СТРАНИЧКА ТУРИСТА-ПАРУСНИКА

VII конкурс на лучшие туристские парусно-разборные суда

В. Перегудов, председатель жюри конкурса.

Очередной открытый конкурс — в нем приняли участие 23 конструктора-любителя из девяти городов страны — проводился 27— 28 августа и 3—4 сентября на Парусном Берегу Московского моря одновременно со слетом и соревнованиями туристов-парусников «Осенняя регата-83». Среди заявленных на гонки были и рассчитанные на многодневные плавания по крупным акваториям большие суда, и сверхлегкие, предназначенные для воскресных выходов, прогулочные парусники. Словом, турист практически из любого региона страны мог увидеть здесь лодку, отвечающую условиям плавания в том или ином интересующем его водоеме, его привычкам и представлениям об оптимальном разборном паруснике. Достаточно сказать, что в гонках «Осенней регаты» призы разыгрывались в 13 свободных классах туристских лодок!

Как и на предыдущих конкурсах, авторов самоделок отличала нестандартность, смелость решений в конструкции как самих судов, так и их парусного вооружения. Расскажем о наиболее интересных лодках и их оснастке — разработках, авторы которых были отмечены дипломами журнала «Катера и яхты».

Трехметровый катамаран. А.Б.БабенкоА.Б.Бабенко (диплом III ст.) построил легкий парусно-гребной катамаран (длина — 3 м; ширина — 1м; площадь парусов — 3+1,2 кв.м) с надувными поплавками и брызгозащищенным кокпитом. Суденышко удобно и для походов и для рыбалки. Его мореходность и обитаемость выше, чем у двухместных байдарок. Достоинством при транспортировке по суше является малый вес (18 кг) и компактность упаковки в разобранном виде: катамаран умещается в «абалаковский» рюкзак плюс пакет с балками и рангоутом. На сборку и разборку затрачивается не более 30 мин.

А.Д.Цитульский, не удовлетворившись эксплуатационными качествами надувной лодки польского изготовления «Оса-270», превратил ее в легкий катамаран, который по ходовым качествам и мореходности выгодно отличается от обычной «надувнушки».

С.Г.Шишов (диплом 1 ст.) представил на рассмотрение жюри двухместный швертбот каркасно-надувной конструкции, размерения и обводы которого близки к гоночному швертботу класса «Лазер». Парус использован от виндсерфера. Получилось быстроходное и очень легкое судно — вес его меньше 40 кг.

В. И. Иванов продолжил работы по модернизации своего 2-4-местного швертбота, описание которого публиковалось в отчетах о V и VI конкурсах (см. «КЯ» № 98 и 103). На этот раз очередное повышение эксплуатационной надежности парусника повлекло за собой увеличение веса судна до 55 кг, что, впрочем, окупается удобством для дальних походов. По комплексу характеристик, включая ходкость и мореходность, этот швертбот превосходит столь любимую туристами польскую «Меву» и мог бы достойно заменить ее (если, конечно, наша промышленность все-таки будет осваивать серийный выпуск такого парусника).

Из представленных на конкурс парусных лодок, предназначенных для плаваний с удалением от берега, дипломами были награждены две разработки.

К.П.Федоров (диплом II ст.) взял за прототип тримаран, описание которого было помещено в «КЯ» № 99. Совместно с автором опубликованной конструкции В.И.Байбаковым он создал новую модификацию судна (длина — 5,3 м, ширина — 3 м; парусность — 13 кв.м) с рубкой-убежищем, предназначенного для плаваний с экипажем из трех человек. «Мост» тримарана площадью 9 кв.м поднят над центральным поплавком на 0,25 м. Концы поперечных и продольных балок стянуты тросами и трубками. На уровне стяжек устроено днище самоотливного кокпита. Степс мачты установлен на средней из трех поперечных балок.

А. Б. Лосев (диплом III ст.) качестве основы при изготовлении парусника использовал надувной спасательный плот. Он подкрепил корпус рамой из дюралевых труб, устроил в носу рубку-убежище, которую можно устанавливать и снимать на ходу, и оборудовал в средней части лодки просторный багажник. Парусное вооружение — гафельный шлюп (4,5 + 2,5 кв.м). Вес судна — 55 кг. Летом 1983 г. семья Лосевых прошла на этой лодке 700 км по Белому морю.

В существующих на сегодня правилах соревнований на разборных туристских парусниках отсутствуют какие-либо ограничения по конструкции парусного вооружения. Это, безусловно, правильно, так как стимулирует работы самодеятельных конструкторов по совершенствованию своих парусов, и традиционно они становятся призерами конкурсов. В прошлом году жюри отметило две конструкции парусов.

Катамаран Е.С.Кузнецова с оригинальным парусом-крылом. Е. С. Кузнецов (диплом II ст.)

представил на конкурс парус-крыло, которое надевается на мачту карманом-обтекателем. Несколько сквозных лат позволяют поддерживать профиль паруса и менять величину пуза в широких пределах. Разработана оригинальная система рифления, которая позволяет рулевому, не сходя с места, собрать парус у мачты.

Сильно отогнутый в корму верхний конец мачты, по мнению автора, обеспечивает снижение индуктивного сопротивления. К изогнутому профилю паруса гику парус прикреплен только шкотовым углом; в нижнюю шкаторину вшита лата.

Несмотря на низкое качество ткани. которую пришлось применить, парус хорошо держал форму. Это позволило Е. С. Кузнецову стать победителем «Осенней регаты» в классе «Катамаран-7 кв.м».

Заслуживает внимания и любопытная конструкция его судна, в которой нет ничего лишнего. Мост состоит из четырех продольных балок, которые попарно вставлены в карманы на поплавках, и двух поперечных балок. Между балками натянута сетка-трамплин. Вращающийся шверт закреплен на подмачтовой балке у внутреннего борта левого поплавка, руль — на корме правого. Автор полагает, что такое расположение руля и шверта обеспечивает оптимальную центровку на любых курсах относительно ветра.

В. А. Строгонов изготовил для своего парусно-гребного каноэ (см, «КЯ» № 99) двойной парус типа «Стриж» (диплом III ст.). Задняя и нижняя шкаторины обоих парусов не соединены между собой (как на парусе Люнгстрома), а двойной гик снабжен шарниром у мачты. На полных курсах парус можно поставить «на бабочку», увеличив его площадь вдвое. При усилении ветра достаточно потянуть за наветренный шкот и площадь паруса уменьшается. На берегу такой парус несложно установить как тент-палатку.

Очередной конкурс планируется провести 25—26 августа и 1-2 сентября 1984 г. там же — на Парусном Берегу. Проезд электричкой с Ленинградского вокзала до пл. Московское море.

Особое внимание жюри конкурса будет уделять надежности судов. Именно конструкция, а не мастерство экипажа, должна обеспечивать безопасность плавания при типичных для Московского моря условиях — ветер до 10 м/с, волна — до 0,4 м. При ухудшении погоды суда должны иметь возможность самостоятельно дойти до подветренного берега. Испытания новинок на воде члены жюри и эксперты могут проводить самостоятельно.