И.Виговский

Владение яхтой Микро и катамараном, сравнение

.

Содержание и хранение лодок

Прежде всего швертбот класса Микро, в простонародье Микруха, это другой уровень затрат и ответственности по сравнению с катамараном.

Катамаран можно транспортировать практически любым доступным видом транспорта, хранить в квартире и ремонтировать дома.

Микруха же транспортируется на прицепе, на котором она и хранится в межнавигационный период. Если прицеп разрешенной массой более 750 кг, то он требует отдельной категории в водительских правах. Прицеп требует периодического обслуживания. Для транспортировки прицепа необходимо иметь автомобиль с фаркопом, со всем вытекающим автогеморроем. При передвижении с прицепом надо быть более внимательным и осторожным по сравнению с обычной ездой на автомобиле. Не нужно резко разгонятся. Тормозить медленно и очень заранее. Быть внимательным при перестроении, поскольку длинна автопоезда увеличилась, а вы к этому не привыкли. Обязательно включать поворотники и быть предсказуемым на дороге. Короче, надо включить «режим дальнобойщика». Главное не скорость, главное – доехать.

Микруху надо где нибудь хранить. Есть вариант оставить её в яхт-клубе постоянного базирования, но за стоянку там зимой тоже надо платить. У кого есть дача, это упрощает дело, но, если там никто постоянно не живёт, надо опасаться за судовое оборудование и мачту, поскольку местные деклассированные элементы могут сдать всё ценное на металл.

Можно поставить лодку на охраняемую или неохраняемую стоянку около дома и любоваться ей из окна :) В Любом случае, хранение это проблема, которую надо решать.

Ремонт

Ремонт и модернизацию катамарана можно производить практически в квартире в зимний период. Все части мелкие, можно пилить и клеить по частям, если надо собрать раму то можно это сделать в скверике у дома, или найти недорогое помещение (меня пускали в школьный спортзал).

Ремонт Микрухи отнимает много времени. Если швертбот не стоит у вас у дома в тёплом эллинге, то зимой можно сделать разве что электрику, да и то холодно. Основное время ремонтных работ это апрель-май-и далее до завершения. Покраску лодки можно осуществлять либо в помещении, а это деньги, либо дожидаться солнечной безветренной погоды, без пыльцы, мух и комаров, а это уже июль. Я, например, не крашу яхту уже много лет. Жалко времени летом. Так что серьёзный ремонт крадёт время, которое можно потратить на хождение под парусом.

Мотор

При всей любви к парусу мотор необходим хотя бы для того, чтобы зайти и выйти со стоянки. Также он очень полезен для движения в узкостях, для того чтобы быстро смыться в укрытие при наступлении какой нибудь жопы, или для хождения в штиль. Для Микрухи вполне хватит моторчика в 2,5-3 силы, желательно с длинной ногой и грузовым винтом, НО лучше иметь 4-5 сил – для уверенного движения против сильного ветра и волны, когда это необходимо. Два или четыре такта? Это не принципиально. 2-тактники легче, 4-тактники тяжелее, тише и не надо мешать бензин с маслом.

Мотор это затраты и время на обслуживание. НО это нужно.

Управление

Поворот оверштаг на швертботе крутится без каких-либо усилий, даже с полностью растравленными парусами. На катамаране же, зачастую, особенно в сильный ватер, повернуть – это проблема. Приходится перемещать центр тяжести экипажа, выносить стаксель на ветер, помогать веслом.

Катамаран, в отличии от яхты или швертбота требует повышенного внимания к площади парусности, ибо от момента отрыва наветренного баллона от воды, до момента опрокидывания проходит мгновение и надо быстро отдать шкоты или привестись. На катамаране, как только начинает отрывать наветренный баллон от воды, я сразу рифлюсь. Швертбот же предупреждает рулевого креном. У рулевого есть время принять решение. Часто крен это не повод травится или брать рифы. Можно безопасно ходить с креном.

В очень сильный ветер и волну потеря хода (дрейф) чреваты оверкилем. Швертбот становится бортом к волне и может быть опрокинут. Микру кренит даже под голым рангоутом + волны. С катамараном такого не бывает.

Крен

Катамаран ходит практически без крена. Крен на катамаране это даже не сигнал, это уже опасность. Поэтому если рулевой всю жизнь управлял только катамараном, то при пересадке с катамарана на швертбот он может чувствовать себя неуютно из за крена. Может возникнуть паника. Некоторые так и не могут перестроится.

Микра ходит с креном и его постоянно надо контролировать, чтобы он не стал чрезмерным. Любой шквал сразу кренит лодку. Если палуба входит в воду это звонок. Всё, дальше нельзя. Надо травить шкоты.

Всё что не привязано и не убрано, перед выходом надо привязать и убрать, иначе улетит. Если на лодке установлен биотуалет, то он должен быть абсолютно герметичен. cТеоритически, если Микруху положит мачтой параллельно воде, то она должна иметь восстанавливающий момент и вода не должна доходить до входного люка, НО на волнении, когда в основном и происходят всякие неприятности – это произойдет, дойдет и зальет. Тем более, зачастую владельцы швертботов выбрасывают заформованный в ёмкости плавучести пенопласт и используют их объем под своё барахло. Кладут дополнительный балласт, ставят более тяжелый мачтовый профиль и т.д. Это приводит к тому, что хлебнувшая воды через люки лодка мгновенно тонет.

Чтобы этого не произошло, на ходу нужно ВСЕГДА держать носовой люк задраенным. Даже в тихую погоду. Железное правило: отошел от пирса, снялся с якоря – задрай носовой люк. Если положит, то через него зальёт мгновенно.

При ухудшении погоды надо вызывать всех наверх и задраивать входной люк в каюту. Тогда, если даже и положит, то не зальёт.

Навигация

Подход к навигации совершенно другой. На катамаране всё равно, что под водой. Даже если ударился швертом, то, как правило, ни к чему серьёзному это не приводит. Если случится так, что повредится шверт, или даже его совсем оторвёт, то это никак не скажется на мореходности самого катамарана. Он останется на плаву

Если подобное произойдёт на Микрухе, то хороший удар швертом, может повредить швертовый колодец и шверт. Может возникнуть течь. При потере шверта, в который заформованна часть балласта, швертбот теряет остойчивость и под действием ветра и волны может перевернутся. Удар корпусом об подводный камень, а особенно посадка корпусом на камень на волнении, тоже ничего хорошего не несёт.

Это достаточно сложный ремонт Нужно найти спокойное место, накренить лодку так, чтобы пробоина вышла из воды и произвести ремонт. Или дойти до ближайшего места, где можно поднять лодку на берег.

На катамаране таких проблем нет. Мягкие многосекционные баллоны прощают многое. Да и их ремонт несравним по затраченным телодвижениям и времени с ремонтом Микрухи. Поэтому на Микрухе к навигации надо относится по взрослому. Иметь на борту карты глубин , компас, ЖПС, планшет с Навиониксом . Уметь этим всем пользоваться.

Скорость

Скорость катамарана выше.

Мой катамаран бегал в среднем 13-15 км/час. Как-то разогнал его до 22 км/ч. Микруха идёт не более 10 км/ч, это предел. Это максимальная скорость, с которой позволяет идти корпус. Причём, что под парусом, что под мотором. Обычно, откренивая одной своей тушкой иду до 8 км/ч, если открениваем вдвоём, то могу разогнаться и до 10 км/ч.

Поначалу, пересев с катамарана, Микруха показалась мне жутко медленной, но удовольствие от хождения с креном сгладило это разочарование.

Стоянки

Катамаран вытаскивается на любой подходящий берег. Можно даже выкинутся в прибой и вытащить катаманран на берег, где с комфортом пережидать шторм в лагере с блекджеком и шлюхами с костром, едой и бутылочкой негрустина.

Для Микрухи подобное невозможно.

К выбору стоянки надо подходить со все тщательностью.

Во-первых надо найти место защищённое от волнения и с достаточными глубинами. В водоёмах, где уровень воды может быстро меняться за несколько часов, надо это учитывать..

Затем посмотреть прогноз и выяснить, как может измениться ветер за время вашей стоянки и чем это вам грозит. Предусмотреть запасные варианты: положить второй якорь, быть готовым быстро переменить стоянку, отойти от берега и встать на якорь и т.д.

Обычно стоянки носом в берег – якорь с кормы, или на якоре. При стоянке на якоре на волнении довольно ощутимо болтает. Внутри корпуса укачивает. Надо привыкнуть. Или выбирать защищённые бухты.

Якоря

Это важно. Это супер важно. Потому что вы доверяете якорю и якорному канату свою жизнь и свою лодку. Спокойный сон, когда вы уверены в якоре и канате, это дорогого стоит. Надо иметь минимум два якоря, максимум - чем больше тем лучше. Я обычно использую два якоря матросова 10 и 7 кг и самодельный адмиралтейский в трюме. Якорный канат диаметром 16 мм, чтобы было удобно его выбирать, длиной 25 м. Есть ещё куски по 25 м, всегда можно нарастить столько, сколько нужно. Около якоря кусок цепи с вертлюгом, около 3 метров. Обязательно использую буйреп с томбуем. Несколько раз он спасал от мёртвого зацепа якоря.

Комфорт

Микруха предоставляет больший комфорт по сравнению с катамараном.

Во-первых, при наличии солнечных панелей и аккумулятора, у вас неиссякаемый источник электричества. Освещение, работа ноутбука и гаджетов, водяного насоса. Отопителя типа «Вебасто», вентилятора, музыкального центра, холодильника (если нужен).

Не надо постоянно таскать вещи с катамарана на берег и обратно, ставить и снимать лагерь. На яхте ты вообще не зависишь от берега. Весь быт и дом на воде.

Сидишь за румпелем, дождь, ветер, холодно. Нашел стоянку, бросил якорь, спустился в каюту, а там свет, тепло, сухо, ужин готовится, комп работает. Вещи не в мокрых гермах, а под рукой.

Микруха это дом, дом на воде, плавдача на двоих. 

Если на яхте ходить, то она постоянно проветривается и даже в дождливые дни нет конденсата и сырости. Можно поставить отопитель типа «вебаста» и ходить до поздней осени.

Если потеряешь катамаран, останутся вещи в гермах.

Если потеряешь Микру, потеряешь дом.