III РЕГАТА ТУРИСТСКИХ ПАРУСНИКОВ ЛАДОГА, 2005 г.

Результаты

1-5.06.2005 г. Ладожское озеро, северо-западный район.
1 гонка Березово - о. Селькамарьянсари, 15 км / 8 мм
2 гонка о. Селькамарьянсари - бухта западнее о.Путсари, 44 км / 24 мм
3 гонка - возвращение в Березово 59 км / 32 мм

 №

Яхта

Город

Экипаж

Тип
Балл
Σ ET
Σ CT
Место

 1

Дельфинчик M 439

Москва

Кудинов А.,
Кудинов М.

Простор+, спинакер.

0,71*

29:03:10

20:37:39

 3

 2

Веселый, б/н

Смоленск

Юданов А.,
Цибин А.

с/д секц. тримаран, кэт 10 кв.

0,72

зачет

 3

Буревестник M 562

Москва

Зайцев В., Зайцева Е.,
Зайцева О., Зайцева Е.

Простор+, шлюп 10 кв.

0,69

зачет

 4

СП 62

С.-Петербург

Красников А.,
Маслак Т.

Альбатрос штатный

0,60

зачет

 5

Три в одном СМ 1

Смоленск

Титова О.,
Крючков Ю.

с/д секц. тримаран, шлюп 10 кв.

0,63*

32:30:30

20:28:49

1

 6

Улисс СП 63

С.-Петербург

Смирнов Д.

Альбатрос+

0,62

зачет

 7

Одиссей М 508

Москва

Знаменский С.,
Семенко В.

Альбатрос+, спинакер.

0,64

зачет

 8

М 603

Москва

Конончук И.,
Крылов В.

Ветер, спинакер.

0,72

28:32:30

20:33:00

2

 9

М 549

Москва

Пилюгин П.,
Багрянцев Е.

Тайфун, спинакер.

0,82

зачет

10

Простой

Москва

Мартиров В.,
Свиридов В.

Простор, штатный кэт

0,66

н/ф

11

Сполох

Москва

Шмерлинг Г.,
Чернова Н.

Ветер, спинакер.

0,72

н/ф


ET - истинное время прохождения дистанции (Elapsed time), CT - исправленное с учетом гоночного балла (Corrected time).
* - гоночный балл согласно мерительному свидетельству

Подробные результаты по гонкам (файл Excel).

Фрагмент GPS-трека М 150: зеленая линия - окончание гонки 2, лиловая - часть гонки 3.

Все треки в формате Ozi Explorer: 1 июля, 2 июля и 4 июля (записаны частично).
В обход Питера - путь на M10 от Березово через Васкелово - Кировск - Мгу и выходом на М10 перед началом тосненской объездной. Дорога живописна и пустынна, только вот местами сильно разбита.


Комментарии

Форс-мажор
На базу, которой теперь владеет карьер в Кузнечном, нас пустили только после трудных переговоров, которые А.Степанов вел по телефону из Питера. Новые хозяева затеяли реконструкцию: снесли домики, ведут подсыпку берега. Ялы ИЛАКСа теснятся у причала с краю, в камышах. Что будет с базой дальше, непонятно; идет переходное выяснение отношений. Хорошо хоть стартовать нам дали, собрав за вход за забор по 100 р. с лодки, а потом, после визита еще одного начальника - еще по 100 за ночевку. Ну что ж, как раз предполагался стартовый взнос 200 р.

Участники
На этот раз на регату собралось 11 судов. Кроме москвичей и питерцев, снова приехали смоляне, причем уже целой командой клуба "Викинг-Нево". Обе смоленские лодки построены А.Юдановым, это жесткие секционные тримараны. Участвовавший в предыдущей регате "Три в одном" вооружен шлюпом, новый с желтыми корпусами - кэт. После постройки был только раз спущен на ближайшую воду в Смоленске, и сразу привезли на Ладогу.

Но кокпит самоотливной, 250 л пенопласта; при оверкиле лодка ложится мачтой на воду (поплавок топится) и восстанавливается. Было проверено в прошлом году конструктором-капитаном на "Три в одном". (Ходил новый кораблик неважно, по словам Александра из-за временной неподходящей мачты).

Дальше-больше. При подаче заявок выяснилось, что с выполнением положения о регате дело обстоит плохо. "Простой" Простор В.Мартирова был в первозданно штатном виде без требуемых усилений; ещё два экипажа не отвечали требованиям по возрасту участников. Наверное, на будущее надо отразить в правилах исключение для семейных экипажей - уже бывавшие в парусных походах сын или дочь 14-15 лет могут участвовать.

Но есть же предел! Семья Зайцевых приехала в полном составе и даже с собачонкой Гошей. На случай отказа они собирались идти не участвуя в регате, но "заодно". Предварительно решили что двоих - маму и младшую дочку Катю 10 лет возьмет судно сопровождения.

На первый этап, до Сельки, пошли все, предполагая что там А.Степанов нас догонит и решим как быть дальше.

Однако из-за разных накладок а потом и аварии на "Артмарине" (что выяснилось уже на финише...) сопровождения так и не образовалось.

Стартовали
на Сельку, как и намечалось. Для одновременного старта берег неудобен. Поэтому способ старта не совсем обычный для паруса, скорее "лыжный": по очереди. Готов - поехал. Время каждого записывается и учитывается. Вчерашние дождь и серость кончились, ясно, легкий встречный ветер, прогноз хороший.

Когда вышли из залива, ветер стал усиливаться, балла 4. Так и пришли на Селькамарьянсари. На завтра по прогнозу ветер до 2 м/с, то ли северный то ли южный. Но сопровождения нет - Валаам надо отменять. Предлагаю идти в бухту с пляжем напротив западного края Путсари - расстояние почти то же, но все-таки вдоль шхер и есть острова под ветром. При северном ветре идти на Валаам было бы даже проще, но случись что - под ветром уже ничего до другого берега. А даже легкий ветерок c Ладоги просто ледяной (потом на Дельфинчике Анатолий померил - 9 гр., при том что солнце, и когда стихало совсем - жара).

Экипаж "Простого" Простора решает остаться на Сельке и походить пару дней по шхерам. Благодарен за это решение, одна гора с плеч. На финише мы встретились снова, так что завершили плавание вместе.

Утром стартуем тем же способом, но с разделением по времени: чтобы снизить разрыв в пути, те кто на первом этапе был явно впереди пойдут на час позже. Все Альбатросы уходят вовремя, оба тримарана копаются лишних полчаса, а Зайцевы почти не используют фору. Придут к Путсари они в третьем часу ночи, замерзшие. Весь переход проходил при слабых встречных ветрах 1-2 балла; использовать геннакер не удалось. У Кухки, при прохождении гряды островов Кильписарет, прихватил полный штиль, вместе с ним на солнце навалилась жара! 45 минут гребли - стоять не хотелось, но на большее нас не хватило.

Далеко от берега оказалось еще хуже - Тайфун, выбрав путь мористее, застрял без ветра на три часа! Грести экипаж не стал, зато, спасибо огромное Павлу, по возможности контролировал положение остального рассыпавшегося флота.

Связь.
Всем были розданы списки телефонов. Обязательного времени связи назначено не было, поскольку некому было работать "центром связи" да и переход предполагался однодневный. Договорились так: звонить или SMS-ить в случае остановки на ночевку, схода с дистанции и каких-либо проблем. Когда мы сами пришли на финиш, разослал SMS-ки отставшим; народ отвечал, А.Юданов запросил координаты. Созванивались и на последнем финише в Березове, выясняя кто где.

На большей части дистанции связь была; у меня сигнал сети пропадал в районе Кухки (МТС, Siemens ME 45) а потом появился снова.

Кроме телефонов, Кудиновы и Зайцевы поддерживали связь по радио (400-МГц диапазона), когда были не слишком далеко.

Долгий третий этап 3-го с утра отсыпались, а в полдень собрались на совещание рулевых. Когда пойдем назад? Прогноз - до тех же 2 м/с, уже с юга, т.е. опять встречные направления. Если утром 4-го, в Березово придем поздно вечером, а то и ночью. Может быть, наоборот - чтобы был запас времени, стартовать в ночь? Благо она светлая, а в первые после старта сумеречные часы разброс флота будет еще небольшим. Решили что все же не стоит - лучше толком выспаться и пойти с утра, но пораньше - в 7. Старт на этот раз общий.

Остаток дня посвятили вольным катаниям по желанию - кто пошел в живописный пролив на обратную сторону Путсари, кто вдоль морской стороны дальше на север, кто (наш экипаж в том числе) остался погреться на песочке и погулять пешком по ближним окрестностям. Состоялось и купание, точнее окунание. Ближе к вечеру водичка у берега заметно прогрелась... градусов до 15.

На горизонте то всплывала, то тонула в меняющемся на глазах мареве полоска Валаама с белым собором. Когда глядел на наших катальщиков в бинокль, разок подумалось даже - не рванул ли во-он тот парусок после обеда сбегать на Валаам и обратно?

Не только острова и берег, но и катамараны принимали из-за рефракции порой невероятный вид. Паруса могли вытянуться вверх как у здоровой яхты (не зная о ЧП с мачтой, надеялся, вдруг появится катамаран Алексея) или исчезнуть; в какой-то момент на месте катамарана увидел нечто квадратное. Взяв бинокль, понял: "избушка" - это растянутый по вертикали вид на баллон, парус при этом совсем пропал.

Третья гонка началась дружно, с легким попутным ветерком. Поднялись красивые разноцветные спинакеры. Но... недолго музыка играла, примерно полчаса. Мертвый штиль. Лидеры, ощутившие вкус борьбы, взялись за весла. Больше мы, лентяи, их не увидели до финиша - кто ушел вперед, первым получил хоть и слабенький, хоть и встречный, но ветер. И был таков.

Вперед ушли Дельфинчик, Три в Одном, М 603. Позже к ним присоединился снова ушедший в поисках ветра мористее и на этот раз не прогадавший Тайфун. Мы долго шли вровень с "Улиссом" Дм.Смирнова, то отставая, то опережая его в зависимости от того кому улыбалась удача в ловле движений воздуха.

Около 18 ч., когде до Сельки оставалось еще 14 км, ветер выключился. Завтра с утра дорога в Москву. Нелегкие думки... Рядом Улисс, в нескольких км СП 62, вдалеке М 508. Юданов и Зайцев отстали сильно, их не видно. Штиль. На веслах нам не дойти, разве что ночевать на Сельке. Решаю сойти с гонки. Спрашиваем Дмитрия, не взять ли его на буксир, но он отвечает что дойдет сам. На СП 62 телефон выключен. 19:10 - дергаю мотор.

У нас это первый опыт длительного моторного движения. Скорость на 1/2 газа 8 км/ч, на 2/3 - 10, на полном - 11. Наделка на антикавитационную плиту оправдалась, воздух больше не подсасывается, хотя при газе больше половины моторчик выбрасывает знатный петух. Расход бензина автомобильный - бачок на час с чем-то, около литра на 10 км.

Где-то через час, когда мы были в районе Сельки, стал ощущаться северный ветер, но потом скис снова. Войдя в залив Лехмалахти, догнали Тайфун. Получив дуновение ветерка, 13-метровик бесшумно скользил по зеркалу с той же скоростью, что мы под тарахтящим моторчиком. Только дуновения эти опять кончились.

Заметив наших у стоянки базы ЛИСИ, свернули туда. На бывшей базе ИЛАКСа, где был назначен финиш, на этот раз окончательно дали от ворот поворот. Ну что ж, разбираемся здесь, а маленько поспать - снова на "верхнюю" базу Алексея.

Ночью подошли все отставшие, кроме Зайцевых - они заночевали на Сельке вместе с группой туристов на яле и пришли на следующий день. Павел решил, что раз стоянки на базе нет и надо разбираться в деревне, они лучше найдут стояночку в заливе, спокойно переночуют и придут утром. И правильно.

Итоги
Таким образом, ни подвести итоги, ни даже собраться всем вместе на финише регаты нам не удалось. Только присланный Володей Еремеевым специальный приз Гадкого Утенка - наручная микро-метеостанция нашел заслуженного обладателя. За волю к победе он был вручен капитану тримарана "Три в Одном" Ольге Титовой. Три в Одном отставал сначала, но победил в самом длинном заключительном этапе. Эстафета WaterTribe передана. Приборчик отправился в Смоленск, а вскоре ему наверное предстоит мерить балтийские ветра в походах клуба "Викинг-Нево". Но это уже другая история.

Все результаты только что посчитал (уже выкладывал таблицу, но была ошибка со временем старта последней гонки - 7 утра а не 10 - copy-paste...). Зачет и памятные грамоты - сертификаты участия в Ладоге 2005 получат все, кто прошел дистанцию.

Лучший результат - тоже у Ольги! А по абсолютному времени первый - Ветер М 603. Замечу, что если по ET разница в приходах первых трех лодок около 4 часов, по СT - т.е. с гандикапом - меньше 10 минут. Несмотря на условность гандикапа в гонке где разрешена гребля - шансы он выровнял. Как там у Высоцкого про бегуна: — Главно дело, чтобы воля, говорит, была к победе... ;-)

Что дальше?
- не окажется ли III Ладожская регата последней? После накладок с организацией законный вопрос. До следующего июля у нас целый год. Как-то разрешится ситуация с базой. Если парусные туры ИЛАКСа останутся, а ведь они считай единственные в России (яхт-чартер - совсем другие пироги), думаю и поддержка РТП Ладога продолжится.

Если база в Березове станет "дачей" руководства предприятия, для нас она будет потеряна. Но, как мы слышали, предполагается снова открыть ее и для приезжего народа. Отсыпка песчаного пляжа и уборка грязи - дело хорошее, но вряд ли клиентов привлечет пляжный отдых на севере Ладоги. Ладожский контингент - рыбаки и туристы. Будем надеяться что возможность нормально базироваться в Березове следующим летом снова появится.

Потом, на Березове свет клином не сошелся; можно поискать и другое место где есть возможность собраться, переночевать и оставить машины.

Поддержка. Честно говоря, если бы заранее знать что останемся без сопровождения — объявил бы об отмене и сам не приехал бы. Но, "не везет в картах"... компенсацией за невезуху и форс-мажор у Алексея стало то, что очень, очень, очень повезло с погодой. Как участник конечно этого не сказал бы - ну что за регата без ветра. Но вышло остаться одному в организаторах, и вот вертится до сих пор - слава Богу и хвала Аллаху, что был штиль.

Запас прочности организации надо повышать. Мы в принципе могли бы рассчитывать на себя, заранее озаботившись спаслодкой. Вместо 200 р с экипажа, ушедших на оплату нашего старта с базы, был бы стартовый взнос 500 или 1000. Если идея регаты интересна и престиж будет - думаю кто придет согласится потратиться. А в случае не столь ласковой погоды еще одна спаслодка не помешала бы и при отсутствии накладок.

Формат. Эта регата задумана не для семейных походов и обкатки свежепостроенных лодок. Дальше предполагалось увеличивать расстояние, пойти по "малому кольцу", вдоль шхер в район Питкяранты и назад через Валаам. Но вот у нас практически проявилась встречная тенденция, к менее экстремальным вариантам. Некий ралли-рейд, с более короткими переходами. Можно и короткие гоночки на стоянках. Приходят экипажи, которые рады возможности сходить на Ладогу не в одиночку, а все ж в компании. И это тоже хорошо. Только это уже другое мероприятие...

Г.Шмерлинг 12.07

Фотографии (впечатления будут позже) команды клуба Викинг-Нево, Смоленск.

Фотографии В.Зайцева на Photofile.


30 июня, Березово. Моросит дождик, собираем корабли.


Второй ряд рифов опробован, значит ветра не будет.


Метеообстановка прояснилась...


1 июля. Старт после обеда, а пока пробный выход. На стоянке у базы ЛИСИ обнаружен странный объект под гордым названием "KETZALKOATL".


Первый пошел!






Тайфун: куда спешить, потихоньку спустимся с горки...


Финиш первого этапа на о. Селькамарьянсари.



Впереди второй этап.


Встречный штиль.


Наконец-то финиш.





3 июля, произвольная программа.





4 июля. Общий старт.



Казалось, наконец-то спинакеры скажут свое слово! Оказалось - зря казалось.



Миражи...


Цунами над Валаамом


Бесшумная Ниагара


Зеркало, а ход есть.


Увы...


Березово, конец улицы, у базы ЛИСИ. Здесь доступ к воде еще открыт, только бабка из соседнего дома ругается на постоянный шум и гомон.

фото Г.Ш.