Оценка центровки яхты

Что такое?

Центр парусности

Общий центр площадей всех парусов на судне, поставленных в диаметральной плоскости, т. е. вдоль судна. Знать расположение центра парусности и центра бокового сопротивления (ЦБС) важно при проектировании и вооружении парусного судна, так как от правильного взаимного расположения центра парусности и центра бокового сопротивления, называемого центровкой парусов, зависит скорость и управляемость судна.

Если центр парусности поместить сзади ЦБС, то судно при нулевом положении руля будет поворачиваться носом против ветра, или, как говорят, приводиться. Если же центр парусности вывести впереди ЦБС, то судно будет поворачиваться носом по ветру, т. е. уваливаться. Чтобы избежать этого, мачты (или мачта) устанавливаются с таким расчетом, чтобы центр парусности находился впереди центра бокового сопротивления на 7-13 % от длины судна по грузовой ватерлинии.

Центр бокового сопротивления

геометрический центр площади подводной части диаметральной плоскости судна, включая площадь пера руля.

Толковый Военно-морской cловарь

Как считаем

Калькулятор не подсчитает центровку ближе к реальности, чем хрестоматийные способы с вычерчиванием контуров и даже их вырезанием из картонки и уравновешиванием на кончике карандаша. Но тут легче поиграть с вариантами и оценить, как разные факторы влияют на результат. В реальности этих факторов куда больше – курс, крен, положение парусов и т.д. Так что ориентируемся на приведенное выше эмпирическое правило.

Цифры требуемой разницы положений ЦП и ЦБС в разных "школах яхтенных рулевых" и прочих источниках тоже приводятся разные.

Вот что писал по этому поводу В.М.Перегудов:

Берем бубен и пляшем!

Еще одно замечание. Канонический способ расчета, когда ЦП и ЦБС считается совпадающим с общими центрами площади надводного и подводного профилей судна, должен быть верен в одном случае: паруса выбраны в доску в ДП, ветер сбоку и яхта потихоньку дрейфует по ветру. На ходу в бейдевинд паруса, шверт и руль работают как крылья, а при обтекании крыльев равнодействующая подъемной силы приложена примерно нв 1/3 ширины от передней кромки профиля. В калькулятор добавлен и такой вариант... для информации к размышлению.

Центр парусности

Калькулятор позволяет учесть роль:

Площади этих частей не вычисляются, их надо указать. Разница в коэффициентах аэродинамического сопротивления не учтена. Что касается "надстройки", можно эту разницу учесть: например, рубка (палатка) на носу и рулевой на корме явно имеют более обтекаемые формы, чем парус. Пусть площадь палатки 1 м2, но вы полагаете, что ветер давит на нее вдвое слабее, чем на такой же плоский лист. Вот и укажите 0.5 м2

Центр бокового сопротивления

Калькулятор позволяет учесть роль:

Разница в коэффициентах гидродинамического сопротивления не учтена. Что касается корпуса, имеющего более или менее обтекаемый поперечный профиль подводной части (а не баржи с вертикальными бортами) ее можно учесть: вместо фактической осадки корпусом задайте "эффективную" осадку поменьше.

Учитывать ли руль? Не хотите — задайте ему нулевую площадь. Когда яхта идет с дрейфом, а руль стоит в ДП, он, как и шверт, будет испытывать силу сопротивления, а рулевой будет при этом чувствовать некоторое стремление к приведению и одерживать. Если используется поворотный шверт, который взял все сопртивление дрейфу на себя и яхта идет без дрейфа, учитывать сопротивление дрейфу руля и корпуса не нужно.

Поехали

Расстояния от носа корпуса по горизонтали обозначены X.

Введите данные в форму (десятичный разделитель - точка).

Площадь стакселя

кв.м

Высота надводного борта

м

X галсового угла стакселя j1

м

Эффективная осадка корпусом

м

X шкотового угла стакселя j3

м

Длина корпуса w2

м

X топового угла стакселя j2

м

X начала ВЛ w1

м

Площадь грота

кв.м

Площадь шверта

кв.м

X галсового угла грота mtack

м

Ширина шверта

м

Длина нижней шкаторины грота mfoot

м

X передней кромки шверта

м

Ширина грота на 20% высоты

м

Площадь руля

кв.м

Ширина грота на 40% высоты

м

Ширина руля

м

Ширина грота на 60% высоты

м

X передней кромки руля

м

Ширина грота на 80% высоты

м

Эффективная площадь рубки s1

кв.м

Ширина грота на топе mtop

м

X ЦП рубки

м

Сдвиг топа от галса mdif

м

Эффективная площадь s2

кв.м

Способ определения ЦП и ЦБС

X ЦП команды

м

   

Результаты расчёта:

X общего ЦП

м

X ЦБС

м

Между ЦП и ЦБС

% от длины ВЛ
 

 

Г.Шмерлинг, 2022