17.12.1940 - 19.07.2010
Парусный номер M 20.
г. Москва
Инженер-механик, конструктор по профессии, Перегудов — один из зачинателей и организаторов парусного туризма в стране. Парусным туризмом и постройкой легких разборных яхт занимался с 1962 года.
В 1974 году стал первым председателем созданной в Московском городском клубе туристов парусной секции и первые пять лет руководил ее работой. Был организатором и главным судьей «Матчей команд городов» («Осенних регат») на Парусном берегу Московского моря. «Матчи» стали местом встречи туристов-парусников страны, эффективной школой обмена туристским и техническим опытом и сыграли решающую роль в рождении и становлении парусного туризма в СССР.
Парусные туристские клубы появились во многих других городах. Объединение туристов-парусников позволило быстро поднять технический уровень туристских судов и обеспечить безопасность плаваний на них. В 1977-1986 годах В.М.Перегудов в рамках московских «Осенних регат» организовал и провел на Парусном берегу 10 ежегодных технических «Конкурсов на лучшие разборные парусно-туристские суда» с публикацией итогов конкурсов и лучших разработок в журнале «Катера и яхты».
В 1985 г. он провел на страницах журнала «Турист» заочный конкурс на лучшие вспомогательные паруса для байдарок. В.М.Перегудов был первым пропагандистом превращения самых доступных для туристов лавирующих байдарок в безопасные тримараны с глиссирующими и водоизмещающими боковыми поплавками и опубликовал несколько конструкций таких тримаранов в печати. Много работал над совершенствованием конструкций парусов для легких лодок, разработал парусное вооружение "Стриж". Но Валерий был не только конструктором, но и гонщиком, и испытателем парусных судов.
Местами испытаний были, в том числе, Азовское и Каспийское море. Каспий он пересек в 1985 году, пройдя от г. Шевченко до Махачкалы. Один из парусных катамаранов, разработанных Перегудовым, стал прототипом первого промышленного туристского парусного катамарана «Альбатрос». В 1989-1991 годах Валерий Михайлович руководил экспериментальным парусным лагерем на Онежском озере в районе о. Кижи.
В.М.Перегудов опубликовал десятки статей на парусную тематику в журналах «Катера и яхты», «Турист» и «Моделист-конструктор». Автор разделов по разборным парусным судам в книгах: В.М.Борисов «Парус на лодке», Ленинград, 1985 г., П.И.Лукоянов «Самодельное туристское снаряжение», Москва, 1986 г. Автор книг: «Туристские разборные парусные суда», Москва, 1987 г., «Парусные байдарки, катамараны, тримараны и надувные лодки», Москва, 2003 г..
В.М. Перегудов
Туристские разборные парусные суда. М.,ФиС, 1987 г.
Парусные байдарки, катамараны, тримараны и надувные лодки. М., Майор, 2003 г.
В отпуск под парусом (проект сборника), 2005 г.
Впервые в море, 2005 г.
Еще раз о "Стрижах", 2010 г.
Путешествие по «Кижскому ожерелью», 2009 г.
Переделки "Альбатроса", 2008 г.
Статьи в бюллетене "Парус", 1986 г.
Соболезную. Память останется в сердцах, сотнях лодок и книгах.
Серж
......
Печально... Светлая память, земля пухом.
Nnnnnnn
......
Наши соболезнования родным и близким... Светлая память... Нам дальнейшего осмысления его творческого наследия...
Кравченко Сергей
......
Скорблю...................... Помянем все...
ИВ
......
Командор ушёл. Нет слов.
Veter
......
Для меня паруса начались с его книги. Родным и близким: он оставил в этой жизни достойный след и им можно гордиться.
Кремень
......
Валерий Михайлович Перегудов, был не просто энтузиастом паруса, он своими книгами, помогал многим войти в увлекательный мир парусов. Что делает его выдающемся человеком. Мои соболезнования.
Никанор
......
К сожалению, важность деятельности человека осознается после его ухода из жизни. С Валерой мы познакомились на Парусном берегу еще в 1976 году. Валерий Михайлович обладал незаурядной энергией, настойчивостью и отличными организаторскими способностями. Он сделал очень много для становления парусного туризма в нашей стране. Он был организатором и участником первых парусных регат Московского моря, возглавлял Московский парусный турклуб, объединивший энтузиастов - самодельщиков разборных лодок. Перегудов и сам был талантливым строителем различных по конструкции парусников. На базе его разработок на Ухтомском вертолетном заводе был создан и внедрен в массовое производство один из первых серийных отечественных катамаранов " Альбатрос ". Валерий Михайлович являлся автором ряда серьезных книг по технике парусного туризма. Они заслуженно стали настольными книгами многих людей, увлекающихся постройкой разборных парусников. В журнале " К и Я " он регулярно освещал результаты наших соревнований и технических конкурсов.
Очень печально сознавать,что Валерия Михайловича Перегудова с нами уже нет. Скорбим и соболезнуем родным и близким. Пусть земля ему будет пухом, а паруса на воде Московского моря напоминают о нем.
Успенские.
......
Даже слов нет, чтобы выразить все чувства! Такие люди раз в сто лет рождаются...
Величайшая потеря для всех нас. Скорбим... Будем помнить.........
......
Вернулся с Онеги, там никто не знал, а тут новость, аж цердце сдавило... Прощай, Валерий Михайлович, романтик, конструктор, настоящий увлеченный человек! Спасибо за подаренные возможности, за огонек в душе, буду помнить всегда...
......
17 Декабря, 2014. Валерию Михайловичу исполнилось бы 74.
Как-то мы собрались поностальгировать на заброшенном «Парусном берегу», который уже превратился в камышовое болото, и слегка размякший от хрустального звона алюминиевых кружек Валера мечтательно грустил: «Вот если бы это всё выкосить…»
Капнемо
......
Валерия Михайловича невозможно забыть-для меня он всегда был, есть и будет старшим товарищем и Учителем Паруса. Общение с ним очень много дало не только в познании парусного туризма, но гораздо больше по образу жизни. Человек высокого достоинства, великой мудрости, деликатный и уважительный к собеседнику, с огромным чувством юмора, очень эрудированный и потрясающе глубокий специалист своего дела. Для меня он всегда жив, ощущение, что он сейчас где-то в очередном далёком плавании. Как сказал один священник: когда мы предстанем перед Богом, то очень удивимся, увидев там людей, которых не ожидали там встретить. И хотя Валерий Михайлович считал себя атеистом, я верю, что мы с ним ещё встретимся-за Валерия Михайловича многие молились и молятся, а у Бога ни одна молитва не остаётся без ответа. Не говорю вечная память, но Царствие Небесное Вам Валерий Михайлович! И я Вас за всё БЛАГОДАРЮ.
...Впервые воочию увидел Валерия Михайловича в 1975 году, сидя на месте матроса в байдарке под парусом Андрея Буханова на Весенней регате. Тогда ещё не было введено обязательное снабжение байдарок аутригерами, и скорости были потому у всех небольшие. Так вот, плюхаем мы по дистанции, и вдруг сзади с залихватским криком "Поберегись!" нас обгоняет как катер Салют-3 с огромным (по тем временам) треугольным с изогнутой мачтой АЛЫМ парусом под № 20, с мощной поперечной балкой с широкими лопастями на концах, стоящих под небольшим углом к горизонтали и парой волейбольных камер сверху лопастей. 9 м2 кэт-Стриж, с внутренним гиком между двумя полотнищами давал такую тягу, что Перегудовский крейсер летел в пене брызг по форштевню, широко разнесенные лопасти глиссировали, совершенно уничтожая крен, экипаж сидел комфортно в кокпите на надувных матрасах, а я только разинув рот смотрел на этого Летучего голландца, стремительно убегающего от всех соперников. После этого события я начал изучать конструкцию В.М. Перегудова и в дальнейшем в результате моего интереса и многих вопросов к Мэтру, у нас началось общение. Я очень благодарен Богу за знакомство с Валерием Михайловичем и его семьёй и не оставляю молится за них, и верю, что мы все ещё обязательно встретимся, чтобы уже никогда не расставаться. ...
Сергей М414.
......
К сожалению довелось встречаться всего два раза, но по своим впечатлениям от этих встреч полностью присоединяюсь к Сергею. лучше не скажешь... А от себя хочу добавить, особенно обратить внимание наших молодых коллег на его замечательную КНИГУ с большой буквы, хоть и малого размера. Когда она появилась в 78 году она была библией самодельных парусников! Там было всё - от словаря терминов до признаков погоды... Даже если не учитывать того что с литературой на наши темы был большой затык - надо было как киту - фильтровать кипы номеров "Катеров и Яхт" в ГПНТБ, чтоб выцедить крупицы "планктона" нужной информации... И всё хоть и доходчиво, но на высоком техническом уровне, На все случаи - конкретные примеры, всё - проверено на себе, выпилено своими руками, донесено на своём горбе, испытано в различных погодных условиях, сломано,усилено где надо, опять испытано... И с такой любовью к парусу, (не за деньги, как профессионалы, а в свободное время, за свои деньги - это выше чем профессионал!) ... и с присущим ему тонким юмором (в техническом-то тексте!). Чего стоит хотя бы "победа техники над разумом"! Огромное Вам СПАСИБО и вечная ПАМЯТЬ Валерий Михайлович от всех нас! Ребята , читайте КНИГУ!
Дед
......
"Да, были люди в наше время..." А он был ПЕРВЫМ! Жуковский в авиации, Валерий Михайлович в самодеятельном парусном туризме на разборных судах. Паруса его "Альбатросов" парят над водами в его честь и сохраняют о нём ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ!
В.Строгонов
......
Сергей Домрачев, Александр Наумов Вспоминая Перегудова.
Людмила Перегудова Мир тесен, и паруса тому виной.