Первоисточник и обсуждение - см. форум КиЯ.

Александр Танский

На "Вентуре" в сторону Норвегии

6.06.24

Приключения "Вентуры" начинаются еще на берегу. Как оказалось, в изначально запланированном порту отплытия - Хулиган... Хайлигенхафена не оказалось, простите за каламбур, слипа (закрыт руководством марины), и кран, который еще нужно заранее через интернет бронировать, не работает по выходным.

Придется спускаться в Липпе, что ощутимо юго-западнее, и давать крюка через полигон. Благо, расписание стрельб на нем вывешено на обозрение, и в день нашего отплытия нас не разнесет в кизлы шальной болванкой.

Завтра - готовность номер 1. Неделя до отъезда.

Небесная канцелярия пока закрыта на переучет, но в окошко было видно, что нам уготованы дожди и ветер до 23 узлов на порывах. Оставил заявку на погодное окно, хотя бы до спуска "Вентуры" на воду и на прикручивание ветра балла на 2. Возможно, к следующей среде ответят...

16.06.24

Что-то в этом году снова непруха. Никто никуда не пошел. Мы вчера спустились под проливным дождем, пошли в сторону Дании, но старпом сильно заболел морской болезнью, не мог переносить качку, и мы вернулись в Германию. Стали на рейде у Хайлигенхафена.

Вчера дуло узлов 10-12, но пару раз прилетали шквалы. Один положил нас под 2-м рифом и отданными шкотами. Лодку не залило, но погнуло виндекс, так что у нас теперь только электронный ветроуказатель работает.

Сегодня весь день проспали, занимались мелкими ремонтами и доработками. Завтра попытаемся по относительно спокойной воде дойти до острова Фемарн, а оттуда, если море не будет шибко горбатым, и старпом не отключится, пойдем в сторону Дании, в чем я весьма сомневаюсь.

В общем, еще одно плавание не удалось.

Если вы лепите жирафа, а получается крокодил, не огорчайтесь. Лучше хороший крокодил, чем плохой жираф
(Журнал "Трамвай" №90-06)

Авантюра не удалась. За попытку - спасибо...
("Юнона и Авось")

14.06.24. Карлсруэ - Липпе, 798 км.

В этом году особого ажиотажа перед плаванием, в отличие от прошлых лет, не отмечалось. Как-то все проистекало само собой: подготовка, закупка продуктов, сборы вещей и снаряжения. Вот, только с трудом дождался конца рабочего дня - и помчался набирать воду на источник, покупать хлеб, бананы и яблоки в дорогу, доделывать дела по дому. После работы нужно было завезти еще лекарства из одного кабинета в Бюле в другой, который в Вёрте, что в обычные дни не составляло большого труда и не требовало много времени. Как оказалось, в преддверии чемпионата Европы по футболу все меняется до неузнаваемости. Путь, который занимает, примерно, полчаса - минут 40 пришлось преодолевать из-за мертвых пробок в течение 2 часов...

От дома до лодки тоже пришлось изрядно постоять и мне, и Антону. В итоге все-таки, с горем пополам, добрались до стоянки, где нас уже ожидала "Вентура" в готовом к поездке состоянии. Осталось только снять чехлы - и в путь!

После того, как начался первый матч и рассосались все пробки, ехать стало гораздо приятнее. 80 на темпомате, в динамиках - разная музыка, мармеладные мишки под рукой для заедания усталости. Дорога свободная, время размеренно течет навстречу новому дню и предстоящим приключениям. Где-то вдали прошел дождь, и на полнеба засияла огромная радуга...

Пару раз останавливались, чтобы проверить крепления лодки и фонаря на мачте. Выяснилось, что вышвырнутые в прошлом году с лодки пинком под полосатый зад осы решили поселиться в оранжевом жилете, болтающемся на топе мачты для обозначения габарита. Немного не успели капитально обосноваться. Ошарашенные нашим внезапным вторжением, они даже не стали возражать против очередного изгнания да так и свалили в леса где-то за Маннхаймом. Надеюсь, назад не вернутся.

Ближе к утру, уже за Ганновером, глаза начали слипаться, и мы остановились чтобы заварить крепкий чай. Сплошные ремонты возле Гамбурга преодолели довольно быстро, без пробок. Качество немецких дорог в этом районе пришлось крепко ругать. На бетонном автобане лодка подпрыгивала, виляла, потому приходилось сбавалять и без того скромную скорость к раздражению водителей, не имеющих возможность нас обогнать. За Любеком автобан закончился, и мы свернули на обычную ландштрассе. "100 загибов на версту" оказалось подходит не только к российской, но и к немецкой дороге. У самого конечного пункта закончился асфальт и началась улица Грунтово-Ямская. Аккуратно, метр за метром, дотащили кораблик по колеям и ямам до небольшой марины Липпе. Не успели осмотреться, как начался дождь. Мерзкий, холодный, северный... Накинув куртки, мы пошли осматривать нашу будущую точку выхода и прихода. Марина оказалась совсем небольшая и довольно мелкая. В самых глубоких местах 2 метра, а в основном - 1,5-1,7 м. Населена разными катерами и моторками, у стенки стояло несколько рыбацких сейнеров и даже какой-то спасатель. Встретилось даже какое-то незначительное количество яхт.

Основной засадой было не сколько отсутствие глубин и очень узкий выход в море, сколько то, что перед портом простирался военный полигон, где в будние дни регулярно проводятся стрельбы и учения, отчего весь район оказывается закрыт для плавания.

Ну, другого выбора у нас особо и не было, а посему я зашел к угрюмому и неприветливому харбор-мастеру, заплатил за спуск, подъем на слипе и стоянку для прицепа. Машину пришлось потом ставить в другое место, хотя ничего не мешало оставить ее в марине на стоянке рядом с другими. Хрен поймет этих северян...

Собирать лодку пришлось под проливным дождем. Куртка-непромокайка сдалась довольно быстро, отчего пришлось раздеться до плавок и кепки. Проходящая мимо тетушка обеспокоилась, что я получу солнечный удар, на что я ответил, что мы, южане, ко многому привычны, а от удара у меня каска-кепка наличествует.

Пару раз, когда особо сильно лило, пришлось укрыться в каюте в ожидании более приемлемого дождика. На какое-то время даже выглядывало солнце, но пронизывающий ветер и общая сырость не давали согреться. Наконец лодка была оснащена, и мы начали спуск. Слип оказался довольно пологим и мелким, потому пришлось загонять прицеп чуть ли не по оси в воду. Зато спустили без проблем. И рулем не цепанули, как это бывает на пологих слипах. Чтобы отцепить "Вентуру" от тележки пришлось лезть в воду по пояс. Как показал термометр, водичка была довольно бодрящей - 8°, но это в порыве азарта и после ливня особо и не ощущалось. Погрузили вещи, я отогнал машину и прицеп на стоянки, и мы отогнали кораблик на дальний причал - отсыпаться перед предстоявшим переходом в Данию.

15.06.24

Липпе - якорная стоянка возле Хайлигенхафена. 26,4 ММ. Трек отсутствует. Фото отсутствуют.

Понемногу выспавшись, мы вышли из марины и отправились на север. Погода была неприятная - юго-западный ветер до 15 узлов на порывах, в среднем 9-13, срывался мелкий дождь. Пришлось натянуть на себя непромоканцы и уже реально водозащитные куртки. Уже у самого берега развело хоть и невысокую, но довольно противную резкую волну. Мы поставили паруса, взяли 1-й риф на гроте, и "Вентура" заскакала по серо-стального цвета волнам. Через какое-то время старпома начало рубить. Серьезно так, с головокружением и тошнотой. Пришлось принять пилюли от укачивания, но они особо не помогали. Ветер усилился до 15 узлов постоянной силы, пошли бараны по волнам, и я взял второй риф, скрутив к тому же геную. Несмотря на это, лодка шла до 5 узлов. Пару раз приходили с запада свинцовые, полные дождя тучи, изливая на нас запасы злобной влаги. Мы были уже где-то в 10 милях от берега, когда подошло шквальное пепельно-серое зловещее облако, и, что есть силы, дунуло. Шкот отпустить я успел, но лодку все равно приложило мачтой почти до самых гребней волн и резко привело к ветру. Слава богу, без фатальных последствий. Внутри сухо, вещи, закрепленные по-штормовому, на месте. Перестал, правда, вращаться виндекс, и в дальнейшем пришлось полагаться только на электронный ветроуказатель. Впоследствии выяснилось, что то ли ветром, то ли волной сорвало с крепления пластиковое основание антенны, на которой вертится флюгарка, и ее заклинило. А еще опять разболталась головка баллера, что доставляло неприятностей при рулении. Затягивать же болт на таком ветру и волнении было не сподручно.

Второй шквальчик мы захватили только частично, его "Вентура" с честью выдержала.

Антона стало тошнить еще сильнее, и даже советы держать голову ровно и смотреть на горизонт вкупе с удачным кормлением рыб, вновь принятой дозой антиблевина, отпаивание водой, не возымели эффекта. Он уже позеленел настолько, что почти терял сознание. Мы уже подходили к линии разделения движения, уже открылись датские берега, и я готов был идти дальше, но состояние старпома ухудшалось, и было принято решение возвращаться в Германию и идти до Хайлигенхафена, где имелась защищенная от южных и западных ветров бухта, в которой можно стать на якорь и, как минимум, переждать непогоду. А там уже будем решать, куда дальше двигаться. Как бы то ни было, в таком состоянии и с такими проявлениями морской болезни дальнейшее путешествие не имело смысла.

Ветер заходил на запад. Бакштагом правого галса, уже практически ночью, долетели до Хайлигенхафена и бросили якорь почти у самого берега рядом с другими яхтами, пережидавшими там недобрую погодку. Ветра и волнения в бухте не было, и мы завалились спать до утра.

16.06.24

Весь день мы простояли на якоре. Первым делом обрезали стойки тента, чтобы можно было не убирать гик, и это оказалось весьма правильным решением. Места под тентом было по-прежнему достаточно, но уменьшилась парусность, и гик теперь находился над дугой, а не в стороне, так что можно было смело привязывать его к ахтерштагу на стоянках. Шкот по-прежнему оставался прикрепленным к гику, и снимать его при установленном тенте мы решились, аж спустя несколько дней. Я занялся головкой баллера. Из-за постоянной разболтанности узла в прошлом, о чем написано в прошлогоднем рассказе, алюминиевая головка успела довольно ощутимо сгрызться в трубе баллера, приобретя зазор. Пришлось еще сильнее затягивать болт, стягивающий их вместе, опасаясь, что резьбу сорвет, и мы в очередной раз окажемся посреди моря без руля, хотя и с ветрилами, но совершенно бесполезными в такой ситуации. Зазор заполнил полиуретановым клеем, чтобы он препятствовал провороту. В дальнейшем узел работал без нареканий, но я подумываю над тем, чтобы стянуть баллер и головку мощным хомутом от подседельной трубы велосипеда, чего не смог сделать в Ольбии в предыдущем плавании. Но пока держит - и ладушки...

На обед сообразили ставшей уже доброй традицией свинину на гриле с порошковым пюре. Снова затянуло небо тучами, и нас накрыло дождем, но уже никто никуда не плыл, и у нас был тент, полностью защищавший нас от дождя, ветра, солнца и дурного глаза. После переделки стоек он стал уже больше похож на т.н. "часовни" или, как тут их обзывают "Kuchenbude" - парусиновую палатку с окнами над кокпитом, весьма распространенную в северных широтах с негостеприимным климатом.

Мы снова завалились спать и проспали почти весь день до вечера. Сын младший позвонил и поздравил меня с днем папы. Задыхаясь от радости и возбуждения он сообщил, что впервые полетел на планере. Столько счастья и восторга было в его голосе, что я чуть не расплакался. К вечеру забросил удочку с приманкой из вареной креветки в надежде подцепить какую-нибудь камбалешку, но клева не было. Не судьба...

На командном совете было вынесено решение, поскольку погода клятвенно обещала исправиться и с понедельника начать новую жизнь, все-таки куда-нибудь сплавать, но недалеко, во избежание... Целью выбрали остров Фемарн, лежащий в 9 милях от нашей стоянки.

В процессе планирования перехода и подготовки выяснилось, что потек термос, купленный накануне и испытанный на подтекания дома. Где-то неплотно резинка крышки распиралась механизмом, и через неплотности сочилась вода. Пришлось придумывать как увеличить размах механизма, что и реализовали с помощью вырезанной из куска пластмассы фигурной прокладки, после чего подтекать перестало. Увы, как ни парадоксально, после этого случая так мы ни разу и не воспользовались термосом.

Нас ждал новый день, обещавший, хоть какие-то события и путешествия.

17.06.24

Якорная стоянка - марина Burgtiefe, о-в. Фемарн. 9,2 ММ. В основном - под парусом. Ср. скорость 2,6 уз. Остров Фемарн.

Утро выдалось солнечным, небольшой ветер с запада гнал редкие облака. Из Хайлигенхафена тянулась вереница яхт и брала курс на север, исчезая за горизонтом. Прошлепал в сторону полигона не то тральщик, не то торпедолов Бундесмарине.

Мы свернули тент, снялись с якоря и направились на восток к виднеющемуся мосту на остров. По спокойному морю идти было нормально, Антон не жаловался на тошноту и чувствовал себя уже намного уверенней. Попутный ветер располагал к постановке парусов бабочкой, что и было незамедлительно сделано.

Весь путь до входных буев извилистого фарватера Бургтифе прошли под парусами, любуясь окрестностями и проходящими яхтами. С АИСом поначалу не заладилось, поскольку данные на Навионикс поступают через OpenCPN, и, когда программа неактивна, цели быстро теряются. В самой ОЦПН все великолепно видно, но нет карт... Так и шли, периодически переключая программы.

У самого острова спустили паруса и запустили машину. К марине вел провешенный фарватер, за которым по обе стороны подстерегали мели. Движение по нему оказалось весьма оживленным. Дойдя до развилки, мы остановились в нерешительности: прямо по курсу располагалась верфь, в которой по данным навионикса, гостевых мест не было, но там стояли подводная лодка и спасательное судно, на которые нам очень хотелось взглянуть. Марина же лежала правее. В итоге решили идти в марину, а туда либо дойти пешком, либо доплыть на тузике.

К 10 часам ошвартовались. Городок оказался небольшим, но довольно чистым и уютным. Особо радовали великолепные детские площадки с качелями в виде бумажных корабликов и списанный спасательный катер, установленный на одной из них, хотя и закрытый для игр внутри, но имеющий штурвал и приборы на пульте. Представляю себе радость туземной детворы...

Кругом в марине, помимо лодок, стояли плавучие дома, в большинстве своем - сдаваемые. Никогда не понимал концепцию плавучего дома на море, а тем более - в марине... И не пойдешь никуда, и поутру не плюхнешься в воду с разбега прямо из двери.

На краю пирса стояла смотровая башенка, на которую мы незамедлительно поднялись. Оттуда открывался живописный вид на марину и поселок. Даже визг шлифовальной машины (в башне шел ремонт, и перила шкурили для покрытия лаком) не смог помешать созерцанию окрестностей.

Цена за стоянку тоже удивила своей мизерностью - 14 евро, включая воду, электричество, туалет и душ. Удобства, скажу вам, на высоте! Такого соотношения цены и сервиса мне пока нигде еще не попадалось. Переодевшись в цивильное, мы пошли вдоль залива в сторону верфи. По дороге попалась сувенирная лавочка, куда мы не преминули заглянуть и приобрести магнитики.

День поначалу радовал теплом и солнцем, от которых мы уже успели за мрачные выходные отвыкнуть. В воздухе стоял аромат каких-то пряных трав, отчего на душе становилось легко и радостно, а дорога - легкой и короткой. Кое-где по обочинам уже наливались еще зеленые редкие черешни и ягоды боярышника, а коринка на окраине одной из усадьб уже была вполне зрелой и вкусной.

Так, неспеша, дошли до верфи. Вход в подводную лодку и в спасательный корабль стоил по 12 евро, и мы решили, что одной лодки на сегодня хватит. Побродили по небольшому музейчику перед подлодкой, посмотрели фильм про то, как ее поднимали и устанавливали на берегу. Кому интересно, по ссылке можно получить информацию о лодке.

Внутри подводных лодок я уже бывал в Шпайере и в Бремерхафене, поэтому особого впечатления на меня она не произвела, но было интересно представить себя внутри плавучего гроба в момент, когда на корабль сыпятся глубинные бомбы, по перепонкам лупят разрывы, из перебитых трубопроводов то там, то тут хлещут тугими струями забортная вода и перегретый пар, а из аккумуляторной ямы зеленым туманом клубятся пары хлора. Снимаю шляпу перед подводниками. Воистину смелые люди...

Антон же, впервые побывавший внутри подлодки, был в полном восторге. После посещения музея вернулись в марину. Надо было поторапливаться, поскольку ветер уже нагонял суровую стену грозовых туч. Уже на подходе к пирсу, где мы стояли, забарабанили крупные капли. Благо, неподалеку оказалась беседка, в которой, помимо нас, укрылась еще немецкая семья из бабушки, средних лет олигофреничной тетушки в инвалидной коляске и 2 девчушек, лет 6-7, то и дело с визгом и воплями носящихся по беседке, то под дождь, то обратно.

Вскорости ливень с грозой прекратились, и снова над лесом мачт заголубело небо, и воздух наполнился свежестью, которая бывает только после грозы.

Мы вернулись на лодку, пообедали и снова до вечера завалились спать. Прогноз пророчил на завтра ветра и, возможно, дожди, поэтому дальнейшая судьба нас и нашего путешествия зависели от него, как никогда. Решено было дождаться утра и решать проблемы по мере поступления. А пока - отдых на набережной, любование закатом и трубка с добрым датским табаком...

18.06.24

Марина Burgtiefe, о-в. Фемарн - марина Лангё, 53,5 ММ, ср. скорость 5,2 уз.

Там за морем, в чудесной стране будем жить мы, не ведая горя...
Надо только сперва переплыть это море..."
Р. Чебыкин "Крысолов"

Едва проснувшись, я полез смотреть погоду и строить планы на день. Прогноз обнадеживал - ветер до 6-7 узлов, в основном, днем солнечно и без осадков, и только под вечер намечалось усиление ветра и дожди. Было решено испытать судьбу и рвануть через пролив. На южном берегу, кроме совершенно неинтересного с точки зрения достопримечательностей и не имеющего яхтенного порта Рёдби да небольшой стоянки в Крамнице, ничего не было, а потому мы решили брать сразу свиню за пятак и идти до Лангё. Места там отмелые, но, если состояние моря и Антона позволяло, то почему бы и нет?

К 7 мы собрались и вышли из порта. Тарахтя мотором, прошли фарватер, обгоняемые попутными яхтами, на выходе поставили паруса и пошли на восток, огибая Фемарн с восточной стороны. Могли бы сразу же свернуть на запад, но дул западный ветер, и, пока он был приятным и не порывистым, пошли на фордаке с поставленными на бабочку парусами. Небо подернуто на юго-востоке легкой дымкой, в основном ясно, солнце еще не успело включить свой кипятильник... Красота! Неспешно прошли маяк на восточном мысе Штаберхук и завернули на северо-запад.

За лодкой волочилась приманка, но рыбы на нее не обращали внимания. Так проплыли мимо радарной станции Бундесмарине и направились в сторону Дании, которая уже виднелась на горизонте.

В проливе ветер слегка усилился, и мы бодро пошли в некрутой бейндевинд, делая около 5,5 узлов под полной парусиной, что для "Вентуры" является ее максимальной крейсерской скоростью.

Вскоре приблизились к паромной переправе и к линии разделения движения. К этому времени ветер стал стихать, и паруса уже не давали нужного хода. Зато появилась довольно ощутимая зыбь. Опасаясь, как бы чего не вышло, я часто справлялся у Антона о его состоянии, но он пока держался молодцом. Паромы сновали довольно часто, а большие пароходы вереницей пробегали с запада на восток и обратно, посему мы запустили Тарахтелло и свернули от проложенного курса слегка правее, чтобы не мешать паромам и пересекать полосу разделения движения под прямым углом. Так дошли до датских берегов. Антон фотографировал паромы и грузовые суда - они были для него в диковинку, а я любовался морем и высматривал в бинокль незнакомые места.

В районе Риддертофте заштилело вовсе. Ленивая зыбь еще качала "Вентуру" на пологих волнах, но в целом, море стало спокойным и ласковым. С юго-запада натягивало слоистую облачность, не предвещая ничего хорошего, но это - не сейчас. А пока, разгоняя форштевнем пенные усы, "Вентура шла на северо-запад к намеченному месту стоянки. Паруса спущены и свернуты, Тарахтелло мурчит под нос свою монотонную песню.

Наконец дошли до Лангеландского пролива с его оживленным движением. Где-то на горизонте замаячил датский эсминец. Да, неспокойно сейчас во внешне спокойном и обманчиво-мирном Балтийском море...

Учитывая обширную мель перед Альбуенской косой, пришлось держаться ближе к проливу, любуясь проплывающими мимо исполинскими контейнеровозами и паромами из Торса. Мимо нас протопал какой-то сейнер и запетлял по узким фарватерам в сторону Накскова. Мы же свернули направо к причалам Лангё.

cПеред высадкой на датский берег конкистадор Антон соорудил из своей шляпы с помощью прищепок воистину адмиральскую треуголку и был готов вонзить священный крест в Terra Incognita, нарекая ее Антонией во славу какой-нибудь королевы Иоланты...

У самого входа в порт справа стоял немецкий катер с пожилой парой на борту, а перед ним было свободное место для швартовки лагом, коим мы и не преминули воспользоваться, прогулявшись по марине и не найдя более удобной стоянки. Как раз совсем рядом были столики и места для гриля, а остатки свинтуса еще лежали в холодильнике в ожидании своего звездного часа.

Небо уже вовсю заволокло плотной тучностью, но стояло полной безветрие и гладкая вода в заливе, глубиной не больше метра, просматривалась до дна довольно далеко от берега.

Вскорости начали донимать мелкие мошки да комары, но это, увы, неизбежно в таком районе со стоячей водой и обилием растительности. Лодку задраили сетками, а мы, заплатив за ночлег в автомате, расположились за столиком возле удобного гриля. Из погребов была вынута покрытая пылью и паутиной бутылка портвейна 80-х годов, припасенная как раз для подобного рода случаев. Пробка, ясное дело, пришла в состоянии трухи и штопором не вынималась, поэтому пришлось ее остатки протолкнуть в бутылку и выковыривать крошку уже из бокалов, но оно того стоило. За годы вкус вина не ухудшился, и мы поднимали тосты за удачный переход и предстоящие походы, заедая его добрым барбекю и мариноваными грибами.

Остатки вина и шашлыка отнесли на лодку по окончании ужина.

К половине десятого из-под низких туч выглянуло закатное солнце, окрасив марину и залив золотисто-красным цветом. Самое оно для завершающего день фото. Назавтра предполагалась экскурсия по деревне и осмотр местных достопримечательностей, если таковые нам встретятся.

19.06.24

Лангё-Наксков, 3,6 ММ, трек не сохранялся.

С утра проснувшись, наскоро перекусив, мы отправились бродить по Лангё. Деревенька оказалась совершенно пустующей и безлюдной. Один раз мимо нас проплелся почтальон на машине да еще какой-то фургончик сервисной фирмы прошкандыбал в сторону цивилизации. Обойти Лангё оказалось делом всего одного часа, включая обозревание окрестностей и съемку. Несмотря на небольшие размеры, селение оказалось довольно живописным. Ухоженные и ставшие уже привычной частью пейзажа приземистые скромные домики дополнялись интересными и необычными "инсталляциями" вроде "Оптимиста" в качестве крыши для остановки или клумбы из старой лодки, а так же дороги, огражденной вехами для фарватера. Все, как положено - зеленые "елочки" и красные "метелочки" :)

Мы бродили по улицам в надежде увидеть хоть одного живого датчанина - не тут-то было. Как будто все куда-то разом подевались - как после взрыва нейтронной бомбы или в постапокалиптическом триллере. Над головами с ревом и надсадным воем носился, отрабатывая пилотаж, какой-то F16, чьим дымящимся обломкам, возможно, суждено будет вскоре стать досадной помехой для хлеборобов. А пока - пусть себе выпендривается без оружия в еще мирном балтийском небе...

Ветер начал крепчать, и мы вернулись в марину с мыслями, куда направиться, чтобы провести остаток дня. Было решено сходить в близлежащий Наксков и там побродить, и уже наутро решать, что делать дальше. Мы отдали швартовы и направились в город. До большой марины Накскова было не больше 4 миль, но путь пролегал по узким провешенным фарватерам, где метр в ту или другую сторону мог означать посадку на мель, что было бы неприятно даже для "Вентуры" с ее подъемным килем, и в условиях довольно сильного ветра могло принести еще больше проблем. Поэтому шли на моторе. Втиснувшись верблюдом в игольное ушко входа в порт, мы стали у причала. Автомата для оплаты не было, как и капитана марины, так что пришлось оставлять деньги за ночлег прямо в конверте в почтовом ящике.

По дороге в Наксков нам попались алычевые деревья, усыпанные еще зелеными и дико кислыми, но все-таки вкусными плодами, утолявшими жажду, так что не преминул воспользоваться такой оказией. Без последствий для здоровья...

Наксков встретил нас видом на завод ветряков, у причала которого стояло под погрузкой какое-то судно для перевозки лопастей. Пройдет еще немного времени, и еще одна игрушка богатых изуродует собой морской или береговой пейзаж каких-нибудь даний или германий в безликой череде таких же новомодных изделий.

В отличие от Лангё, улицы города были наполнены праздношатающимся народом. На въезде обнаружился даже супермаркет "Лидл", что не могло не радовать в плане пополнения запасов продовольствия.

Мы побродили по улицам, зашли на почту - отправить открытки и поискать магнитики, но ограничились только открытками, потому что ассортимент магнитов не располагал к покупке. Затем побаловали себя довольно вкусным, хотя и дорогим по нашем меркам мороженым. Следует отметить, что со времен моего прошлого путешествия по Дании правили торговли слегка изменились. Как и раньше можно расплачиваться наличными еврами, но, если раньше ты получал сдачу кронами, то теперь и ее возвращают еврами. С одной стороны - приятно, а с другой - Антон искал возможность привезти своим домочадцам датские кроны. В конце концов, кто ищет - тот обрящет, и кроны он все-таки раздобыл.

Несмотря на ветер, стояла довольно жаркая погода. Мы слонялись по городу как заправские зеваки. Даже на вокзал забрели, где я не удержался и сфотографировал симпатичный желтый тепловозик.

Пошли обратно мимо школы неподалеку от вокзала, стены которой были украшены чертовски классными граффитями. Нам еще не раз встретятся расписные школы, но эта была вне конкуренции. И не поймешь, кто рисовал - сами ее ученики или более продвинутые художники. Куда там бенксям!

А так - городок - как городок. Старые домики под черепичными крышами, водонапорная башня, кирха (само собой разумеется - в честь св. Николая, а как же еще в обители моряков и рыбаков). Особо понравились клумбы прямо у стенки дома - смотрится весьма необычно.

Возвращаясь в марину, заскочили в Лидл, накупили всякого на поесть и разнообразить рацион - хлеба, пива, варенья и яблочного сока, холодную заиндевевшую бутылку которого с удовольствием распили прямо у магазина.

По дороге обратно обратили внимание на севшую на мель лодку, которая лежала, накренившись под всеми парусами в стороне от фарватера, а шкипер по пояс в воде пытался стащить многотонного левиафана на глубину, ухватившись за фал. Не помогло...

Мы еще с добрый час сидели на скамейке напротив, наблюдая и снимая, как несколько рыбацких баркасов тщетно пытаются ее отбуксировать. Даже, когда мы вернулись к лодке, спасательная операция еще долго не завершалась - в марине даже собрался "совет в Филях", где шкиперы баркасов совещались, как сдвинуть яхту с места, учитывая сильный порывистый ветер и немелкие такие волны. Увы, плоды их совещаний в реальном времени нам так и не удалось увидеть - после плотного ужина мы завалились спать. Наутро лодки на мели не оказалось - значит, все-таки сняли. Вот и ладушки...

20.06.24

Наксков - Марсталь. 21,2 ММ. Трек не сохранилcя.

С утра еще не знали, куда двигаться дальше. Ветер не утихал, в прогнозах маячили дожди и туманы, хотя на текущий момент небо еще было покрыто редкими слоистыми облаками. Решили двигаться в сторону Марсталя, где мне уже приходилось раз бывать, а Антону было на что посмотреть, тем более, что я рассказал ему про церковь с моделями кораблей под потолком. Выдвинулись довольно поздно. Прошли по извилистым фарватерам до выхода в пролив, где сновали здоровенные контейнеровозы и паромы, и взяли курс на Марсталь. Вопреки предсказаниям погоды, заштилело, только небольшая зыбь качала "Вентуру" на зеленоватой волне. Пришлось убрать паруса и прибегнуть к помощи Тарахтелло.

Часам к двум подошли к южной оконечности острова Лангеланд, пройдя мимо маяка Келдснор фюр. На берегу было пустынно. Несколько рыбаков с удочками да отдыхающие пары можно было разглядеть на фоне песчаных обрывов. По левому борту нас обогнал какой-то сейнерок, приветственно дав гудок.

На фоне острова замаячила какая-то шхуна под всеми парусами, совершенно неподвижная по отношении к береговым ориентирам. То ли на ней не было мотора, то ли его принципиально не хотели запускать - знали только Один да, возможно еще команда на шхуне. Не исключено, что матросы на ней отчаянно свистели и скребли мачты изо всех сил, призывая хоть какой-нибудь ветерок.

Сила нашей оптики не позволяла разглядеть, что это был за корабль и под чьим флагом. Но при максимальном цифровом увеличении телефона Антона удалось хотя бы сохранить его образ для потомков.

Дальше до Марсталя дошли без особых приключений и интересных событий. Море совсем сгладилось, и только пенные усы из-под форштевня нарушали его зеркальную поверхность. На этот раз, в отличие от прошлого, найти место у понтона не составило никакого труда - марина не сказать, чтобы была пустой, но свободных пеналов оказалось много, чем мы не преминули воспользоваться, став поближе к удобствам. Ошвартовались уже в половине шестого. Времени было еще много, так что мы отправились бродить по Марсталю, наслаждаясь тишиной и долгим световым днем. Небо предвещало скорую перемену погоды, но это будет потом, а пока...

К моему большому сожалению, рыжего разбойника, встречавшего меня в прошлом путешествии мурчанием и мявканьем, я не встретил. Его замещал менее рыжий и наглый, зато не менее толстый и невозмутимый полосатик, лениво возлежавший на дорожке рядом с клубным строением. Нехотя дав себя погладить, он практически не реагировал на ласку и на контакт не шел. "В такую рань, в такую даль..." Что с него взять?..

За 3 года Марсталь слегка изменился. В музее под открытым небом добавились экспонаты, появился павильон с судовыми моторами, куда мы, к сожалению, не попали. Старый пират на углу морского музея все так же всматривался в даль в ожидании добычи.

Почти музейным экспонатом смотрелся ремонтируемый гафельный кеч, стилизованный под старину, нетерпеливо ожидающий скорого спуска на воду...

В мастерской по ремонту моторов сделали ресторан, где на большом экране следили за успехами датской команды размалеванные красно-белыми флагами болельщики в рогатых шлемах. У центрального причала была пришвартована трехмачтовая шхуна под голландским флагом, приписанная, однако, к Гамбургу. На нее возвращались какие-то подростки со следами посещения портовых кабаков по случаю Футбола и дефицита интеллекта на лицах. Строгая тетенька загоняла эту ораву на борт. Некоторые даже не спотыкались...

Я разговорился с тетенькой. Оказалось, что это - коррекционная школа из Гамбурга проходит такую специфическую терапию морем. Тут я проглотил язык, поскольку от такой "терапии" я бы в возрасте этих товарищей не отказался, даже если бы для этого пришлось корчить из себя олигофрена. Дальше - прогулка по узким и совершенно безлюдным (Футбол. Футбо-о-ол!!!) улицам Марсталя. Заглянули в супермаркет Super Brugsen где нашли наконец-то то самое вкусное ежевичное варенье, о котором мечтал все эти 3 года, купили пива, хлеба, ну и еще чего-то по мелочи.

Следующим пунктом нашей прогулки была та самая церковь с корабликами под потолком. Увы, время позднее... Закрыта. Решили обязательно посетить ее на следующий день. А так - Марсталь остался тем же, что и 3 года назад. Все та же северная красота, создаваемая из мелочей и подручных средств. Ну, не без тролля, конечно...

Вернулись на лодку уже к половине девятого - помыться, поесть, полюбоваться яркими красками неба на закате, выкурить трубку - и спать до утра.

Назавтра предстояло посещение церкви и добыча бензина, поскольку моторить пришлось довольно долго, и кто знает, где еще удастся раздобыть горючего. А после этого - курс на Свенборг.

21.06.24

Марсталь - Свенборг. Трек не сохранился. Практически весь путь под парусом.

Проснувшись и наспех позаватракав, побежали к открытию церкви. К нашей удаче ее уже открыли, но прихожан еще не было, и мы смогли налюбоваться парящими кораблями. Для Антона это стало вообще открытием. Еще бы заиграл орган, - можно было бы вообще перекреститься в лютеране.

От церкви спустились вниз к заправке. Бензин был дороговат, но был, а посему мы пошли на лодку за канистрами и вернулись, рассчитывая заправиться. Однако, нас ждал большой облом: Бензин был только с 10% спирта, и варианта "бензин - в канистру, спирт - в глотку" предусмотрено не было, а кормить Тарахтелло подобной бурдой мне не хотелось. М-да... Засада-с...

Ладно, не солоно хлебамши, поплелись в сторону марины.

В начале десятого "Вентура" отдала швартовы и покинула Марсталь, направившись в Свенборг, ну или Свендборг - кому как больше нравится. Юго-восточный ветер был нам попутным, но небо уже затягивало тучами. Прогноз погоды пророчил ливни, и мы торопились, чтобы успеть прогуляться по городу и не промокнуть. А для этого пришлось наплевать на прокладку и срезать углы, полагаясь на малую осадку и фут-другой под килем, согласно промерам.

В Свенборгском проливе приходилось держаться за кромкой фарватера, уступая дорогу шнырявшим во всех направлениях паромам.

По левому борту проплывали роскошные виллы зажиточных датчан, уже наплевавших на протестантскую скромность, но еще не достигших размаха цыганщины Новых Русских на Рублевке...

На подходе к городу убрали паруса и затарахтели мотором. Похолодало. Пришлось накинуть куртку. Нам навстречу прошлепал старинный пароходик Helge, катавший немногочисленный в такую погоду народ по местным островам и рукавам Южно-датского моря.

Прежде, чем зарулить на стоянку в марину прошли в центр города, рассматривая судоремонтный завод, музей парусного спорта и исторические суда, стоявшие за забором. Заложив круг вдоль центральной набережной, мы зашли в туземную марину Svendborg Lystbådehavn и ошвартовались там, где-то к половине третьего. Городок нам понравился, несмотря на усиливающийся порывистый и заходящий на норд ветер и периодически срывавшийся дождик.

Ступенька на носовом релинге расшаталась в своих креплениях, и мы, подставив под нос лодки полотенце, чтобы не уронить крепеж и инструмент в балтийскую волну, заколотили чопики в разбившиеся отверстия и водворили ступеньку на место. Без потерь...

Стоянка в Свенборге оказалась дико дорогой даже по меркам Дании. Если в среднем мы платили по 20 -25 евров за ночь, включая воду, электричество и санитарию, то там с нас содрали почти 35. Пришлось проглотить пилюлю, ибо Свенборг стоил мессы.

Переодевшись в цивильное и накрыв лодку тентом, мы отправились на поиски впечатлений, осмотр достопримечательностей и знакомство со Свенборгом. Оно, это самое знакомство, началось с, казалось бы, совершенно нехитрого, но от этого не менее оригинального рисунка, обыгрывающего самую банальную доску на заборе. Браво неизвестному художнику!

В процессе знакомства с городом мы еще не раз встретим потрясающие рисунки, инстялляции и "партизанское" искусство. Чего-чего, а датчане на это - большие мастера. Через каких-то 100 метров по улице, натужно пердя и отплевываясь сизым дымом, прожужжала кавалькада байкеров на... мопедах! Штук 15. С ящиками пива на багажниках и лисьими (или еночьими - черт теперь его разберет) хвостами на палках. То еще зрелище для неискушенного путешественника...

Подождав у переезда, пока откроется шлагбаум, пропуская прибывающий рельсобус, мы вошли в старый город. В сравнении с теми местами, где мы были до этого, Свенборг оказался город-городом. Гуляющие горожане, много молодежи, фонтаны, мостовые и множество лавочек, магазинов, кафешек и прочих заведений придавали ему неповторимый колорит. На площади под навесом играл джазовый оркестр, так что с удовольствием задержались послушать музыку.

Обошли центр. От долгой ходьбы стала донимать правая нога - давали о себе знать порванные еще в январе связки голеностопа и артроз там же. А тут еще напасть - разыгрался спастический бронхит, который усиливался с каждым шагом. Перекрыло дыхалку - хоть задыхайся. Для таких целей у меня имеются баллончики со спреем, но, согласно закону подлости, они остались на лодке. Ну, думаю, сейчас бегом в ближайшую аптеку, благо удостоверение врача всегда со мной, куплю баллончик - и снова можно жить и радоваться жизни. Оставил Антона под аптекой и зашел внутрь.

Внутри толпа. Чтобы тебя отоварили, нужно взять талончик и дождаться своей очереди. Взял талончик, стою, хриплю, пытаюсь продышаться... Помиратор включен и набирает обороты. Народу и персоналу до меня нет никакого дела. Люди стоят взять какие-то пастилки от горла и еще подобную хрень. У меня уже начинает кружиться голова и мутиться рассудок... Через 20 минут подходит моя очередь. Провизор неторопливо берет мое врачебное удостоверение и начинает загонять данные в комп. Пальчиком. Неторопливо... Не прошло и 10 минут, - о, чудо! Выдает мне лекарство. Моя страховая карточка почему-то у них не действует - плачу полную стоимость, а это 30 с копейками еврорублей. Спасен! Хватаю баллончик, начинаю его трясти, чтобы размешать, и... Баллончик вылетает из мундштука, улетает в глубину зала и разбивается на каменном полу... Бинго!

Я, уже сползая на пол, с посиневшими губами и глазами, полными слез, пытаюсь на смеси жуткого английского, хорошего немецкого и русского непечатного попросить еще один баллончик, поскольку прямо сейчас им придется вызывать полицию, чтобы вывезли труп немалого веса и объема. И это все происходит на глазах толпы, провизоров и под всеми камерами, коими аптека утыкана, как барбоска - блохами.

Снова неторопли-и-и-во провизор перебивает какие-то номера, а я уже слышу чарующие звуки арф горних ангелов и звяканье ключей на пальце Святого Петра... Еще минут через 5 трехпалый ленивец по ту сторону стойки протягивает мне... бумажку, в которой нужно расписаться. Слабеющей рукой вывожу подпись... Ы-ы-ы-ых-р-р... И вот, Аллилуйя! - Долгожданное спасение. Благо, на этот раз платить ничего не пришлось... Зажав уже двумя руками живительный баллончик, чтобы никуда не вылетел, делаю пару конвульсивных вдохов. "Будем жить, ребята!.." Через пару минут наступает долгожданное облегчение. Теперь точно поживу еще немного. Аплодисментов от толпы за волю к жизни я так и не дождался. В этот момент мое до того благостное отношение к Дании и датчанам дало трещину.

В итоге Антону пришлось ждать меня под аптекой добрых 3/4 часа. Когда я наконец-то отдышался и пришел в себя, мы побрели слоняться по городу. Нога болела, но еще относительно терпимо. Прошлись мимо вокзала в сторону порта, улыбаясь при виде ученого монаха с кирпичом, бычком и пивной банкой в руках, убедившись, что студенты - они и в Дании - студенты.

Прошлись по Старому Порту, где стояли корабли разных времен и эпох, постояли, разинув рот, у автомата по аренде байдарок, который что Антон, что я, видели в первый раз.

Антон вел меня к возвышавшейся над городом мельнице, а мой чертов голеностоп уже настойчиво давал о себе знать, поэтому я отправил Антона к мельнице одного, а сам остался его ждать в живописном уголке на очень музыкальной скамейке.

Вообще этот уголок порадовал разнообразием всяческих художеств.

Жалко только, что погода не особо располагала к любованию - периодические дожди и хмурое серое небо не давали на все 100% насладиться архитектурой и уличным искусством. До мельницы Антон все-таки дошел...

Мы вернулись обратно в Старый Город и еще долго бродили по его улочкам, на одной из которых зашли в какую-то барахольную лавочку и купили чистилку для картошки. Шведскую с деревянной ручкой, тупую, но дешевую. Благо, точилка для мультитула всегда со мной, так что недостаток оказался легко устраним.

Чего только не встретишь на улицах Свенборга! Оказывается, Киндер-Сюрпризы бывают не только для детей, а про расписные датские школы я уже упоминал ранее.

Если мне еще когда-нибудь удастся побывать в тех краях, обязательно загляну в него еще раз. Только бы погода не подвела...

Когда до лодки уже оставалось не так уж и много, хлынул ливень. Если куртки еще держали такой напор воды, то обувь и штаны умудрились промокнуть до нитки. Мы заскочили на лодку, закрыли за собой тент, переоделись в сухое и устроились в кокпите чистить картошку на ужин. После нехитрых манипуляций с точилом шведская овощечистка вновь приобрела свою первоначальную остроту, благо металл качественный, и вскоре полная сковорода жареной картошки, сдобренная отборной тушенкой, благоухала на всю марину, назло потокам воды, льющимся из прохудившихся небес.

После такого славного ужина мы улеглись спать, включив бензиновый наш обогреватель, который за ночь не только согрел наши туши и души, но и высушил одежду. Следующим пунктом нашего путешествия был Рудкёбинг, что на острове Лангеланд. Но это уже завтра...

22.06.24

Свенборг - Рудкёбинг - Ристинге. Трек не сохранился.

Проснулись мы неуютным и серым туманным утром. Дул порывистый юго-восточный ветер, и нам совершенно никуда не хотелось идти. Но очередной этап путешествия уже был намечен, а посему мы собрали защищавший нас от дождя и ветра тент в рундук и отчалили в поисках дальнейших приключений и впечатлений. На этот раз промежуточным пунктом плавания стал Рудкёбинг, который я уже проходил в Хождении за 2 Бельта, и у которого мы с Арменом тогда потеряли столь нужную на яхте штуку, как больничный гусь.

До Рудкёбинга было всего около 10 миль по генеральному курсу. Учитывая погоду, грот решили не поднимать - шли под генуей. Ветер задорно гнал "Вентуру" по проливу Турё. На противоположном берегу под обрывом и укрытием нависающих деревьев вальяжно разлеглись пегие коровы.

Навстречу прошел, шелестя буруном под форштевнем, бутафорский пароход "Хельге" - наш старый знакомый, встреченный днем ранее. Нет, все-таки, что ни говори, а пароход без дыма, на мой взгляд, - это что-то сродни безалкогольному пиву и резиновым женщинам...

Мы шли дальше, созерцая окрестности, наблюдая за группой каякеров, не поленившихся в такой непогожий день выйти на прогулку. В небольшой бухте Трёнсе стоял у причала здоровенный тримаран, невесть как туда попавший сквозь все узости Балтики. Завидовать экипажу тримарана я не стал...

Уже у выхода из Турё нас догнал (и перегнал) сторожевой кораблик датского флота - еще один мой старый знакомый, с которым успел познакомиться в 2022 в Кертеминде, слегка заставив понервничать и ежеминутно коситься на рацию - не заставят ли остановиться и не нагрянут ли с обыском. Контрабаса на борту не было, но мало ли?.. Однако, обошлось. Матросы на кораблике были заняты нужным делом - перекуром, и, когда наши с ним пути окончательно разошлись - он взял курс обратно на Кертеминде, а Вентура - на Рудкёбинг, - мы с облегчением вздохнули.

На траверзе Лундкебугтен увидели морских свиней. Понаблюдали их немного в бинокль... Другая оптика была для них слишком слаба, чтобы оставить в памяти. Но ничего - и этого было достаточно.

В самом проливе возле острова Лангеланд было неспокойно. Мы убрали паруса и завели Тарахтелло, чтобы войти в марину Рудкёбинга. Антону удалось запечатлеть приземистый (или приводистый?..) старинной постройки парусник под пиратским флагом, прошествовавший мимо нас в на север. Не иначе за добычей...

В процессе подготовки к заходу в марину выпал за борт кранец. Не было бы счастья, так несчастье помогло - сыграли учебную тревогу с МОБом. Учитывая сильный ветер, волнение и близость мелей, это было реально сложно и получилось не с первого раза, но инструктор поставил бы нам уверенную троечку - вскоре кранец снова оказался на борту и был закреплен на леерах для выполнения своей функции при швартовке.

В марине было довольно тесно, но мы протиснулись в самый край к небольшому пирсу и стали рядом с каким-то ЛМ-27 с дамским экипажем на борту.

Было уже половина второго, когда я и Антон выбрались на берег и пошли гулять по городку. Куда конкретно идти мы не знали, потому выбрали единственно верное решение - куда ноги сами приведут.

Рудкёбинг оказался маленьким поселком с малоэтажной старой застройкой средины-конца позапрошлого века. Многие домики с того времени и не реставрировались.

В центре околачивалось немного народу - была суббота, и магазины, работавшие, в основном, до полудня, закрылись. Те же лавочки, которые оставались открытыми, все еще дарили надежду на обретение магнитов и подарков для родных. В один из таких магазинчиков мы и зашли.

Как оказалось, это был магазин-музей всевозможных украшений. Там в аутентичном интерьере и в антураже былых эпох под портретами датских правителей лежала всякая всячина, начиная от каких-то конфет, посуды, одежды, кукол и игрушечной мебели, до томных манекенов в натуральную величину (наверное, для любителей бездымных пароходов). Сам магазинчик занимал аж 4 здоровенные комнаты. Да, конечно, мы чувствовали себя там больше все-таки в музее, чем в магазине, но магниты с островом Лангеланд в итоге приобрели. Добродушная хозяйка заботливо завернула каждый в бумажку и упаковала, как драгоценность, за что ей отдельное спасибо. Программа-минимум была выполнена...

На центральной улице оставалась еще открытой мастерская по производству жестяных табличек (обычно, с названиями улиц, фамилий домовладельцев и прочих), и я уже думал заказать дочери на дверь комнаты какую-нибудь интересную табличку, но, увы, мастерская только числилась таковой. Они отправляли заказ куда-то на сторону, так что пришлось бы ждать еще неделю, как минимум, а затем оплачивать международную доставку, а потому от этой идеи я отказался.

Недалеко был еще открыт Секонд Хенд, куда я и побрел в отчаянии, оставив Антона фотографировать архитектуру. На удивление цены там оказались не сильно отличные от привычных немецких, и я выбрал жене курортную шляпу, а дочери - "не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку", от которой она пришла в дикий восторг. Вскоре подошел Антон и тоже купил чего-то для "дому, для семьи". Что именно - я уже и забыл, а спросить - не с руки...

Дальше уже шли, слегка нагруженные покупками. Шляпа так и норовила выскочить из рук и покатиться по ветру. Но все равно побродили по извилистым улочкам, вдыхая терпкий угольный дух 19-го века, спустились к порту, где в каком-то гараже стоял не то в качестве экспоната, не то на реставрации представительский автомобиль годов, эдак 10-20-х века 20-го. Посидели на лавочке в старой марине, полюбовались практически ручными селезнем и его селезенкой уткой возле одинокой забегаловки и вернулись на лодку.

Поврежденный голеностоп, натруженный походами по населенным пунктам, разболелся еще сильнее, так что до марины я дошел, уже изрядно хромая.

Нужно было уже выходить на отдаленный рыбацкий хутор Ристинге, где мы планировали стать на ночлег. Ветер усилился и зашел на юго-запад, что нам было очень даже выгодно. К тому же он довольно быстро разогнал низкую давящую облачность, и засияло солнце. Выйдя из марины, Вентура пошла, а точнее - полетела под одной генуей 5-6-узловым ходом вдоль длинного пологого берега Лангеланда на юг.

Уже через час с копейками мы, борясь с ветром и волной, осторожно протискивались верблюдом сквозь игольное ушко узким - всего в пару метров - провешенным фарватером к бревенчатому причалу. А кругом глубина по полметра. Как у Высоцкого: "чуть правее наклон - упадет, пропадет. Чуть левее наклон - и его не спасти"... Кое-как удалось собрать все кранцы на один борт и привязаться. Все равно лодку било волной о причал, и я опасался, что рано или поздно какой-нибудь кранец сдаст, и тогда нашему путешествию точно придет тот самый полярный, пушистый и не в меру упитанный. Но и на этот раз обошлось. Зато во время этого короткого перехода я умудрился разодрать свои непромокаемые штаны, заменить которые оказалось нечем. Жалко. Хорошие были штаны...

Платить за ночлег нужно был через какое-то местное приложение, но мне абсолтно не хотелось заморачиваться такой ерундой, поэтому я нашел какую-то бумажку, написал на ней название и размер лодки, вложил 20-ку и бросил в почтовый ящик. Думаю, не обиделись...

Так под завывание ветра, плеск волн и скрип кранцев мы поужинали и завалились спать. Я планировал закончить путешествие завтрашним днем, поскольку прогноз давал погодное окно в воскресенье, а затем снова дожди, ветра и холода. Очень болела нога, мешая ходить. Но самым неприятным было то, что всю неделю на полигоне перед Липпе, где мы оставили машину и прицеп, ожидались учения и стрельбы, так что вернуться в будний день у нас бы не получилось. Ну что ж... Кысмет, как говорят на востоке - такой он, селяви. И так получилось неплохо.

23-24.06.24

Ристинге-Липпе 55,5 ММ, ср. скорость 5,8 уз., макс. Скорость 7,3 уз.и Липпе-Берг уже по автобану.

С утреца, наскоро позавтракав, мы отчалили и пошли в сторону Марсталя, огибая мели. Конечно, можно было бы, теоретически, поднять киль и махнуть через промоину в косе, где ходят местные рыбачки на моторках, но особенность Вентуры, - что руль в сложенном состоянии мешает мотору и цепляется за винт, а потому даже с учетом ее осадки всего в 40 см воспользоваться таким преимуществом не получалось. Пришлось выгребать против ветра под стрекот мотора и, только дойдя до Марсталя, уже направив нос на юг-юго-восток, поднимать паруса. Ветер, зашедший на запад слегка умерил свою вчерашнюю ярость, да и волна тоже взяла небольшую передышку. Было, хотя и облачно, но в просветы выглядывало солнце, еще не успев набрать свою силу. "Займи, но выпей..." - шептала погода, однако без куртки становилось ощутимо зябко.

Мимо нас проходили многочисленные яхты и паромы, так что пришлось даже слегка выйти за фарватер, дабы не мешать более взрослым и шустрым судам, но зато, срезая углы, удалось немного сократить маршрут.

В порту Марсталя готовился к отплытию роскошный трехмачтовый барк "Артемида" под голланским флагом. Уже позже я нашел по нему информацию на сайте компании-владельца.

Вскоре он отошел от причала и начал нас догонять, неторопливо одеваясь на ходу в свои бело-палевые паруса. Как жаль, что нам было с ним не по пути - он заворачивал к западу, а наш курс пролегал восточнее. Мы уже готовы были пойти за ним, чтобы снять во всех ракурсах, но ветер предательски дул с той стороны, куда направлялась Артемида, и догнать ее нам не светило. А какой прок снимать ее пусть даже и модную... Кхм... Корму?.. :) Уж сняли, что смогли. На все, что имели.

Итак, мы попрощались с Артемидой и пошли своей дорогой, пожелав ей попутных ветров и 7 футов под килем. Море было спокойным, ветер, хоть и неслабым, но стабильным, и Вентура шла в галфвинд до бакштага правого галса на юг, держась немного восточнее.

Я развернул удочку и отпустил леску с воблерами. Антон спал в каюте. Еще не скрылись датские брега, как залился треском тормоз катушки. Рыба! Радостные вопли разбудили Антона, заставив схватить телефон и снимать, как я вытаскиваю извивающегося ужом саргана.

Рыб зацепился, как положено, - клювом, что для меня было слегка странным. Я помнил, что все предыдущие сарганы цеплялись боком. Ну да и ладно! Главное, что его отделили от клювастой башки, промыли и упаковали в холодильник на радость супруге, которой я еще в начале похода пообещал свежей морской рыбы. Так что, впоследствие, сарган был зажарен и съеден, но уже дома. Увы, кроме этого не самого крупного экземпляра, так больше ничего и не попалось.

Дорога до Липпе была будничной и заурядной. Даже в зоне разделения траффика особо не пришлось уворачиваться от БЖП, хотя я и отслеживал их на АИСе. Так, на всякий пожарный, брал первый риф на гроте, когда считал, что ветра будет несколько больше, чем рассчитывалось, а лодка набирала скорость, но затем, уже ближе к материку растравил все паруса.

Когда мы уже почти достигли нашей родной гавани, ветер здорово скис, что облегчило нам вход в марину стесненный, как шириной, так и глубиной. У стенки перед самым входом мы ошвартовались позади какого-то голландского калошевидного плашкоута со шверцами по бортам и витражными иллюминаторами в ожидании своей очереди на слип, на котором поднимали какой-то катер.

Решение вопроса: подниматься сейчас или ждать утра на якоре или в марине было принято в пользу сейчас. Было всего часов 6, так что можно было управиться до темноты и выехать в ночь, тем более - с учетом белых ночей в тех краях. Я попросил Антона сбегать на слип и сказать владельцу катера, чтобы они не закрывали шлагбаум, потому что мы собирались вытаскивать Вентуру после них, но его просьбу проигнорировали.

Пришлось идти на поклон к хафенмайстеру, который в это время в компании друзей пил пиво и смотрел футбол. Я был о людях севера несколько более хорошего и уважительного мнения, но этот товарищ оказался хамом, и мошенником. Мало того, что он на мою просьбу дать ключи и открыть шлагбаум ответил грубой бранью, что я его отвлекаю от такого важного занятия, так еще и "забыл", что я за спуск и подъем лодки заплатил вперед в день приезда, и оплатил стоянку прицепа еще на неделю (естественно не выдав никаких квитанций). Вызывать полицию не было ни желания, ни сил - болела нога и хотелось поскорее уже уехать, поэтому я отслюнявил засранцу денег за подъем, и он с барской вальяжностью швырнул мне ключи. Ноги моей больше в его "царстве" не будет. И вам не советую иметь с ним дело.

Сбегав за машиной и прицепив прицеп, я загнал их на слип, залез в воду и привязал лодку к тележке. Водичка бодрила: +8°... Еще несколько минут, и Вентура была втащена на своей тележке на прицеп. Взвыл мотор, машина натужно вытащила прицеп с лодкой на ровное место. "На, забирай!" вернул я ключ тем же тоном, каким и получил. Мало радости в таком "общении", конечно. Но это был единственный говнюк из портового начальства, из тех, что мне довелось встретить. Возможно, пока единственный...

Пока разгружали лодку, наступили сумерки. Надо было заваливать мачту, но за всеми мыслями о ноге и козле-хафенмайстере я забыл разъединить разъем навигационных огней и поставить в распорку спинакер-гик, отчего мачта рухнула на последних сантиметрах, едва не пришибив Антона, сама чуть было не согнувшись (или даже треснув) и выломав разъем, попутно оборвав провода. Мда-а.. засада. Разъем с проводами удастся восстановить несколькими месяцами позже. Мачта и Антон не пострадали.

Выехали только около 10. Уже было темно, а нам надо было еще заехать на заправку, залить полный бак и набрать канистру на дорожку. Дорога пустынная, кругом леса да кусты. Пару раз дорогу перелетала сова. В баке плескались жалкие остатки, когда мы наконец-то доехали до заправки в Ольденбурге. Наконец-то... Теперь уже точно домой.

Ночная дорога после всех перипетий была тяжелой. Глаза слипались, и нам как ни хотелось доехать быстрее, все же пришлось на пару часов остановиться на стоянке и просто поспать. Надежды на чифирь и сил уже не было. Зато, слегка отоспавшись, я уже дотянул до стоянки, где мы и оставили Вентуру до ремонта разъема и до следующего сезона. Но это будет уже другая история...

Эпилог:

25.06.24 в день Моряка мы с Антоном собрались в пивной, выпили по большой кружке темного эля за плавание, за тех кто в море и, естественно, за будущие походы. Дай бог, не последний...