнению с прошлым годом веслом.

13:30. Идём 2 с половиной часа, чуть меньше. Пройдено 9.6 км. Впереди плотная группа: Гриша – чуть ниже по ветру, левее, мы в середине и правее - Игорь Виговский "режется" в остров. Пока, вроде, всё складывается интересно. Сначала удалось немножко уйти вперёд. Потом нас достали двое. Остальные далеко сзади. Самое интересное должно быть на финише, если придём такой же группой.

Два раза Виговскому кричали "правый галс" (один раз – вместе с Гришей). Один раз Грише кричали. Вынуждены были даже увалиться: Гриша не верил, что мы на него наедем правым галсом. Но мы твёрдо выдерживали правила ППС.

14:05. Пройдено 11.9 км. Выходим в Ладогу. Слева 45 показалась Селькямарьянсаари. Впереди метрах в 150 – Гриша. Слева 30 рядом с нами идёт Игорь Виговский. Скорость – 7.5 км/час.

14:10. Вышли в Ладогу. Поставили генакер. Идём на Кюря … не знаю, как этот самый Кюря … Куря (Перя-Кильписаари на самом деле) – хитрый остров, даже группа островов, которую надо обогнуть левым бортом. Приняли решение идти мористее Сельки. Скорость 10.5 км/час.

14:20. Был сеанс связи со Степановым. Следующий сеанс связи – 02 июля в 02:20.

15:31. Проходим мыс Курниниеми. Потеряли из виду (сзади) паруса Гриши и Игоря. Идём одни. До группы островов, которые Перя-Кильписаари, по-моему, называются, осталось 19 км. Погода спокойная, облачная. Ветер 3 – 5 м/с, скорость средняя около 10 км/час. Несём все паруса.

16:15. Съели первую шоколадку – закончили есть в это время. Волнение, практически, отсутствует. Рябь на воде. Ветер порядка 3 – 5 м/с. Идём полным бейдевиндом-галфвиндом. Несём все паруса. Справа видим две вешки, торчащие из воды. Андрей: "Слева!"

Слева… Слева, слева видим две вешки, торчащие из воды. Одна из них с тёмным, практически чёрным флагом. Интересно, что бы это значило?

16:27. Пересекаем линию о. Рахмансаари – о. Котатсаари. Рахмансаари – право, 40 на расстоянии 5 км. Через несколько минут (в дополнение к предыдущей записи). Ветер скисает довольно основательно. Я думаю, сейчас – 1 – 3 м/с. Волнения сильного не было, но даже та небольшая рябь, которая была на воде, становиться более гладкой. Начало час назад нагонять волну длинной 3 – 4 метра высотой 20 – 30 см, но сейчас всё кончилось. Боюсь, скоро начнётся штиль и гребля… Как бы не сглазить. Скорость упала до 6.5 км/час. Над нами летает самолёт и что-то снимает. Андрей предложил брать с него деньги по тому, как мы позируем. Сзади показались два паруса. Видимо, Гриша и Игорь Виговский – немножко раздуло облачность. Дистанцию оценить трудно, но, я думаю, порядка 5 километров.

16:35. Проходим траверз островов Лоукхуонсаарет. Видим памятник: белое основание и сверху, видимо, крест. На карте обозначен звёздочкой. Видимо, места боёв.

16:50. Проходим траверз острова Рахмансаари. Дистанция – 2.5 км. Скорость снова увеличилась до 12 км/час. Андрюха уже часа 2 висит на генакер-брасе. Просто удивляюсь его мужеству и нежеланию отдать мне верёвочку подержать. Румпель намного держать легче. Он тут хихикает и возмущается летающему самолёту, с которого на него не кидают мешки баксов за (наше) позирование под фотокамерами аэрофотосъёмки. А иначе чего самолёт летает если не фотографирует наш красивый генакер…

17:00. Ветер совсем стих. Скорость – 3 км/час. Такое впечатление, что за островом. Рахмансаари большая ветровая тень. Видим рябь впереди, но сами не движемся. Не понятно просто, вот какое-то штилевое пятно. Но, будем надеятся – скоро дунет.

17:07. Проходим траверз острова Кюнсаари на расстоянии порядка 500 метров. Ветер снова немножечко усилился до 5 –7 м/сек. Держим скорость 10.7 км/час.

17:32. Находимся в 150 метрах от острова Перя-Кильписаари. Начинаем огибание.

18:10. Проходим остров Селькя-Рускеасаари. Вот, не знаю… "Правильно, Андрей, я сказал?" Андрей: "Селка-Русскаасаари" "Рускяясаари". Андрей: "Русскяя ? Ну, забей… ладно." Вот такое хитрое название, но мы его проходим, тем не менее.

18:13. У острова Селькя-Рускеасаари Андрюха меня всё-таки уговорил поставить генакер на совершенно невозможном (вмордувинд) ветру. Удивительно, но он стоит и мы имеем ход. Фантастика! Хотя, ветер, конечно, кислый. Дует … не знаю … метров … метров мало, мало, очень мало … 1 – 2. Вот таки дела. Ну… будем бороться со штилем.

18:38. Увидели катамаран Степанова на Кухке на пляже и красный флаг. Очень рады. Прошли 52.1 км. Время движения 7часов 59 минут. Средняя скорость 7 км/час. Максималка 15.1. Сейчас 5 минут постоим, разомнём ноги и – в обратную дорогу. Делать нам здесь нечего: гонка как-никак.

19:00. Отошли от Кухки. От 100 грамм отказались, забежали в лесочек, помыли еду, и пошли…, и пошли… Лавировочка, ветер, опять, 3 – 5, но, вроде дует хорошо, идём нормально.

19:35. Левым бортом, проливом прошли остров Кюнсаари. Выходим в Ладогу. Андрюха на левом борту подгребает. Идём правым бейдевиндом. Скорость 4.7 км/час. Ветер, по ощущениям 2 – 4 м/с, не больше.

23:00. Продолжается гребля после выхода с Кухки на открытую Ладогу. Гребём много часов подряд. Надоело всё. "Андрюш, не спеши, не спеши, дай лодке набрать скорость. Греби между балонами, прогреби несколько раз." Так вот, в 11 вечера прошли острова, вернее, северную оконечность островов Палосаарет. Уходим в шхеры. Будем выполнять гоночную инструкцию и пройдём остров Лауватсаари проливом левым… левым бортом – что делать. Ночь длинная, вернее, короткая, белая, будем грести. Сейчас GPS переставим на западную оконечность Лауватсаари.

23:20. Солнце зашло за лес и мы, наконец, втягиваемся в пролив острова Лауватсаари. Вышли на траверз его (восточной) оконечности. На догоняет моторка с рыбаками. Рыбу ловят, но что-то, по-моему, ничего не вытащили. Андрюха, по-прежнему, грезёт… грезёт..? Гребёт! и упорно отказывается от ролтона: прямо предлагалось сварить на воде. Ну да ладно.

02 июля, 00:00. Андрей: Встретили новый день в проливе за островом Лауватсаари на траверзе безымянного острова (того, что западнее острова Мялисаари).

02:35. По собственному опыту убедились, что бриз существует. Имеем скорость 1.9 км/час – неуклонно продвигаемся в сторону Сельки из-за острова Лауватсаари. Расстояние до Сельки 7.9 км. Надеемся дойти.

Московский комментарий к Журналу.

Пока нас тянуло бризом, вскипятили чай. Термос кончился, а взятая с собой родниковая вода показалась невкусной. Так как гонка обещала быть скоротечной, ничего существеннее чая не варили. Есть почти не хотелось. Периодически взбадривали себя чёрным шоколадом (2 плитки) и пакетиками "Коктейль" с разнообразными орешками, цукатами, сухофруктами внутри. Пару раз поели бутерброды с копчёной колбасой. Пожалуй, и всё за 22 часа гонки.

02 июля, 03:33. Очень хочется спать… мне. До Сельки нам осталось 4.31 км, но нам туда нафиг не надо. Мы пройдём Сельку левым бортом и пойдём в сторону залива, где Берёзово находится. Так вот, мне хочется спать. Я бы часочек покемарил бы, но злой и нехороший матрос Андрюша говорит: "Давай напряжёмся" и напрягается. Я лежу, борюсь со сном (а также GPS`ом и румпелем), а он напрягается. Спрашивается: если он напрягается и ему хочется напрягаться, то почему я-то не могу поспать? Чем я мешаю ему напрягаться? Вот так вот я пожаловался на Андрюшу моей "говорилке".

Московский комментарий к Журналу.

На самом деле, даже наш GPS eTrex Ventura – замечательный приборчик лишь частично решал задачу выхода в нужную точку, предостерегая от дрейфа. Малая скорость движения на вёслах приводила к запоздалой реакции указателя направления на повороты лодки, неизбежные при гребле только с одного борта. Ночной туман, отсутствие кауих-либо видимых ориентиров (некоторое время ориентиром служила Луна) и инерционность курсоуказателя приводили к большим затратам сил и внимания для движения по прямой, а не мелкими зигзагами с постоянным рысканием по курсу. Но нас на борту было двое. А каково было Григорию или Игорю без GPS`а!

Комментарий ГШ: у меня-то был GPS, а вот ИВу позже в тумане пришлось держаться берега.

04:00. Пол часа назад, т.е. в 03:30 Степанову бала отправлена СМС`ка с нашим положением. Было получено подтверждение буферизации сообщения.

04:38. Андрей (поёт): "…бом-телебом, замер в тиши, куклы уснули…" В километре севернее Сельки левым галсом получили бакштаг. Ставим генакер. Андрей (поёт): "…всё до утра засыпает кругом…"

06:20. Вошли в залив, в котором находится… наша замечательная… пал-латочкА, до которой ползти_нам_ещё_9.66_км - не доползти… не доползти … не доползти нельзя. Придётся доползти.

07:00. Передано сообщение Степанову: "В 06:30 вошли в берёзовский залив."

07:30. (Андрею): "Чего говоришь?" Андрей: "Спать хочешь, спрашиваю?" "Уже не хочу". Поспал 10 минут как в молодости на комсомольском собрании отчётно-выборном, которое продолжалось 5 часов. Дремнёшь 10 минут и снОва в крестики-нолики, в морской бой играть. Так же и здесь. Мы с Андрюхой кимарнули по чуть-чуть по очереди, а теперь с новыми силами упёрлись и гребём … вперёд к ролтону, к победе сил добра над силами разума, придумавшего этот грёбаный маршрут.

А ещё Андрюха чудит. Ночью ходил по палубе босиком, практически - в носках. Палуба мокрая, влажная – роса выпала. Под утро наконец-таки надел на себя какие-то штаны, какую-то куртку поверх спасжилета. Сейчас печёт солнце. Я б до трусов разделся, но не могу … весло выпустить из рук – одной рукой не удобно раздеваться. А Андрюха гребёт в той же самой куртке, в штанах и вообще во всём, что было у него. "Андрюша! Разденешься?" Андрей:"Нет!" Нет… "Если я чего решил, то выпью обязательно!" (с)

07:35. Андрюха придумал ещё одну рацуху. У него их было две. Одну помню, а одну уже забыл. Ладно, потом напомнит… Говорит: "Давай грести километр, а потом километр не грести!" Это интересное решение. Но кто же будет "не грести" километр? А вообще-то, конечно, зеркало воды изумительное. Движения ветра нет вообще, то есть. То есть вообще нет нигде. Андрей: "На небе ни облачка." На небе ни облачка, но горизонт в дымке. Боюсь, что день будет жаркий и хреново придётся тем, кому придётся провести этот день "на весле". Мы, судя по всему, часика через два будем на месте. Ох, и заляжем же мы в тенёчке, побрызгавшись дихлофосом от комаров предварительно, потому как там, в тенёчке, без комаров не получается никак.

07:55. Подуло! Левый бакштаг. Ура, товарищи! Ура! Мы хотели стреляться, но в последний момент решили поставить генакер. Жизнь удалась, всё налаживается. Идём к финишу не гребя. Я уже не верил, что можно ходить под парусами. Счастье полное.

08:15. Полный бред! Сижу на баллоне, за галсовый угол генакера зацепил рею – спинекер-гик то бишь, и вытащил генакер на ветер! Держу руками, неудобно, но ходу появилось в 2 раза больше. Ноу хау, практически. "А это наш залив, Андрей? Этот вот." Андрей: "Скорее всего." "Ну не знаю, может ещё и заливом ошиблись… Вот смешно будет, если ошиблись… Потрави брас"

09:53. Финиш катамарана М497. Пройдено 98.1 км.

12:56. Финиш Альбатроса М503.

13:59. Финиш М150 "Сполох".

14:52. Принимаем финиш М450 "Лучина"

19:20. Звонил Костя Волков. Сказал, что они только что вышли с Кухки. Степанова на Кухке нет. Что-то говорил (Костя Волков) про второй чекпоинт. Я с трудом понял, что он имеет ввиду "Лауватсаари левым бортом по проливу" -Андрюша подсказал, молодец, талантливый мальчик. Думаю, придёт завтра к ночи. Награждаться будем без Кости Волкова.

03 июля, 14:37. К финишу приближается катамаран М477 Костя Волков! До финиша остаются считанные метры! Он пересекает линию пирса и серого лодочного сарая! М477 финиш!

14:44. Финиш катамарана М479. Пришли Ринат с Серёгой. Молодцы, что пришли, прошли всю дистанцию, видимо, было трудно, но прошли.

Московский комментарий к Журналу.

Наше с Андреем резюме по регате: Интересно и достаточно непредсказуемо, а потому и интересно вдвойне. Шансы были у всех. Первое место (М497) от второго (М503) по исправленному времени отделили 1 минута и 9 секунд на 100-километровой 22 часовой (у нас) дистанции! Жаль, что не было Симбада…

Что нужно, что бы шансов было больше? Как ни банально, но, в первую очередь, хорошая физподготовка и уже потом хорошая лодка, хорошие паруса, хорошие вёсла, хорошие средства навигации, хорошая одежда, правильно подобранное (под себя) питание. Нам маловато было именно первого. "Воля волей, если сил невпроворот…". При непрерывной 13-тичасовой гребле одной воли маловато.

Лодка в теперешнем состоянии в целом неплоха, но не приспособлена для распашной гребли, а всякие канойные вёсельные упражнения требуют "физики", которой и так мало - замкнутый круг, из которого, однако выход есть. Кроме распашных вёсел, которые, надеюсь, понадобятся не ранее, чем через год, нужны новые корпуса. А-ля "Симба" или "Сохатый" – не знаю, но, точно, не веретено.

P.S. А кто тут на Ладогу 2005 записывает?



























Фото А&C Мягковых, Р.Миножетдинова, Г.Шмерлинга