МНОГОКОРПУСНЫЕ РАЗБОРНЫЕ И НАДУВНЫЕ ПАРУСНЫЕ СУДА
ПРАВИЛА ОБМЕРА
2009 г.


Утверждены Советом МАРИНС
28.11.2008 г.

Настоящие Правила разработаны Международной ассоциацией рулевых многокорпусных разборных и надувных парусных судов (МАРИНС).

1.      Общие положения

Настоящие Правила пересматриваются и публикуются каждые три года. Настоящая редакция вступает в силу с 1.01.2009 г. Никакие изменения не ожидаются до 2012 г., если МАРИНС не сочтёт внесение изменений безотлагательным.

Правила разработаны на основе Международной системы гандикапа для малых катамаранов (2001 ISAF INTERNATIONAL SMALL CATAMARAN HANDICAP RATING SYSTEM

Правила применяются к маломерным легким многокорпусным парусным судам (катамараны, тримараны, проа), используемым для соревнований, крейсерских плаваний, туристских походов и отдыха на воде.

В связи с применением рассматриваемых судов для совершения крейсерских, в том числе морских плаваний в условиях отсутствия детальных требований к их конструкции, оборудованию и снабжению, аналогичных Специальным правилам ORC для обитаемых яхт, привести наиболее общие требования, направленные на обеспечение безопасности плаваний.

2. Общие требования

Для соответствия настоящим Правилам судно должно удовлетворять следующим требованиям:

2.1.        Судно должно иметь разборную конструкцию и возможность хранения и перевозки в разобранном виде.

2.2.        Должна обеспечиваться возможность спуска судна на воду и подъёма на подходящий необорудованный берег силами экипажа без посторонней помощи и применения какого-либо оборудования, кроме находящегося на судне.

2.3.        Судно должно быть оборудовано как парусным вооружением, так и вёслами или иным движителем для движения физической силой экипажа, позволяющим двигаться со скоростью не менее 2 узлов (3,6 км/ч) на тихой воде при отсутствии ветра.

2.4.        При повреждении, повлекшем потерю воздуха любой из надувных секций или при затоплении двух смежных водонепроницаемых отсеков жесткого корпуса судно с находящимся на нем экипажем должно оставаться на плаву, не переворачиваясь. Плавучесть и остойчивость при аварии обеспечиваются секционированием баллонов надувных судов и наличием запаса плавучести в виде воздушных ящиков, пенопласта или надежно закрепленных надувных камер для судов других типов.

2.5.        Крепление баллона надувного судна к его раме не должно ослабляться при потере баллоном избыточного давления.

2.6.        Суда не должны иметь острых выступающих частей, представляющих при столкновении угрозу для других судов.

2.7.        На судах, участвующих в крейсерских (маршрутных) гонках, плаваниях и походах, должны иметься возможности уменьшения площади (рифления) грота не менее чем на 20% по высоте (если площадь паруса более 5 кв), а также уборки и постановки всех парусов без подхода к берегу.

Настоящие Правила являются открытыми, разрешая все, что не нарушает соответствия перечисленным требованиям.

В зависимости от характера акватории и проводимых соревнований организаторы могут предъявить к участвующим судам дополнительные требования, направленные на обеспечение безопасности. Такие требования должны быть отражены в Положении о соревновании.

3.      Обмер

3.1.        Исходные данные и обозначения:

AL          Наибольшая длина судна.
WL         Длина по ватерлинии.
CM          Площадь грота.
VLM        Высота грота.
CJ           Площадь стакселя.
VLJ         Высота стакселя.
CSPI       Площадь спинакера.
CB          Погруженная площадь шверта.
VLB        Глубина погруженной части шверта.

Рис. 1. Исходные данные для расчета.

3.2.        Руководство по обмеру

3.2.1.        Точность измерений и расчётов.
Измерения линейных величин производятся с точностью 0,01 м. Взвешивание производится с точностью 1 кг. Округление результатов промежуточных вычислений не производится. Обмерная площадь парусов и основная парусность округляются до 0,1 кв.м. Точность расчета гоночного балла определяется правилами применяемой системы гандикапа.

3.2.2.        Наибольшая длина судна L принимается равной измеренному по горизонтали расстоянию между наиболее удалёнными передней и задней точками корпуса без учёта бушпритов и креплений для руля. Измерения длины надувных корпусов производятся в накачанном до рабочего давления состоянии. Насадки (обтекатели) а также элементы каркаса, поддерживающие надувные баллоны и выступающие за их оконечности, включаются в измеряемую длину L. Для судов с корпусами (баллонами) разной длины измеряется самый длинный корпус.

3.2.3.        Длина по ватерлинии WL для целей расчёта принимается равной наибольшей длине AL

3.2.4.        Площадь и высота основных парусов.
Площадью треугольного паруса считается площадь его проекции на плоскость, в которой лежат три угла паруса – фаловый H, галсовый T и шкотовый C. В площадь паруса входят все нашитые ликтросы, боуты и дощечки.

Фаловый угол – место где сходятся передняя и задняя шкаторины. Точкой фалового угла считается самая верхняя точка паруса, в том числе находящаяся в нокбензельном углу гафельного грота или аналогичного по форме паруса.

В случае, если верхняя кромка шкаторины или фаловой дощечки горизонтальна, точкой фалового угла считается ближайшая к мачте точка горизонтального участка кромки.

Галсовый угол – место где сходятся передняя и нижняя шкаторины.

Шкотовый угол – место где сходятся задняя и нижняя шкаторины.

Если угол закруглен, обмерная точка находится на пересечении кромки паруса биссектрисой угла.

Если кромка паруса в месте схождения шкаторин представляет собой ломаную линию (угол срезан, имеется вырез или выступающий элемент), обмерной точкой для галсового и шкотового углов считается вершина того из углов в области схождения шкаторин, который находится ниже.

В случае, если углы находятся на одной высоте, точка галсового угла находится в том из углов который ближе к мачте, а точка шкотового угла в том, который находится дальше от мачты.

Красным цветом на рис. 2 показаны точки углов, принятые по настоящим Правилам, в тех случаях, когда они не соответствуют определениям Правил по оборудованию (Equipment Rules of Sailing).

Рис.2. Обмерные точки углов паруса.

Обмер производится при растянутом до устранения морщин парусе (кроме спинакеров). Обмер может производиться на рангоуте, для чего судно заваливают на борт, либо, если позволяет конструкция, проводят измерения со снятым рангоутом.
По прямым линиям, соединяющим обмерные точки углов паруса, измеряются (рис.3):

   Pдлина передней шкаторины,
   В – длина задней шкаторины,
   Е – длина нижней шкаторины.
Измеряются максимальные высоты серпов по шкаторинам: hP, hB, hE.

Рис. 3. Обмер треугольного паруса.

Площадь паруса вычисляется по формулам:

Полупериметр вписанного треугольника r = (P+B+E)/2

Площадь вписанного треугольника St = sqrt (r * ( r - P) * ( r - B) * ( r - E))
(либо как 1/2 произведения длины любой из шкаторин на опущенную на нее из противолежащего угла высоту).

площадь паруса S = St ± 2/3 hP ± 2/3 B hB  ± 2/3 E hE.

Знак плюс берётся при выпуклой шкаторине (горбе), минус – при вогнутой (серпе).

При применении вращающихся профилированных мачт и мачт-крыльев в площадь паруса включается добавочная площадь, создаваемая профилированным рангоутом по сравнению с рангоутным деревом круглого сечения диаметром, равным ширине профиля в поперечном направлении. Для этого измеряется ширина профиля в поперечном направлении D и в продольном направлении D1 (рис. 5), а также диаметр ликтроса d, заправляемого в ликпаз мачтового профиля.

Рис. 5. Обмер профилированной мачты.

Добавочная площадь рассчитывается по формуле S1 = P * (D1 – D – d).

Паруса с карманами для мачт или иного рангоута обмеряются по общему правилу, без вычитания площади поперечного сечения рангоутного дерева, находящегося в кармане.

Высоты парусов VLM и VLJ измеряются от фалового угла до горизонтали, проведённой через самую нижнюю точку паруса.

3.2.5.        Спинакеры.
Разрешены как симметричные, так и асимметричные спинакеры. Несение других парусов в крейсерских гонках оговаривается в Положении о соревновании или Гоночной инструкции.
Спинакером считается передний треугольный парус, для которого расстояние SMW между точками, находящимися на середине боковых шкаторин, измеренное по материалу паруса, составляет не менее 75% длины кромки нижней шкаторины E.

Для измерения SMW спинакер складывается по линии, соединяющей середины боковых шкаторин, и измерение производится по внешней кромке линии сгиба сложенного паруса (рис. 6).

Рис. 6. Измерение SMW спинакера.

Измеряется длина кромок шкаторин спинакера Pкр, Bкр, Eкр и рассчитывается периметр: L = Pкр + Bкр + Eкр

За обмерную площадь спинакера принимается одна шестнадцатая квадрата периметра S = 1/16 * L * L

Запрещаются жёсткие элементы для спинакеров, в том числе вставки по шкаторинам, латы, обтекатели. Фаловая дощечка спинакера не должна иметь ширину более 25 см. Регулировка длины шкаторин спинакера (булини) разрешается.

3.2.6.        Площадь и высота шверта CB, VLB.
При оснащении судна двумя швертами или шверцами учитывается площадь одного шверта (шверца). Для шверта, проходящего через корпус, площадь и высота шверта определяются как площадь и высота выступающей из корпуса части шверта при его полном опускании. Для шверта или шверца, размещённого вне корпуса, площадь и высота шверта определяются как площадь и высота погруженной в воду части шверта, находящаяся при его полном опускании ниже условной ватерлинии по п. 3.2.5.

Площадь погруженной части шверта трапециевидной формы рассчитывается как произведение её высоты на среднюю ширину AWB          CB = VLB * AWB.

3.2.7.    Иные измерения, если они необходимы для расчета гоночного балла по применяемой системе гандикапа, производятся согласно правилам соответствующей системы.

3.2.8.    Обмеренный парус маркируется в галсовом углу штампом мерителя или, при его отсутствии, вручную с указанием даты обмера, площади паруса в кв и первых букв имени и фамилии мерителя.
Формат маркировки: ##.##/.## ##.# ##, высота знаков 1 см.