<р>КАТЕРА И ЯХТЫ, 1978, № 2 (72), с. 78

СТРАНИЧКА БАЙДАРОЧНИКА

ОТ РЕДАКЦИИ:

Прошлой зимой, когда еще так далеко было до начала навигации — за окном мела вьюга, туристы-парусники многих городов страны обсуждали письмо москвичей:

Уважаемые товарищи!

Приглашаем вас принять участие в традиционных соревнованиях технике парусного туризма — осенней регате, которая состоится 3—4 сентября 1977 г. и включает:

— III соревнования на разборных швертботах на приз с6орника "Катера и яхты";

— I соревнования на многокорпусных разборных судах на приз сборника «Катера и яхты» (участвуют серийные байдарки, остойчивость которых повышена установкой выносных поплавков);

— IV Матч городов на приз МГКТ.

Все соревнования — лично-командные, открытые.

Ждем вас на Парусном Берегу Московского моря!

Эта сентябрьская встреча, в которой участвовало свыше 90 экипажей, стала не только самой представительной парусной регатой туристов-водников, но и центральным событием, завершившим их насыщенный соревнованиями сезон. По нашей просьбе о регате рассказывают и делятся опытом проведения подобных встреч члены бюро парусной подсекции Московского городского клуба туристов — Виктор Николаевич Белоозеров, Николай Павлович Метан и Валерий Михайлович Перегудов.

На Парусном Берегу

Парусный Берег — это пока неофициальное название места встреч, облюбованного московскими туристами-парусниками. Отсюда — с Нижнего Шошинского плеса Иваньковского водохранилища — выход на просторы нашего моря. Здесь хорошая площадка для сборки байдарок. Рядом заманчивый лес. Недалеко и до станции (2 км по воде до пл. Московское море) и до ближайшей деревни, однако лишних посетителей, как правило, нет — никто не мешает.

Поздний вечер. Только темные силуэты палаток, высокая мачта да цепочка костров говорят о том, что мы в лагере туристов. Самый большой костер — в центре. Отсюда доносится стук топоров, визг пил. Еще вовсю кипит работа. Времени в обрез, а многое хочется сделать. Ведь осенняя регата — это гораздо больше, чем просто гонки, это — встреча друзей, праздничный слег туристов-парусников!

Утром все спешат осмотреть красочно оформленную стараниями В. Канюкова и его помощников территорию. Оживленная толпа будущих соперников окружает романтичную деревянную Деву-Дающую-Удачу-Морякам и фантастического героя с веслом в руке, изготовленного из предметов туристской утвари (этот герой тут же получает имя Крокодил Гена). Для конкурса туристских песен подготовлена сцена, сложенная из нетесаных бревен: декорациями будут служить мачты и паруса, русалка и Гена будут освещать сцену факелами.

На берегу гавани появился столб с указателями направлений и расстояний до основных байдарочных портов мира: «МГКТ-122 км», «Ленинград», «Калинин», «Загорск», «Калуга», «Львов», «Тушино», «Мурманск». Каждая новая команда старательно приколачивала свою стрелку. А гостей было много. Прошедшая осенняя регата собрала рекордное число участников.

50 экипажей — 14 команд, представлявших восемь городов, уже в третий раз оспаривали приз сборника «Катера и яхты» для разборных швертботов. Это была наиболее многочисленная стартовая группа, укомплектованная почти исключительно польскими «Мевами». (И опять туристы задавали тот же вопрос: где купить такую лодку, если «Мевы» больше в продажу не поступают? Когда будет освоен аналогичный швертбот, разрабатываемый Центральной лабораторией спасательной .техники ОСВОДа?)

Оба дня дул очень слабый ветер — не сильнее 2 баллов, временами наступал полный штиль. Сложившееся на прежних регатах соотношение сил явно нарушилось:

признанные мастера сильного ветра отставали, вперед уходили легкие суда с наиболее эффективными в таких условиях парусами и обтекаемыми корпусами. Неожиданно проявилось, например, преимущество подрезанной кормы «Мев» перед рассчитанным на использование подвесного мотора низко погруженным транцем «Дельфин-Пиратов» и «Стабилеров».

Сильные команды «хозяев воды» составляли подавляющее большинство во всех трех швертботных разрядах и практически разыгрывали приз между собой. Победила очень опытная команда «Транспрогресс» (рулевые — В. П. Бузин, А. И. Карпухин и В. В. Астапов). Любопытно, что в двух разрядах из трех победителями оказались семейные экипажи. Ю. Г. Иванов и его дочь Ирина — герои 1976 г. — показали наилучший личный результат регаты: выиграли три гонки и только в одной были вторыми. В разряде «Мев» старой постройки уверенно выступил А. А. Королев с сыном (г. Обнинск).

Стоит отметить, что и на этот раз не обнаружилось разницы в ходовых качествах между «Мевами» старыми и новыми — последних лет постройки; думается, нет смысла впредь разделять эти суда.

Московские гонки на «Мевах» уже стали признанным «полигоном» для проверки многих конструктивных решений, предлагаемых туристами-парусниками. С большим интересом ожидалось, например, выступление «Мев» со стаксельным вооружением (такой эксперимент проводил в прошлом году М. Байтемиров) и с телескопическим швертовым устройством (Ю. Иванов). В «свободном» разряде продолжается поиск оптимального варианта увеличения площади парусности «Мевы», в «штатном» — такого комплекта приспособлений, который позволял бы существенно повысить эффективность и надежность существующего вооружения.

Впервые разыгрывался новый приз — за командную победу на разборных парусных многокорпусниках. Учреждением этого приза редакция сборника подчеркнула важность такого пути повышения безопасности и улучшения ходовых качеств серийной байдарки под парусами, как превращение ее в тримаран с вынесенными элементами плавучести. Положением открывалось широкое поле конструкторским поискам: оговаривалось только одно условие, что поплавки должны обеспечивать дополнительный восстанавливающий момент не менее 10 кгс-м при крене 15°. За новый приз — чеканное панно с изображением петровского парусника боролись 8 команд; можно было видеть и сравнивать на ходу 7 судов младшего разряда (до 4,5 м2 парусности), 22—старшего (до 7 м2) и один «12-метровый» тримаран. Кроме того в личном зачете соревновались экипажи 6 катамаранов, из которых 5 имели надувные, корпуса.

Естественно, наиболее интересной и напряженной была борьба в «7-метровом» разряде. Буквально лишь на последних метрах заключительной гонки С. Звонков вырвал победу у А. Козлова, который в этом сезоне уверенно вошел в число лидеров и стал грозным конкурентом таких изощренных конструкторов, как В. Успенский и тот же С. Звонков. Тримаран А. Козлова вооружен 5-метровым «виндсерферовским» гротом типа «Стриж», завоевавшим признание у московских туристов, и 2-метровым стакселем; мачта — свободностоящая;

поплавки с большим удлинением приподняты над уровнем воды.

В «младшем» разряде можно было наблюдать острый поединок В. Рябинина и В. Белоозерова, выступавших на байдарках «Колибри». По сумме очков 1-е место досталось В. Белоозерову (тримаран вооружен одним гротом «Стриж»), но показательно, что в двух последних гонках, когда В. Рябинин изменил распределение парусности своего бермудского шлюпа, поставив большую геную и наполовину зарифив грот, он оказывался недосягаемым благодаря явному преимуществу на лавировке.

Если говорить о тримаранах в целом, то складывается впечатление, что период метаний в основном завершился. Наряду с «экстравагантными» конструкциями уже появились «типовые» суда, с самого начала рассчитанные на повторение. На регате можно было видеть несколько групп однотипных судов, в том числе и тримаран, который уже стоит рекомендовать для «постройки» новичкам, не имеющим солидной производственной базы. Речь идет о тримаране В. Белоозерова, созданном за два дня (правда, паруса были готовые!) буквально «на коленях» и в то же время достаточно безопасном и быстроходном. В качестве поплавков используются покупные детские «бревна», уложенные в обтекатели из столовой клеенки. На наш взгляд, такой вариант превращения 2-местной байдарки в парусник — хороший путь к осуществлению лозунга «Парус для всех!».

Катамараны из-за слабого ветра так и не смогли продемонстрировать скоростных качеств. Катамаран Вы. Дзюбы “MW-1”, вооруженный высоко поднятыми бермудскими парусами с большим удлинением, имел явное преимущество перед другими участниками, однако из-за опоздания этого экипажа на соревнование 1-е место занял калининский экипаж В. Мордашова.

Командный зачет в «Матче Городов» проводился по новой формуле: учитывались результаты на судах всех представленных классов плюс парусно-гребные байдарки с парусностью до 4,5 м2, в гонках которых разрешено грести при движении против ветра. Специальная система подсчета очков уравняла шансы экипажей, стартующих в многочисленных и в малочисленных разрядах. Это сделало соревнования более массовыми: участвовали команды Москвы, Ленинграда, Калинина, Калуги, Загорска, Московской области и Тушина (семь против четырех команд в 1976 г.). Резко обострилась борьба, заметно сократился разрыв между призерами.

Надо прямо сказать, что в условиях слабого ветра и гладкой воды первыми среди всех участников гонок финишировали именно парусно-гребные байдарки. Пока остальные суда мучительно медленно лавировали к верхнему знаку, «гребцы» быстро набирали высоту, налегая на весла. Основная масса тримаранов и швертботов тратила на прохождение 4-километровой дистанции примерно вдвое больше времени! Это, на наш взгляд, свидетельствует о перспективности парусно-гребных байдарок как массового средства парусного туризма. Решительную победу в парусно-гребном разряде одержал ленинградский экипаж: А. П. Перовский, выступая с сыном, выиграл все четыре гонки со значительным преимуществом.

Первое место и кубок МГКТ снова получила команда Московского городского клуба туристов: в ее активе — 1-е и 2-е места в классах тримаранов и швертботов. На втором месте — команда Ленинграда, имеющая победу среди парусно-гребных судов и 3-е место среди тримаранов. На третьем — команда Московской области.

Впервые участвовавшая в матче команда Калуги (рулевые — В. А. Поспелов, С. И. Макаров, В. И. Борисов) произвела очень хорошее впечатление и получила специальный приз за лучший результат среди команд-дебютантов.

Лучшим экипажем-дебютантом был признан загорский экипаж О. Миняев и Е. Кузнецов; хорошо выступал и львовский экипаж в составе Н. И. Песина и Н. В. Лысака.

Судейская коллегия отметила специальными дипломами ряд конструкторских работ.

Новинкой на соревнованиях 1977 г. было участие уже не одного-двух, а многих тримаранов, вооруженных кэтом с парусом типа «Стриж» (именно такое вооружение доминировало в младшем разряде с парусностью до 4,5 м2). За его разработку группа авторов во главе с В. М. Перегудовым награждена дипломом I степени. «Виндсерферовские» паруса с гиком или уишбоном, поднятым существенно выше галсового угла, отличаются высокими аэродинамическими качествами, обусловленными отсутствием скручивания и возможностью регулирования формы в широких пределах. От классического паруса виндсерфера «Стриж» отличается отсутствием горбов по шкаторинам, что делает его более жестким и легким в управлении. (В осенней регате участвовал тримаран со штатным лавсановым парусом виндсерфера площадью около 6 м2, так что была возможность для сравнения; этот тримаран отставал от основной массы соперников.)

Дипломом II степени отмечен оригинальный метод управления стакселем на полных курсах, применяемый А. Козловым. Галсовый угол стакселя отдается от форштевня, передняя шкаторина обтягивается втугую вдоль мачты, шкотовый угол выносится рейком, стаксель и грот образуют один мощный парус, работающий гораздо эффективнее обычных при постановке «на бабочку».

Таким же дипломом отмечен катамаран А. Буханова, созданный на основе олимпийского «Торнадо», но имеющий разборные корпуса с мягкой оболочкой. Получилось судно, идеально приспособленное для туризма и отдыха на воде. К сожалению, скоростные качества его остались не выявленными как из-за штилевой погоды, так и из-за сильно заниженной площади парусов (всего 10 м2).

Дипломами III степени отмечены сразу три тримарана. Тримаран москвича С. Я. Мартинена — очень мощное судно, обеспечивающее безопасность и комфорт плавания. Лодка И. Бугаева — образец легкого тримарана, получившего распространение у московских туристов. Тримаран ленинградца Г. Большакова — пример удачного применения отработанного вооружения конструкции Г. Сарица.

Отдельным дипломом I степени жюри наградило Ю. Иванова за разработку типового вооружения для «Мевы» с увеличенной площадью парусов (8,5 м2); его швертбот прошел хорошую проверку в 500-километровом походе по Азову, никаких нареканий за новые паруса не было.

Отмечены работы С. Домрачева, автора комплекса приспособлений для «Мевы» (оснащение его судна признано лучшим), В. Латонова, который сконструировал и установил на «Меве» легкие электронные лаг и указатель дрейфа, и В. Булаха, построившего швертбот с использованием деталей и оболочки байдарки «Салют-5,2».

Материалы по всем премированным работам направляются в редакцию «Катеров и яхт» для возможности ознакомления заинтересованных читателей.

В заключение несколько слов об организации слета. Спасательное обеспечение взяла на себя Навигационно-техническая инспекция ОСВОДа. Это начинание следует приветствовать, всячески поддерживая сотрудничество туристов-парусников и НТИ.

Неожиданностью для судей явилось большое число протестов в классе швертботов: из-за их разбора даже отложили на два часа закрытие соревнований! Суда других классов гонялись по упрощенным правилам (ограничено право лувинга; более жестко сформулировано требование избегать столкновений; введен обязательный оклик при требовании дороги и др.); очевидно поэтому там практически не возникало протестовых ситуаций.

Чтобы сохранить дух туристских соревнований, видимо, нужны соответствующие изменения и в правилах гонок швертботов. Сводить гонки только к тактической борьбе, к своеобразной игре в кошки-мышки, включающей «ловлю соперника на протест», в наших условиях неправомерно. Даже наш «монотип» — «Мева» представляет неограниченные возможности совершенствования вооружения и настройки, причем эти возможности еще совсем не изучены!

III соревнования на разборных туристских швертботах на приз «Катеров и яхт»

Личный зачет

Свободный:
1— Ю. Иванов (места в гонках — 1, 1, 2, 1), очки—О;
2—М. Байтемиров (2, 2, 1, 6)—4;
3 — А. Татаринов (5, 3, 3, 2) — 8. «

Мева новая:
1 — В. Бузин (1, 2, 1, 9) — 2;
2 — А. Наюк (3, 1, 2,2) — 4;
3—С. Домрачев (4, 6, 4, 1) — 8.

Мева старая:
1—А. Королев (1. 4, 1, 2) — 2;
2—В. Латонов (5, 2, 5, 1) — 7;
3 - А. Карпухин (4, 1, 3, 4) — 7.

Командный зачет

1-е место — «Транспрогресс» (Москва); рулевые — В. Бузин, А. Карпухин, В. Астапов;
2-е место — «Поток» (Москва); Ю. Иванов, В. Филиппов, М. Швец;
3-е место — «Алмаз» (Москва); А. Наюк, С. Домрачев, В. Мочуговский.

VI соревнования на разборных многокорпусных туристских судах на приз «Катеров и яхт»

Личный зачет

Тримараны до 7 м2:
1— С. Звонков (2, 1, 3, 1)— 2;
2 — А. Козлов (1, 3, 1, 2) — 2;
3 — В.Спиридонов (3,4, 2, 6) — 9.

Тримараны до 4,5 м2:
1 — В. Белоозеров (1, 1, 2, 2) — 2;
2 — В. Рябинин (3, 3, 1, 1) —3;
3— Н. Пушкин (2, 4, 3, 5) — 9.

Катамараны:
1 — В. Мордашов (1, 1, 2, 3) — 2;
2 — В. Дзюба (н/с, н/с, 1, 1) — 6;
3 — С. Харитонов (2, 2, 5, 2) — 6.

Командный зачет

1-е место—«Галс» (Москва); С. Звонков, В. Успенский;
2-е место—«Шанс-1» (Москва); А. Козлов, В. Кузнецов, Д. Давиденко;
3-е место — ЛКТ (Ленинград); В. Спиридонов, Г. Большаков, А. Судаков.