Байдарочный тримаран: опыт и концепция.


1. ДУМА

В смысле: длительный процесс «напряжения» серого вещества
под сводами черепной коробки


Самое главное, не то что ты хочешь, а то, чтоты можешь!
(наблюдения из собственного жизненного опыта)

10 заповедей

Основные предъявляемые требования:

  1. Прежде всего, вес лодки. Чем легче, тем лучше!(Загрузка, разгрузка, переноска одним человеком, без приложения особыхфизических усилий, в разобранном и собранном виде).
  2. Малый габарит в упакованном состоянии.
  3. Возможность перевозки судна (в упаковке) всалоне легкового автомобиля. (На багажнике, или прицепе неприемлемо).
  4. Быстрота сборки и разборки одним человеком. (Не более 1-го часа).
  5. Трансформация парусного судна в гребное и обратно за короткое время. (Есть своя прелесть в«галерной» работе. Например, моя супруга, «загребает» словно, всем известный кролик изрекламы батареек Энерджайзер).
  6. Безопасность, прежде всего! Как в речных, так иозерных условиях плавания с небольшим удалением от береговой линии. Для 2-хчеловек: длительное плавание. Для 3-х человек: пляжный вариант. Неэкстремальные условия эксплуатации судна! Возможность быстрого возвращения наберег в случае ухудшения погоды, или по другим причинам. Высокая остойчивость,непотопляемость. (Разумные рамки определений). Простота управления подпарусами. Легкий, продолжительный ход на веслах.
  7. Привлекательный вид. (Лаконичность и законченность).
  8. Легко доступность приобретения и относительная дешевизна готового к «употреблению продукта».
  9. Как можно меньше работ по «доведению до ума» с приложениемсобственных рук. ( Нет на это времени).
  10. И, наверное, последнее и не самое главное во всем этом «безобразии»! Участие (в качестве просто участника, ни на что не претендующего) в гонках и регатах.

Этим 10-ти «заповедям» должна отвечать концепция будущегосудна. Под все вышеперечисленное для нашей семьи подходил один тип лодки: парусно-гребнойтримаран на базе стандартной байдарки.

Моя парусно-туристическая биография начиналась вчетырнадцать лет с разборного парусного тримарана «срубленного» из подручногоматериала на основе байдарки «Салют-4,5». Спонтанно, от безвыходности. Ходитьпод парусами очень хотелось, а было не на чём! К тридцати семи годам я«вернулся к истокам», но уже осмыслено. Двадцать три года «скитаний». Почтичетверть века. Для человека это «срок»!

В сезон 2006 - 2007 годов я «пересел» вновь на байдарочныйтримаран, построенный мною десять лет назад. Представляет он собой однобалочныйтримаран с парусным вооружением гафельный шлюп, общей площадью 4.0 кв.м. (Грот2.8 кв.м., стаксель 1.2 кв.м.) на основе байдарки «Таймень-2». Быстротатрансформации из парусника в гребное судно и обратно было главной особенностьюнашего плавсредства. С супругой мы использовали свою старенькую «Тайменьку» как«переправную» посудину. В конце рабочей недели мы, всей семьей, (или ее частью)приезжали на берег Машковского залива, под Конаково. Ставили машину надаче у родственников, выволакивали из сарайки байдарку, сбрасывали ее наводу и, загрузив скромные пожитки на два дня, уже через пол часа были на местенашей «загородной фазенды». На берегу «настоящего моря». (Московское море). Гдемы, просто отдыхали. Придаваясь ничего де деланию: чтению книг, хождению полесу, купанию, и прочей НЕ ерунде. Отходя душой и телом от цивилизации,«напрягающей» на протяжении всей рабочей недели.


Созерцание


И, результат. Хорошее настроение!

Цитата: Парусно-гребной тримаран. Площадь паруса 4 кв.м.

«Тримаранрассчитан на длительные походы по маршрутам типа «река-озеро», по водоемам классов Л и Р (Верхняя и Средняя Волга, Селигер) и на воскресные прогулки. Желательно, что бы при длительных путешествиях господствующие ветра были попутными.

При средних ветрах парус площадью 4 м.кв. обеспечивает тримарану хорошую среднюю скорость, большую, чем у гребных и парусно–гребных байдарок. Он хорошо идет всеми курсами кроме крутого бейдевинда. Против ветра на нем ходят на веслах - это быстрее, чем лавировать. Если ветер дует не совсем в лоб, идут лесенкой. Энергично гребут прямо против ветра, а затем отдыхают, идя под парусом несколько полнее генерального курса».

В.М. Перегудов «Туристские разборные парусные суда»


Как тут не отдыхать, если вокруг такая красотища.

Изредка я «созревал» до непродолжительных прогулок подпарусами вдоль берега. Тогда я неторопливо устанавливал на байдарку аутригеры,ставил мачту, «задирал» паруса и уходил в «плавание».


Перед «плаванием».

Цитата: Парусно-гребной тримаран. Площадь паруса 4 кв.м.

«При движении на веслах,особенно продолжительном, можно не только спустить парус, но и убрать егополностью вместе с мачтой. Парус, накрученный на реек, крепят вдоль одного фальшборта, мачту вдоль другого. При желании можно разобрать и поперечную балку с поплавками. Все эти операциивыполняют на плаву и довольно быстро. (Нежелательно это делать, лучше подойти к берегу. Примечание автора).

Возможность нормального движенияна веслах оказывается полезной при слабых ветрах, особенно встречных. Этопозволяет значительно повысить среднюю скорость прохождения маршрутов и сделатьее сравнимой со скоростью лавирующих тримаранов с гораздо более мощным (и болеетяжелым) вооружением. Во время воскресных походов на парусно-гребном тримаранене возникает опасности безнадежно заштилеть вдали от конечной точки маршрута».

В.М. Перегудов «Туристские разборные парусные суда»


Настраиваемся. Хорошее настроение, однако!


Приготовления

Примечание:

Мой однобалочный кораблик на основестандартной байдарки « Таймень-2», я начинал строить под впечатлением отпарусной байдарки Баранова Бориса Егоровича. У него был «Таймень-3» и онустановил на него парусное вооружение-грот и стаксель. (Котороев межсезонье постоянно «доводил до ума»). Он ходил на нем и с семьей, ив одиночку по просторам «открытого» им же Вышневолоцкого водохранилища.Сначала, я тоже решил, что никакие поплавки мне не нужны и первый выход на водубыл совершен на моно байдарке.

Это было 9-е мая. Байдарка достаточно резво понесласьподгоняемая свежим ветерком, но при выполнении поворота дунул небольшой порыв имой «корабль» уверенно завалился на борт, после чего встал вниз мачтой. Ябыстро поставил лодку в нормальное положение, и уже через некоторое времяпрыгал по берегу, согреваясь после холодного купания. В этот день я естественноникуда не пошел, а к следующим выходным приладил к байдарке поперечную балку извесла и прикрепил к ней два поплавочка. Именно тогда я и понял, насколькозамечательным судном является легкий однобалочный тримаран. До этого я ходил на«Альбатросе». Но для одного человека он был тяжеловат. А здесь я обзавелсялегким суденышком, которое легко сам перетаскивал от дома до воды, (насамодельной тележке) очень быстро собирался и уходил, в свое удовольствие, вкороткие плавания выходного дня. Тримаран легко двигался как под парусами, таки на веслах. А главное, я чувствовал себя на нем более комфортно. И даженадежнее, нежели на «Альбатросе». Все близко, все под рукой. Проблема, невовремя вернуться обратно домой, так же отпала сама собой. Гарантией этого былобайдарочное весло и мои руки.


Отход от берега

«Взял» ветер.

Примечание:

Потом были бесконечные переделки, доводкиусовершенствования. Все те детали, которые были сделаны на коленке простецкиминструментом были заменены на новые, но уже сприменением фрезерного и токарного станка. По образу и подобию моего тримаранабыл создан еще один экземпляр. (С небольшими отступлениями). Мое вооружение пошитое в точности по размерам снятых с парусовБориса Егоровича, перешло на эту лодку, а я стал ходить на парусах Бориса,перешедших ко мне. По наследству.

Вместе с моим другом Андреем мы на своихтримаранчиках обходили всю верхнюю Волгу. Даже в один год, помоему в 2000, случайно стали участниками весеннего марафона,проводившегося МПТК. На своем тримаране приходилось ходить и в практическиэкстремальных условиях. В сильную волну и штормовой ветер. Тримаран сдостоинством «отыгрывал» все сваливающиеся на него невзгоды. В 2002 году наВышневолоцком водохранилище мы с супругой попали в очень сильный шквал,заставший нас на большой воде. Буквально за 30-40 минут высота волны на плесевыросла до метра. Сила ветра на порывах доходиланаверное до 20 м/сек. А главное, шквал пришел с того направления, куда намнужно было идти.

Возвращаться было просто никак, и пришлось не уходить отшквала, а идти на него. Практически в «половину» ветра наш тримаран медленно,но верно «продирался» вперед под чуть подобраннымгротом. Нам повезло. Мы дошли. В этот же день наша группа потеряла двоих нашихтоварищей попавших в это же шквал, но шедших на байдарке на веслах. В этот жешквал, перевернуло еще одну байдарку из группы Лихославля. Ребят выловилиспустя полтора часа полу живыми, вцепившимися в скрученные туристские коврики.После такого испытания я полностью уверовал в надежность и безопасность нашеготримарана.

Как в старые добрые времена. Гафельный парус, ветер, солнце. Романтика!


Настоящий корабь. Хорошо идем.

Примечание:

В конечном итоге получилось то, чтополучилось. Не скажу, что мой старый тримаран отличается очень хорошимилавировочными качествами и ходкостью. Конечно несравнимых с катамаранными. Ноэтого и не нужно. Лодка используется как легкий дневной крейсер для двоихна субботу и воскресение. Мой «Альбатрос» совсем «запылился», и после регатыВВР 2004 был продан. Нам с супругой вполне хватает тримарана. Перетаскивать«доработанный» «Альбатрос», и снаряжение вдвоем, было неудобно и тяжело.

Концепция однобалочного тримарана заложеннаяВ. М. Перегудовым живет полной жизнью в нашем судне. Было бы только побольше времени. Почему я меняю свой тримаран, начто-то более новое? Скорее всего, ответ уже присутствует в вопросе. Мой«Таймень» морально устарел. Появились новые лодки, еще более легкие, ходкие иэстетичные. Паруса на которых ходил Борис Егорович на надувной лодке «Айгуль»,потом на «Таймене-3», перешедшие ко мне и послужившие верой и правдой втечении еще десяти лет так же устарели.Хотя уверен на все сто, под ними можно еще ходить иходить. Просто пора пересесть, на что-то новое.

С катамаранами «дружбы» не получилась, а желание ходить подпарусами так и не иссякло. Есть надежда на то, что парусные разборные тримаранына основе байдарки вернуться на водные просторы. К этому есть свои основания.Ну, прежде всего то, что также компания «Тритон» выпускает вспомогательное парусноевооружение для байдарок 3.0 и 3.5 кв.м. Из прайс-листа видно, что выпускается ипарусное вооружение для байдарки одиночки «Ладога». Значитесть интерес, а значит есть и надежда! (Буквально недавно нафоруме в «Таверне» обсуждался вариант просто моно байдарки! А ведь этовозврат к первоисточнику, в 50-е года прошлого века!


Крапива по левому борту


Тримаран Юрия. «Зеленая Каракатица».

Маэстро рядом. Сезон 2007 года. Юрий установил банки для откренивания, раскрепил мачту стоячим такелажем с возможностью установки стакселя 1,5 кв.м.

На парусном берегу Крапивы я заприметил занимательный«концепт». (Это был 2006 год). Байдарку «Таймень-2» с установленными: паруснымвооружением площадью 3.5 кв.м. и бортовыми аутригерами от «Тритон-LTD». Все вместе скомпонованное на «Тайменьке» выглядело, намой взгляд, очень лаконично. Хозяин лодочки отличался, поистине, редковстречающейся в наше бурное время особенностью характера: аккуратностью.«Кораблик» был чист и ухожен. Между каркасом и «шкурой» проложен туристическийковрик «пенка». Центральное соединение кильсона, усилено деревянными планками,добавляя прочность и надежность узла. В этой лодке я никогда не видел в кокпитени песка, ни воды, ни остатков «жизненеобходимости» человека. (Типа: пивныебутылки, пробки и всякий мусор). Все вычищено и вытерто чистой тряпочкой. Наночь или перед дождем с тримарана демонтировалась мачта, и он, тримаранпереворачивался вверх «пузом».


Узел установки мачты и крепление подмачтовой балки к фальшборту байдарки. Жидковато, но цивилизованно. Сойдет пока.Если что, усилим!


Узел подъема шверца. Хорошо видны банки дляоткренивания. Поперечные балки выглядят несколько тонковатыми. Но со слов Юрия,прочности поперечных балок штатного вооружения «Тритон» достаточно даже длясвежего ветра, при несении грота. Стаксель используется как вспомогательныйпарус.

И еще. Мне и Верушке понравилось то, что экипаж этогонебольшого суденышка всегда был на воде! (Не сидел на берегу). Активно, куда тос утра «сруливая» и причаливая к берегам обетованной Крапивы - Малины толькопод вечер. Мы познакомились с владельцем тримарана. Им оказался Ларев Юрий из г.Подольска. (Информация, выложенная в Реестр). Тогда исозрела идея приобретения в нашу, семейную собственность чего-то подобного. Моясупруга была согласна на все «сто». Но при условии, что я «плотно» подойду квопросу продажи существующего катамарана «Шар пей». 2006-й год и половиналетнего сезона 2007-го прошли в «мучительных» раздумьях продавать или непродавать? Я сильно «вложился» во всяческие улучшения катамарана, и было жальпотраченных: времени, денег, сил.


Носовая часть уишбона.


Кормовая часть уишбона. Явно не хватает тали набивки шкотового угла грота и блока гика шкота. Вообще нужна нормальная проводка бегучего такелажа.


Укрепление штатного узла стыковки носовой и кормовой секции кильсона байдарки «Таймень-2»
Под кильсон уложен коврик изтуристкой «пенки».

Здравый смысл взял вверх. Лодка должна ходить, а небесцельно «дорабатываться», стоя на «мертвых якорях». В конце лета 2007-го годанашелся покупатель, оценивший по достоинству «Шар пей», сумевший вдохнуть внего дух жизни! (Так нужного для «застоявшегося в стойлепородистого скакуна»)! «Шар пей» коснулся корпусами воды, расправивпрекрасные «крылья» - паруса!

В это время (сидя в нете) я частенько «захаживал» на сайт компании«Тритон», подыскивая байдарку для реализации своей новой (или старой)концепции. В итоге выбор пал на байдарку «Варзуга-2Н».


Внешний вид байдарки «Варзуга-2Н»
(рулевое устройство в комплект байдарки невходят)

Основные характеристики:

1. Длина наибольшая поперпендикулярам, м. 4.82

2.Длина по КВЛ, м. 4.47

3. Ширина наибольшая, м. 0.81

4. Высотабортом, от КЛ м. 0.40

5. Грузоподъемность, т. 0.25

6. Экипаж, чел. 2

7. Вес в упаковке, кг. 26

8. Габаритные размеры в упаковке, м. 0.4х0.25х1.1

8. Тип байдарки – каркасно-надувная

Далее информация, предоставленная компанией«Тритон – LTD» (без купюр):

Байдарка «Варзуга» - новая модель, разработанная на базебайдарки «Вуокса -2». Основными отличиями в сравнении с «Вуоксой – 2» является:увеличение посадочного места переднего гребца; конструкция шпангоутовзамкнутая, что обеспечивает новой модели большую жесткость; изменена кривизнакилевой линии, что увеличивает маневренность.

Конструкция

Каркас: 4 шпангоута (замкнутые),выполненные из дюралюминиевого сплава Д1Т и полиамида 610; кильсон – двойной,весь продольный набор выполнен из дюралюминиевого сплава Д1Т. Оболочка соткрытой декой, имеет вклеенные надувные элементы (как и «Вуокса – 2»). Вобласти штевней, кильсона и стрингеров оболочка проклеена специальным защитнымпротектором. В комплект байдарки входит фартук (два посадочных места). Наоболочку фартук крепится с помощью т.н. «липучки».

Материалы

Шпангоуты – дюралюминиевый сплав Д1Т, полиамид 610;

Продольный набор – дюралюминиевый сплав Д1Т, Д16Т;

Оболочка днище – ткань PVC 900 – 1000 г/кв.м.;

Дека – ткань PVC 650 – 700 г/кв.м.;

Упаковка – тканькордура 600 или ткань нейлон – Oxford 600.

Назначение

Двухместная каркасно–надувная разборная байдарка «Варзуга»предназначена для туристских походов, прогулок по рекам и озерам.

На сайте «Тритон» была выложена инструкция по сборкебайдарки, в которой я почерпнул основную информацию для разработки эскизабудущего судна. Размеры грота любезно предоставили сотрудники «Тритона» потелефону. Обладая этой информацией мне просто не терпелось,хотя бы в рисунке увидеть, то, что я могу получить, сделав заказ в «Тритоне». Азаказ был таков:

Байдарка «Варзуга-2Н». 1шт. (комплект)

Парусное вооружение 3.5 м.кв. 1шт. (комплект)

Аутригера для парусного вооружения. 1шт. (комплект)

Рулевое устройство. 1шт. (комплект)

Вначале была прорисовка внешнего вида байдарки без всего.Вид сбоку и вид сверху. После к этим видам приплюсованы виды «в профиль»стандартного парусного вооружения, и поплавка аутригера. Не знаю как, в лучшуюили худшую сторону, я решил добавить вспомогательный стаксель, доведя общуюплощадь парусов до 5.0 м.кв.В первую очередь это обусловлено эстетическими соображениями. Бермудский«шлюп», на рисунке, «тупо» выглядит красивее, нежели кургузый «кэт». И еще. Добавлениестакселя площадью в полтора метра открывало возможность принимать участие врегатах и гонках в классе лодок «Пять квадратов». Не победы для!

Вид сбоку. Специально не «подрисовывал»носовой и кормовой брызгоотбойники, дабы

воспроизвести то, что получится из«Тритоновского» « сэндвича».

Основныехарактеристики: (тримарана)

Длина наибольшая по перпендикулярам, м. 4.82

Длина по КВЛ, м. 4.47

Ширина наибольшая, м. 2.50

Объем поплавков, л. 120

Диаметр поплавка, м. 0.25

Высота мачтой, м. 4.54

Площадь парусности, (общая), м.кв. 5.00

Площадь грота, м.кв. 3.50

Площадь стакселя, м. кв. 1.50

Высота бортом, от КЛ м. 0.40

Грузоподъемность, т. 0.25

Экипаж, чел. 2

Вес в упаковке, кг 45


Вид сверху

Однако появился и «минус». Вспомогательный стаксель повлек изменениев конструкции установки мачты. Мачта превратилась из свободностоящейв раскрепленную стоячим такелажем. Вантами, с раздвоенными нижними концами,расходящиеся на оконечности поперечных балок боковых аутригеров, штагом(передняя шкаторина стакселя) и ахтерштагом. Стоячий такелаж «набиваетсямягкими талрепами с закреплением на «утку». Стаксель свободно стоящий,закручивающийся «закруткой». Для улучшения лавировочных качеств на разныхгалсах принято решение установки еще одного щверца, в побортную симметрию к штатному. И стаксель, и дополнительный шверц заказан в«Тритон-LTD».

Примечание: Теперьмоя концепция несколько изменилась с переходом на более качественный уровеньдля парусных судов, так же классифицированный Валерием МихайловичемПерегудовым, кактримаран площадью парусов 4.5 кв.м.

Цитата: Тримаран «Стриж-4.5»

Когдапреимущества тримаранов с надувными поплавками для условий дальних туристкахпоходов стали очевидными, возникла задача создания максимально простого поконструкции и в постройке и относительно быстроходного лавирующего тримарана,способного с достаточными запасами остойчивости и прочности выдерживать жесткиеусловия, с которыми приходится встречаться в реальных туристках походах.Одним изтаких новых тримаранов стал «Стриж-4.5»….

…В средние ветрана тримаране ходят под одним полным гротом, который обеспечивает байдаркесреднюю скорость 5-9 км/час, что полностью соответствует ее скоростнымвозможностям. (При более высоких скоростях байдарку сильно забрызгивает, опасноперенапрягается корпус). В слабые ветры в помощь гроту поднимают легкийвспомогательный стаксель. При сильных попутных ветрах грот рифят до 3.5 кв.м.Скорость при этом остается высокой, а опрокидывающий момент и нагрузки всиловой раме судна уменьшаются примерно в 1.5 раза. При необходимости можнолавировать под зарифленным гротом, хотя и не очень круто к ветру.

«Стриж-4.5» прост в управлении. Это подтвердил эксперимент -байдарочникам, никогда не сидевшим за рулем парусного судна, предлагалось самимпокататься на тримаране по Московскому морю. После небольшого инструктажа онисадились в байдарку, отходили от берега с попутным ветром 4-7 м/сек., напрактике изучали работу руля и паруса, осваивая технику поворотов (тримаранпрощал самые грубые ошибки) и самостоятельно, в лакировку, возвращались влагерь.

>По назначению«Стриж-4,5» универсален. Относительно малый вес всегосудна (менее 55 кг),малое время сборки-разборки и хорошаяукладываемость вооружения в рюкзаки позволяют использовать его в воскресныхпрогулках. Но особенно хорош он в дальних походах по водоемам типа СреднейВолги, Селигера, озер Карелии.

В.М. Перегудов «Туристские разборные парусные суда»

Крой вспомогательного стакселя 1.5 кв.м.

У Юрия я «срисовал» установленные на его тримаранчикебортовые «банки» для откренивания и носовой брызгоотбойник. На своем тримаране собираюсьустановить то же самое. Ходовые концы стаксель шкотов выводятся на регулируемыекипы, а потом на кулачковые стопора, смонтированные на тех самых «банках» дляоткренивания. Туда же предполагается вынести ходовые концы сорлиней шверцев, исор линь закрутки стакселя. (Соответственно стопора для этих снастей).

Пока не знаю, насколько хорошо будет изготовлен узелрулевого устройства от «Тритона». В телефонном разговоре с представителемкомпании проскользнула фраза, что этот узел просто приклеивается. Посмотрим напрактике насколько данное решение живуче. Если крепление рулевого устройства ккорпусу байдарки будет выглядеть «подозрительным» с точки зрения прочности инадежности, думаю, будем придумывать что-то свое. На старом байдарочномтримаране узел крепления рулевого устройства выполнен просто «мертво». Скореевсего, он «плавно перекочует» на новую лодку. Привод управления рулем, скореевсего, будет переделан по типу старой конструкции установленной сейчас насуществующем тримаране. (Тип штатного рулевого привода катамарана«Альбатрос»). В варианте «Тритона» управление рулем байдарки выведено на«педальки» в кокпит. С одной стороны удобно, руки всегда свободны, но с другой…управлять парусной лодкой ногами как-то не так! Возможно, «способ» управлениябудет универсальным. Или «классика», или «педальки». В зависимости, от условийплавания.

Так же будут внесены усиления в конструкцию самой байдарки.Усиление затронет замкнутые 2-й и 3-й шпангоуты по типу того, как сделано уменя на моем старом тримаране. «U» образные элементы, вставленные внутрьпериметра шпангоутов принимая на себя сжимающую нагрузку от привального бруса,к которому крепятся поперечные балки аутригеров. Веса это много не прибавит, нонадежность конструкции увеличит.

* * *

Для первой главы, наверное, достаточно. Все остальное будетпросто «высасыванием из пальца». Теперь будем ждать, когда придет заказ, и мысможем собрать всю конструкцию, или хотя бы ее часть. После этого будем думатьдальше. И в заключение. Что я хотел сказать, начиная создавать данноеповествование? Какая цель?

Цель? Наверное, возрождение хорошо забытого старого. Сейчасв моде катамаранные схемы всевозможных конфигураций и размеров. Ни в коемслучае не хочу обидеть владельцев надувных катамаранов. Но согласитесь. Еще три– четыре года назад никто и думать не думал, что на акваториях наших водпоявятся такие прекрасные лодочки, выпускавшиеся еще в 70-х годах прошлого векав ПНР, как разборный швертбот «Мева». И вот они появились на воде. И ихстановится все больше и больше. Мало того, некоторые фирмы начинают выпуск«оболочек» для этих замечательных лодок. На 100% уверен, что в дальнейшемначнется выпуск подобных лодок, но уже из более совершенных материалов и поновым проектам, с применением новейших технологий. И промышленным образом илюбителями. Прекрасный самодельный швертботик можнобыло видеть на берегах Крапивы-Малины летом 2007 года. И он неплохо ходил! Всевозвращается! Все идет по кругу! Или, скорее всего по возрастающей спирали!

Поэтому я и думаю, что парусные разборные тримараны наоснове байдарки скоро вновь выйдут на воду. Я не говорю, что это будетповальным явлением. Парусные тримараны, скорее всего, станут, популярны там,где требуется высокая мобильность в заброске на трудно доступные маршруты сосмешанными условиями плавания. Там где есть и крупные озера, которые легчепересекать под парусами и речки, по которым лучше идти на веслах. И там где,маршрут ограничен временем выходных. Когда сборка и разборка катамарана,занимающая полдня, неприемлема. Тогда, именно байдарка, оборудованнаявспомогательным, или простейшим лавировочным парусным вооружением будетидеальным выбором. Или когда квалификация экипажа оставляет желать лучшего.Тримаран «игнорирует» те ошибки, которые катамаран просто не «прощает»! Многиемогут со мной не согласится. Но я не хочу спорить. Этомоя концепция и мой выбор. И если она кого заинтересует, будет простозамечательно. Разнообразие должно быть во всем. Природа полна разнообразием и вэтом разнообразии есть зерно эволюции!

Иван Синявин
06.02.2008.
г. Тверь