СТРАНИЧКА ТУРИСТА-ПАРУСНИКА

ОТ РЕДАКЦИИ:

Возвращаемся к вопросу об установке парусного вооружения на серийные надувные лодки «Нырок», «ЛГН-2» и «Уфимку», уже рассматривавшемуся в КЯ № 88.

С.Мякишев установил на лодку ЛГН-2 производства Лисичанского завода традиционное парусное вооружение типа «Стриж» со стакселем. Первоначальный наиболее простой вариант не устроил С.Мякишева даже после подкрепления корпуса продольными трубками — парус, шкотовый угол которого не раскреплен гиком, на курсах полнее галфвинда не может работать в полную силу.

Автор ничего не сообщает об остойчивости своей лодки с вооружением типа «Стриж», но, судя по всему, она оставляла желать лучшего. Следовательно, требуется понизить центр парусности за счет применения гафельного или шпринтового грота.

Предлагаемое С.Мякишевым вооружение «Лисичанки» с учетом повышения остойчивости может быть рекомендовано всем владельцам надувных лодок, которые хотят плавать под парусами.

При описании оборудования «Нырка-1» парусом в КЯ № 96 высказывалось сомнение в правильности выбора конструкции рулевого управления. Модернизация, проведенная Я. Каплуном, преследовала цель исправить не только этот недостаток, но и в какой-то мере центровку парусника. По-видимому, лодка, оборудованная низким широким парусом, вследствие слишком отнесенного в корму центра его площади имела тенденцию приводиться. Для устранения этого недостатка необходимо было сместить в корму центр бокового сопротивления, в данном случае за счет руля.


«Лисичанка» под парусом

С. Мякшиев, г. Одесса

Первоначально я установил на надувную 2-местную «Лисичанку» (длина — 2,5 м; ширина — 1,13 м; диаметр камеры — 0,3 м) простейшее вооружение. Оно состояло из мачты, опирающейся на носовой баллон. Две трубы-раскоса удерживали мачту в наклоненном в корму положении и опирались на поперечную трубу, на которой вращаются шверцы. Чтобы повысить жесткость днища, внутрь лодки я вставил обыкновенный надувной матрац; при этом камеры надувались, не полностью. Парус площадью около 3 м2 пошил из подушечного тика и тонкой парусины. Все детали вооружения изготовил из подручных материалов: мачту и поперечную трубу длиной, соответственно, 3,8 м и 1,2 м вырезал из прыжкового .шеста диаметром 40 мм, распорки мачты длиной 1,8 м — из дюралевой трубки диаметром 20 мм. Вес всего парусного вооружения вместе с транцем, швертами и рулем составил около 15 кг, габариты упаковки — 180x50x40 см.

Однако жесткости корпуса оказалось недостаточно; даже при умеренном ветре подветренный борт очень сильно прогибался. Поэтому вдоль бортов я уложил трубки. Жесткость повысилась, но лодку сильно заливало даже при небольшой волне. Пришлось поставить небольшой козырек. После доработки «Лисичанка» хорошо ходила и в средний ветер, однако при его усилении носовая часть все же прогибалась, а парус плохо держал форму. По этой причине я перенес мачту на имеющуюся в начале кокпита поперечную трубу и установил парусное вооружение типа «Стриж». При подготовке лодки к четырехдневному походу но Каховскому водохранилищу увеличил размеры носового козырька.

Установка наклонной мачты и рулевое устройство «Лисичанки»

Полностью загруженная лодка c двумя пассажирами на борту показала удовлетворительные ходовые качества на любых курсах: за б—7 ходовых часов при ветре 1—2 балла проходила до 30 км. Однако при слабом ветре и большой нагрузке сказывалась недостаточная площадь парусов, поэтому я удлинил бортовые трубки; получилось подобие бушприта. Теперь на попутных ветрах можно ставить стаксель площадью около 1,5 м2. Вес всех дополнительных частей не превысил 1 кг при длине составной мачты 2 м.

После нескольких походов я сделал выводы: при эксплуатации лодки для кратковременных прогулок лучше использовать первоначальный вариант с наклонной мачтой, для дальних походов — вариант со стакселем.


Модернизация вооружения «Нырка»

Я. Каплун, Москва

О моей парусной «надувнушке» на базе серийной лодки «Нырок-1» рассказывалось в «КЯ» № 96. За прошедшие годы я изменил крепление рулевого управления, перо руля вынес на специальной штанге далеко в корму, площадь пера несколько уменьшил.

Штанга 5 фиксируется в изогнутом кронштейне 3 в трех положениях; максимальное удаление пера руля от кормовой кромки лодки 890 мм. Эффективность управления повысилась ощутимо. Циркуляция стала такой, что разогнавшись, лодка поворачивает на 180° почти на месте. Управлять удлиненным румпелем 4 очень легко. Угол отклонения руля от положения в ДП при любых маневрах не более 45°. Кронштейн 3 фиксируется рым-боптом 2 на фланце 8, который жестко закреплен на пластине 1 кильсона 9.

Конструкция паруса дополнена введением подкоса гика: трапециевидный парус при сильных ветрах деформировался. Подкос шарнирно крепится к мачте и гику; благодаря этому .форма паруса сохраняется.

Напомню, что из трех опробованных вариантов мы остановились на трапециевидном парусе площадью 3,5 м2 из пленки. Парус карманом надет на 3-метровую мачту. По его вертикальной задней шкаторине поставлена дюралевая трубка, закрепленная на конце гика-уишбона.

Спортивная хроника

Осенняя регата

Председатель парусной подкомиссии МГКТ В.Кузнецов

3-4 сентября на Московском море состоялось главное соревнование сезона московских туристов-парусников «Осенняя регата». В ней приняли участие 88 экипажей из Москвы, Подмосковья, Ленинграда, Калининской области, ряда городов Поволжья и Украины. В матче городов среди заявленных команд первенствовала «Москва-1» (рулевые В.Кузнецов, К.Потапов, В.Латонов, С.Козлов; В.Филиппов). На втором месте была команда Подмосковья, на третьем представители Ленинграда. Приз журнала «Катера и яхты» для многокорпусников выиграла команда «Загорск» (Е.Кузнецов, В.Дзюба, Н.Андрианов, а для швертботов — ленинградский «Фотон» (С.Корбан, А.Судаков).

В личном зачете в отдельных классах победителями стали:
швертбот «Мева» — С. Корбан,
швертбот-8,5 — С.Шитов,
тримаран-4,5 — В. Зайцев (г. Куйбышев),
тримаран-7 — К. Потапов,
катамаран-5,5 — Е.Шалонский,
катамаран-7 — Е. Кузнецов,
многокорпусник-10 — В. Кузнецов,
катамаран-13 — В. Дзюба
(цифры обозначают парусность лодок),
надувные лодки с парусностью 4 кв.м — Н. Вайнонен,
надувные лодки парусностью выше 4 кв.м — Б. Баранов (г. Калинин).

На проведенном совещании представителей городов много говорилось о желательности приближения программы будущих туристских соревнований к задачам подготовки к парусным походам. В связи с этим очередной матч городов 26-26 августа 1984 г. будет проводиться в виде командного парусно-туристского многоборья (по 3 судна в команде), включающего конкурс судов (оценку за совершенство и безопасность конструкции судна и его пригодность к походам), маршрутную гонку, упражнение по технике безопасности, гонку по треугольной дистанции и конкурс отчетов о походах в 1983-1984 гг. Сумма оценок по всем этим видам определит победителя. В рамках гоночной части программы будут разыграны призы журнала «Катера и яхты» для команд многокорпусников и швертботов. Приглашаем туристов из любых городов страны принять участие в соревнованиях. Заявки на участие можно направлять в Московский городской клуб туристов (парусную подкомиссию) по адресу:
103001, Москва, Сад.-Кудринская, 4.