— Воздух тут другой! На Украине и небо голубее, и зелень зеленее...
"В бой идут одни старики"

Кубок памяти Александра Коломойца
Черкассы-2006

Если одним словом - регата получилась СУПЕР!

Даже можно сказать, у нас еще не было регаты, в которой вместе сочетались бы:
- длинные маршрутные гонки на большой серьезной воде;
- серия коротких гонок;
- профессиональная судейская коллегия;
- хорошее место для базового лагеря;
- богатые призы;

А главное: приятная доброжелательная, душевная атмосфера (за все время был только один устный протест, по случаю мелей на дистанции ;-)

Ну, и еще - солнце, песчаные пляжи, нежная весенняя зелень, цветущие абрикосы, отличная погода с полным набором ветров... и толстые караси, которыми все желающие были просто закормлены.

Впечатления

Длинная дистанция

От дома до берега - 1050 км. Мы выбрали маршрут М3 - Брянск - Три Сестры - Чернигов - Бровары - Черкассы. 650 км по России, 400 по Украине. Хотелось побывать в интересной географической точке - месте, где сходятся границы России, Украины и Белоруссии. Монумент "Дружба народов" на месте, а вот вокруг него теперь, увы, расположены таможни и погранпереходы. Вместо нейтральной полосы - кольцевой перекресток вокруг монумента, выходит "нейтральное кольцо".


Белоруссия Россия Украина

Дорога трудностей не представила, но надо отметить что общее качество магистрали М3 - весьма средней паршивости. Магистралью можно назвать кусочек от МКАД до Внуково и потом часть пути в Калужской области: две полосы, разделитель, хорошее покрытие. Да еще на украинской территории - трасса Киев-Чернигов.

Большая часть остального - по одной полоске в каждую сторону, внизу похоже что бетонка кое-как замазанная асфальтом. Плюс - загруженность дороги невелика, фур немного.

В Калужской области бензин дешев - как отъехали от Москвы, долго стабильно было 15 руб. (92-й), потом в Брянской вотчина Юкоса, около 16.30; заправка у границы - 16.70. На Украине 3.50-3.60 гривен, что выходит рублей 20.

По обочинам, особенно на Брянщине да и на Украине, чуть ли не у каждого столба то венок, то крест, то камень с цветочками. Прямо дорога смерти, впечатление тяжелое.

Туда: 17 ч. (старт в 7, финиш в час ночи). В том числе 2:40 таможни.
Обратно: 16:20 (старт 7:22, финиш 23:40). На таможнях - 1:05.

Таможня

С российской стороны особых вопросов по поводу вывоза тюка на крыше не возникло - лодка так лодка. Помня историю с Бризом Г.Разинкова, ввоз катамарана на Украину мы намеревались как-то отразить. Таможенники, спросив что везем, подтвердили - да, запишите в декларацию. Однако потом куда-то пропали на целый час, после чего велели декларации переписать: катамаран оставить в капитанской, а мотор вписать старпому. И отметить что составные части парохода являются б/у и стоят не дороже чем по 200 евро. В противном случае за ввозимое добро надо вносить большой залог, обратное получение которого к тому же сопряжено с волокитой.

На том и порешили.

Зато обратное прохождение украинской таможни заняло у нас неполных 10 (ДЕСЯТЬ) минут, причем 5 из них были посвящены разговору о тактико-технических данных разных катамаранов и ценах на них.

На российской стороне не хотели было пускать, так как мы честно признались что призов не завоевали :-) Пощупав рюкзак с катамаранными железяками и указав на упершийся в ткань шпангоут, весёлый таможенник строго спросил:

- Это что у вас там?
- Шпангоут!
- А, ну проезжайте.

Мы не напрягались по поводу границы, так как ездили в Украину третий год подряд и никаких проблем не встречали. А катамаран - ну так вооружение только парусное, складных пушек и надувных торпед не имеется. Чего опасаться, надувную лодку даже с парусом и моторчиком провезти как-нибудь дадут. Однако знать порядки заранее было бы полезно: попадись менее доброжелательная смена, заплатить залог мы бы не смогли и поездка могла накрыться. Экипажу Мягкова повезло меньше и он понес некоторые моральные и материальные издержки.

База

Мы располагались на базе ДОСААФ, примыкающей к яхт-клубу. Песчаная коса, огороженная территория, тут и машины, город хоть и рядом - на горе - но посторонняя публика не докучает. Яхт-клуб - отдельная песня. Настоящий! Яхты стоят, и классические, и многокорпусники (парочка сфотографированных далеко не самые эффектные, мне было интересно то что около "микро").

Есть старые потрепанные, блестят свежепостроенные, но нет ощущения кичливой роскоши - боевые парусные машины.
Памятный камень, якорь, флагшток. Все ухожено. Высажены деревья, выложен камень.

Гавань идеально прикрыта островом-косой от волны с любого направления.

Только горько говорят капитаны, что до моря стало далеко: дикие поборы на шлюзах запирают флот.

Флот

Фото Н.и Д.Песковых

Ducky 19, Киев
В.Коваленко,
Самый быстрый корабль регаты.
Спортивная версия старшей модели Ducky, 16 кв. основных парусов.

Фото Н.и Д.Песковых

Кит, Макеевка
А.Неговоров,
Неторопливый, зато мощный корабль: систер-шип ходившего в Турцию Бабадага. Проект Феденюка.

Одиссей, Донецк
А.Еременко
И моряк, и ходок. Удачный компромисс, что не часто встречается. Название обязывает!

Фото Н.и Д.Песковых

Солнечный ветер, Москва
С.Мягков, Д.
Разогнанный Ветер: на штатную раму навешены новые баллоны, паруса, шверт.

Фото Н.и Д.Песковых

Сполох, Москва
Г.Шмерлинг, Н.Чернова
Ветер в походной амуниции: надувные борта, топовая емкость, мотор.

Фото Н.и Д.Песковых

Амикус, Черкассы
С.Кравченко,
Разогнанный Альбатрос 16: грот гуари, геннакер.

Приятно было увидеть на двух лодках - Амикусе и Икаре решение которое тоже применял (на Сталкере) - парус с карманом и стеньга. Мачту раскрепить проще, рифление эффективно. Только тут карман сделан лучше - на молнии, парус можно снять.

Икар, Донецк

Интересные выносные сиденья.

Фото Н.и Д.Песковых
Фото Н.и Д.Песковых

Даки 15, Киев
В.Лукъянов,

Даки 1, Киев
В.Богилло,

Апельсин, Киев
Д.Подтуркин.

Поскольку Ducky выпускаются промышленно, они были нам особенно интересны. Подробнее см. ниже.

Аструительный, Харьков
Б.Золотов,
Интересные обводы баллонов: полные сверху и сформированный перетяжками штевень внизу.

Фото Е.Антонова

Нюфа, Харьков
Проект Натика.
Файнер Д.,
(К сожалению, Нюфа не смогла участвовать в маршрутных гонках).

Фото Е.Антонова

Дифтонг, Харьков. Проект Натика.
О.Лейба,

Фото Н.и Д.Песковых

Привет, Харьков

А.Тихомиров,

Утиное семейство

В роли мамы-утки выступал специальный "спортивный" экземпляр Ducky 19, утят - целых три "15", отличавшихся от серийных наличием геннакера. 19-й был лидером в гонках до последнего дня. Перед стартом первой короткой гонки он несколько раз лихо пронесся вдоль старта, привставая на один баллон, как вдруг прямо по стартовому сигналу... мачта катамарана рухнула. Сложилась, не выдержав сжатия.

На снимке Даки 19 (в начале раздела "флот") хорошо заметен чрезмерный прогиб мачты. Сделан снимок в гонке на Жовнино, когда пересекали водохранилище... а пришел бы порыв посильнее, шквалик?

Фото Н.и Д.Песковых
...Хвала Нептуну Кременчугскому, что прямо у пирса яхт-клуба.

Ну что ж, в другой раз мачта на 19-м будет очевидно помощнее. А в целом киевские лодки произвели хорошее впечатление. Ходили быстро и довольно ровно, хотя маршрутные гонки с барахлом - явно нетипичный для "пятнашек" профиль. Подробнее: впечатления и критика. Впечатления С.Мягкова.

Судьи

— Александр Васильевич Савинский и Анатолий Николаевич Лебедько, судьи по парусному спорту международной категории. Слава Мироненко - спасатель.

Организатор регаты, защитник Кубка - капитан "Амикуса" Сергей Кравченко.

А.Савинский С.Кравченко и А.Лебедько
С П А С И Б О !

Регата

Тут рассказ будет в два голоса (пока два, присоединяйтесь!): мой (ГШ) и Сергея Кравченко (СК).

30.04

СК
Гонка №1 проводилась как обкаточная, в акватории, прилежащей к городу, но из-за серьезной ветро-волновой обстановки больше напоминала бой, чем учения. Для Оргкомитета главным было определить готовность флота к Маршрутной гонке, а также относительное время отставания аутсайдера от лидера. Время прохождения дистанции последней лодки в среднем в два раза превышало время первой лодки. Эта тенденция наблюдалась на протяжении всех гонок и позволяла Оргкомитету правильно планировать время старта, а также место финиша.

ГШ
Первая гонка с возвратом на базу - мудрое решение. Была боевая, это точно. Объяснение дистанции "треугольничка" происходило примерно так:
— пройдете второй остров, там 45-й буй уже недалеко; пара километров в море и 41-й, от него еще в море километров ... - там такая отсыпка из камней, на ней торчит здоровая хреновина и рядом зимний буй - ещё одна, не ошибетесь!

К счастью, дело ограничилось упомянутыми 41/45, для которых были даны координаты, а то без GPS-ки фиг бы нашли куда ехать. Ветер честных 4 балла, выскочили из-за косы - полуметровая волна. Лавировка, идем лихо, острова (первый или второй или черт их разберет) далеко, и вдруг - хррясь швертом об дно! Дьявол, тут глубина с полметра, виден песок! Вниз смотреть надо было, а не все по буям, они еще буй знает где!! Узел с блочками на носовой балке свернут к черту, но шверт цел и веревки хоть с трудом но поддаются. ОК, едем дальше.

Попадание на переборку ходовой, и не последнее - ковыряться в швертах и пр. потом приходилось многим.

Другое следствие первой гонки оказалось для нашего экипажа хуже - мы легкомысленно не задраились в полную форму одежды, и через день холодный ветер с частым умыванием а то и за шиворот дал результаты - старпом сильно простудился.

Треки Сполоха (красный) и Привета (фиолетовый). Для Привета не записано начало гонки с огибанием острова - видимо был перерыв, после 10 точек у старта сразу идет 11-я уже далеко. На мель Сполох налетел на длинном галсе сверху на ЮЮВ.

1.05

СК
Гонки «Черкассы-Жовнино» также были «окрашены» серьезными ветро-волновыми условиями. Особенно впечатляло утро у пос.Сагуновка. Все помнят шикарный бесконечный песчаный пляж, примыкающий к кручам с хвойным лесом.

Несмотря на «дискомфортик», вызванный продольно-поперечной качкой, бесконечными ударами и накатами волн со всеми вытекающими, а вернее ВТЕКАЮЩИМИ последствиями, мелкие технические пакости, слегка трясущиеся руки, пытающиеся донести до слегка посиневших губ «горячую воду», флот мужественно боролся за каждую пядь лавировочного курса, а заодно на практике осваивал технику ведения катамарана в условиях, приближенным к «крепким». Малое количество мелких поломок (в основном они были связаны со швертовыми узлами) подтверждала хорошую подготовленность к гонке на серьезной акватории. О своих поломках, очевидно, кто-то поделится с общественностью.

Фото Н.и Д.Песковых


Трек Привета: Черкассы - Сагуновка.

Для любителей изучения треков: архив Привета и архив Сполоха. Наш включает и автомобильные записи за 28 апр. и 7 мая, к сожалению весь путь Москва-Черкассы не получился, есть разрыв. У Привета местами неравномерно распределение точек: тесные группы и большие пустые куски между ними. Возможно, навигатор оказывался чем-то прикрыт и сигнал пропадал.

А это после навигации. Вообще-то, оно видео - увы, на сайт не положить. Обратите внимание на уникальный украинский патент: револьверный станок.
И как они не путают, где вода минеральная а где пресная 60%-ная?


— А ну вали в болото! Правильно я говорю, дядя Коля?

2.05

ГШ

Переход на Жовнино, пересечение на другой берег водохранилища. Пересекать в бейдевинд, потом пойдем лавировкой по левому берегу. Ну что ж... ясно, погода стабильная; если как вчера - раздуть еще сильнее не должно бы, а к вечеру стихнет. Старт в 9. Ветер прежний, но даже посильнее вчерашнего - 4-5 баллов. А не взять ли рифы? Взять! И мы берем рифы. Одни...

Но все равно, до другого берега об этом не пожалели - шли спокойно и похоже не особо теряя в скорости.

Фото Н.и Д.Песковых

Подойдя в 11 ч. к островам у левого берега, заметили в бинокль кого-то на берегу лежащим на боку. Оранжевые баллоны - М497. На всякий случай подошли узнать что стряслось - ага, переборка ходовой: тросик шверта. Тем временем ветер скис, тут и рифы отдали, и геннакер пробовали но без толку, поругались только. Не знали, чего бы еще кому отдать: до Жовнино пришлось долго тянуться в лавировку при 1-2 баллах.

На берегу оказалось что и Сполох понес потери. Правда, неизвестно, в этой ли гонке или может не обратили внимания раньше. Очередная заделка. Итого, трос паука был заменен веревочным талрепом меж двумя колечками.
На этюдах: "опущен в пыль надломленный тюльпан..."

3.05


Благословенное местечко. А какие были во всех видах караси вечером, после официальной части!...

СК:
Гонка «Жовнино-Кабаний-Жовнино» преподнесла сюрприз в виде старта в условиях встречного штиля, плавно переходящего в слабый бейдевинд. Причем, не смотря на круговую дистанцию, львиную долю пришлось вырезать острыми курсами. Но настоящим испытанием, особенно для лодок имевших большую осадку швертом стали мели при огибании поворотного островка и прохождени финишного участка в проливе между о.Жовнино и о.Кабаний. Но на то она и маршрутная гонка — к таким катаклизмам надо быть всегда готовым.

Фото Н.и Д.Песковых
Фото Н.и Д.Песковых

4.05

ГШ
Предстоит самая длинная гонка - назад в Черкассы. 53 км. Старт назначен на 7 утра, более тихоходный Кит уходит еще раньше. Увы, недалеко. Бесполезно - штиль...

Предстартовый рассвет

СК
Гонка «Жовнино-Черкассы» лишний раз подтвердила высказывание: «…парусное мастерство начинается там, где заканчивается ветер…». Старт в попутный штиль с первых секунд начал испытывать на прочность нервы экипажей.

ГШ
Большинство участников сразу пошли на пересечение в сторону правого берега. Мы в надежде хоть на гипотетический локальный бриз от припекающего солнышка потянулись вдоль Жовнино, решив что раз погода хорошая да и мотор на крайний случай есть, потом пойдем "по ортодромии" :-) - более или менее прямо на Черкассы, пересекая простор по диагонали.

Повезло! Около 10 утра отдельные дуновения сменились уверенным попутным ветром, вместо жалких 2 км/ч на GPS-ке 7... 10... до 15! Когда стало стихать, мы уже были недалеко от финиша.

А подходившим ближе к вечеру для преодоления течения протоки приходилось доставать вёсла.



Главсудья доволен: регата состоялась, и неплохо!

Финиш

В шорт-треке 5 мая мы участвовать не стали - накатались. Отдыхали перед дорогой, не спеша собирали лодку...

А потом...












Чернигов

До свидания, Украина...

Достойный финал: заход в Гольфстрим! :-))

Зачеты, которых не было

После гонки всегда хочется подумать над результатами, чтобы понять — хороша ли была выбранная система зачета? Нельзя ли с учетом полученного опыта в следующий раз сделать регату (возможно, совсем другую) еще интереснее?

Результаты здесь: в файле Excel (таблица длинная, поэтому откроем ее отдельно). Здесь весь флот вместе, разбиения на две зачетные группы нет.

По приходам результат ожидаемый: Даки 19, Одиссей, Солнечный ветер. С.В. мог быть вторым, не дали проваленные 3-я и 4-я гонки: посадки на мели. Другим лодкам тут ничего не светит... кроме Даки 15! (Очков столько же как у "Ветра", но нет вторых мест, потому и четвертые). Вот это да, с такой-то разницей в парусности!

Гандикап расставляет участников по другим местам. Если считать места в каждой гонке, первый по прежнему Даки 19, а второе и третье места достаются его меньшим сородичам: Даки 15 и Апельсину. И это в общем зачете! Забавно: разделение на группы "быстрых" и "тихоходов" послужило защите первых от того, чтобы вторые не отобрали у них призовые места.

По сумме исправленного времени (как и считалось на самом деле согласно Положению) на третье место выходит Одиссей. При всей разнице в размерениях судов результаты очень близки: Даки 15 и Одиссея после пятидневных гонок разделяют всего 18 минут исправленного времени.

Даки 19 вне конкуренции при любом раскладе, но... короткие гонки и снесенная мачта распорядились иначе.

Говорят, что кто не ломается, тот не выигрывает — а тут прямо иллюстрация: кто выигрывает, тот и ломается. Итого: удивительно, но от хитрой системы зачета с учетом маршрутных и коротких гонок вместе осталось впечатление: а ведь справедливо получилось!


Г.Шмерлинг (ГШ), С.Кравченко (СК).
Фото автора, Дмитрия и Натальи Песковых (Черкассы) - помечены во всплывающих подписях.