УТВЕРЖДЕНО
Президиумом ФТ МГСТЭ
Протокол № 6 п.3 от 29.09.1981г.

Методические указания по обеспечению безопасности
в походах по открытым акваториям с применением паруса

1. Настоящие "Указания" имеют целью обеспечение безопасности в походах на гребных судах с парусом по водохранилищам, озерам, большим рекам и в прибрежной зоне морей, осуществляемых в соответствии с требованиями:

— "Првил организации и проведения самодеятельных походов и путешествий на территории СССР",

— "Разрядных требований по туризму на 1981-84 г.г."

— "Перечня класифицированных туристских маршрутов на 1981-1984 гг."

— "Указаний по составлению отчетов о самодеятельных туристских путешествиях".

2. Категории сложности маршрутов по открытым акваториям

Раздел 2 опущен, так как имеется более поздняя редакция правил категорирования парусных походов в ЕВСК маршрутов 1995 г., утвержденная ФСТ ТСР.

3. Для утверждения похода на разборных туристских смодельных и переделанных серийных гребных судах с парусом по открытым акваториям группа представляет в МКК заключение комиссии водного туризма (в лице ее технического сектора) о соответствии судов по конструкции, состоянию и снабжению ожидаемым условиям плавания на маршруте. Пр этом следует руководствоваться основными показателями, приведенными в п. 3.1.

3.1. Все каркасные туристские суда должны быть оборудованы (снабжены) дополнительными надежно закрепленными емкостями непотопляемости из расчета на экипаж из 2-х человек в следующем размере:

Таблица 3

к.с.

I

II

III

IV

V

объем, л

100

100

200

250

250

Надувные суда в походах I и II к.с. также желательно снабжать дополнительными емкостями непотопляемости, в походах III к.с. и выше необходимо делать их секционными.

Гермоупаковки с поддувом считаются емкостями непотопляемости.

3.2. Конструкция парусного вооружения должна предусматривать возможность уменьшения площади и уборки парусов на воде.

3.3. Снабжение судов для походов всех к.с. должно включать буксирный конец, спасательный круг или бросательный конец с кольцом, водоотливные средства (для каркасных судов), отпорный крюк, топовый огонь (при плавании по судоходным путям), а для высоких к.с. якорь (начиная со II к.с.), плавучий якорь и компас начиная с III к.с.

4. Индивидуальные средства обеспечения безопасности должны включать спасательный жилет, нож, комплект теплой (шерстяной) одежды и непромокаемый костюм. Последние должны быть всегда надеты при плавании по холодным водоемам.

5. Число судов в группе должно быть таковым, чтобы обеспечить прием на борт остальных судов экипажа любого из потерпевших аварию судов.

6. Для участия в походе капитаны (рулевые) всех судов должны иметь опыт управления аналогичным судном в походе на 1 к.с. ниже не менее чем на 30% протяженности маршрута. Проверка готовности группы к походу может быть произведена на соревнованиях по технике парусного туризма на парусных судах.

7. Руководитель похода несет полную ответственность за выполнение указаний МКК и правил группового плавания, он принимает решение о выходе группы на маршрут, о прекращении движения по маршруту и при необходимости руководит спасательными работами.

Капитан (рулевой) каждого судна полностью ответственен за безопасность своего судна и экипажа и выполнение распоряжений руководителя похода. Он принимает решение о готовности своего судна и экипажа к выходу на маршрут или о прекращении движения при ухудшении условий плавания, об этом решении он должен поставить в известность руководителя похода. Распоряжения рулевого в пределах его полномочий не могут оспариваться экипажем при нахождении на воде.

8. Действия на маршруте.

8.1. При движении на маршруте все суда группы должны находиться друг от друга на расстоянии не более чем может пройти каждое судно группы в лавировку при силе ветра, которая возможна на данном переходе, за время, равное 1/3 времени выживания в воде при температуре, характерной для данного водоема в данное время года.

Растояние между судами должно обеспечить также постоянное зрительное наблюдение за всеми судами группы в случае необходимости принятия мер по спасению.

8.2. Запрещается плавание в темное время суток.

8.3. При усилении ветра и волнения выше допустимых, а также образовании тумана руководитель группы должен принять меры для отвода группы в ближайшее безопасное укрытие или принять другие меры для обеспечения безопасности экипажей и судов.

9. Теоретическая проверка группы.

9.1. При утверждении МКК проверяет знания группой «Методических указаний по обеспечению безопасности в походах по открытым акваториям», разработанных Комиссией водного туризма и согласованных с МКК.

9.2. При утверждении похода по судоходным акваториям группа должна подтвердить знание «Правил предупреждения столкновения судов в море» или «Правил плавания по внутренним водным путям СССР» в зависимости от маршрута.

9.3. При оформлении похода группа должна по требованию членов МКК изложить перечень отработанных мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий в планируемом походе.

10. Зачетная к.с. пройденного группой маршрута устанавливается МКК по результатам рассмотрения представленного группой отчета о походе, но не может быть выше записанной при утверждении. Содержание отчета (прогнозы и сводки погоды, описание гидрометеоусловий, а главное, фотографии судов в сложных условиях) должно позволить МКК установить фактическую к.с. похода.


Зам. председателя Президиума ФТ МГСТЭ, председатель МКК А.В.Серебренников

Председатель комиссии водного туризма Э.Ф.Реут