Осенняя регата - 2002: из впечатлений участников

Фотографии Андрея Донцова и Сергея Чайкина
(в лучшем разрешении и большем количестве можно найти в Таверне).

Было здорово! Всего гонялось 36 кораблей.

Первый день был ветреный (6-7 баллов), вертушка местами показывала до 22 м/с. Были даже попытки прекратить соревнования, но народ не дал...

Оверкилей - 2
Поломанных швертов - 1
Сломанных мачт - 1
Упавших мачт - 1
Проткнутых баллонов - 1 (Успенский протаранил Рославкера).
Во второй гонке GPS на "Джонатане" показал 14.8 км/час (у Чайкина на его аппарате - на 0.1 больше). А может 15.8 и 15.9 - точно не помню...

Второй день маловетренный. В последней гонке ветер умер, так что из "маленьких" к контрольному сроку успел только один корабль (говорят - Шандыбина). Вот так.

Жалко, что с 5-метровиком я опять был один. Оно, конечно, полезно для освоения техники парусного хождения тянуться за более скоростными судами, но как не тянись - обходят, особенно на полных курсах... Впрочем один раз я "Синюю птичку" (Альбатрос) обогнал, чем горжусь немерянно.

И, вообще, гоняться полезно - я по себе чувствую, что теперь уже гораздо лучше понимаю кораблик...

Спасибо, Андрей и Сергей, за картинки! И как оперативно...

Алексей Левин (Джонатан)

Похоже, сломана была не одна мачта. То, что наблюдал я: сначала у ребят оторвалась какая-то оттяжка (наверное, на ромбовантах) на самодельном кате с Просторовской мачтой. Мачту стало гнуть со страшной силой. Возвращаться к берегу они не стали, принялись там что-то налаживать, через какое-то время мачта и сложилась.

Андрей Донцов.

Ох, побузили! Ну, побузили!

У меня вырвало с мясом кусок боута в районе шкотового угла - слоев 6 дакрона не меньше. Из-за этого в первой гонке пришли только третьими, хотя объехали почти весь флот - Святенко нас достал только на дальнем знаке.

Кильнулся тримаран Янтарь, когда пьяная компания пошла кататься в сильный ветер. Баба даже после получасового купания не протрезвела. (Эта лодка в регате не участвовала, катались со стоянки в Крапиве. Прим. Г.Ш.)

Кильнулся катамаран, возле берега. Мачтой в грунт и как я понял из-за этого и сломал ее. Рославкера протаранили на старте, когда он шел правым галсом, а таран левым. В итоге Успенского дисквалифицировали на гонку. Рославкер починился и продолжил соревнования.

В итоге убитых вроде нет, раненых мало. Покусанных осами много. В этом году какой-то ужас с ними. Меня вчера тоже таки укусила.

Сергей Чайкин

Слава не известно кому или чему (но только не уважаемой судейской коллегии) за то, что никто не утонул. Скорей всего теплой воде так как поплавать по полчаса в одежде, например в мае месяце удалось может быть и не всем.

Когда произошла авария с Дмитрием Рославкером и его тянул Успенский к берегу на расстоянии ~ 300 м от берега уже лежал Простор. Судьи в этот момент даже не смотрели на акваторию. Хотя дуло "маманя не горюй".

О поломках и оверкилях. Все произошло во время второй гонки в субботу. Я был первым. При отходе от берега у меня переложило парус (непроизвольный поворот через фордевинд). Поймать парус я не успел, так как больше боялся за голову жены. Удар паруса об ванту был такой силы, что лопнул гик в месте соединения труб. Результат - дыра в парусе и замена гика. Спасибо Сергею Новицкому - дал самоклеющуюся заплатку на парус.

Далее лег Простор. Экипаж c него снял другой Простор и ушел в гонку. Результата его не знаю, но говорили что пришел третьим в своем классе. Перевернутый на бок Простор сам додрейфовал до берега.

Примерно в этот же момент В. Успенский протаранил Д. Рославкера. И сам же его вытаскивал на берег. У Димки от удара лопнул баллон и катамаран практически затонул. Как удалось его вытащить я не видел.

На тримаране Янтарь кильнулся Михаил Химшиашвили. Марр на резиновой лодке со мной в качестве матроса подошел к ним. Но спрямить Янтарь не смогли. С трудом забрали на борт барышню и ушли на берег. После этого остаткам экипажа удалось скинуть мачту и спрямить тримаран. На берег их вывез Женя Симкин.

Где-то очень далеко от берега сломал мачту А. Дорошин. Его катамаран притащил С. Успенский. Говорили что перевернулся Паша Морозов на Змееныше, но он эту информацию опроверг.

На глазах всего честного народа кильнулся Сергей Хомяков. Он перевез из Крапивы на отсыпку народ, а при отходе от берег в галфвинд лег мачтой на воду. Но вроде как без поломок, потому что в воскресенье его катамаран был на ходу.

Сломал мачту еще один катамаран, но я к сожалению не помню фамилию его хозяина.

Итого 7 поломок за примерно 1,5 часа. Не много ли? Может быть судьям надо быть повнимательней и все-таки запрещать выход на воду при таком ветре?

И ЕЩЕ ОДИН МОМЕНТ. ЧЕСТЬ И ХВАЛА ТЕМ КТО ПЛЮНУЛ НА ГОНКУ И ЗАНИМАЛСЯ СПАСЕНИЕМ ЛЮДЕЙ. И ПОЗОР ТЕМ КТО ПРОХОДИЛ МИМО ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ ТОВАРИЩЕЙ РАДИ НЕ ИЗВЕСТНО ЧЕГО. И ДАЙ БОГ ИМ САМИМ ОКАЗАТЬСЯ В ПОЛОЖЕНИИ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ.

Михаил Шандыбин

Не все так однозначно.

Капитан на корабле сам решает что он делает, как только отошел от берега. Не всегда попытка оказать помощь - благо. Пример: с отличной от нуля вероятностью, твой подход к Янтарю и попытка поставить его на ровный киль создали бы два аварийных корабля при том ветре и твоем опыте, снять людей ты мог, но не насильно же. Я наблюдал, как три раза подходили к тому катамарану, что на одном из снимков у Сергея так красиво блестит на солнце колесами. Почему его не поставили на ровный киль - для меня загадка, но каждый подходивший к ним - просто промахивался (как мне показалось, но я-то пил пиво на берегу...), и максимум, что мог сделать - снять экипаж (для чего аварийный экипаж должен был хотеть этого).

...Тут пару лет назад было много ругани насчет "пьяный, без спаса и т.п.", копий наломали, кажись даже матом крыли... Я потом приехал на прошлогоднюю гонку, думал, будут в трубочку заставлять дышать... Короче, ты и сам все видел. Тебе как капитану решать, как ты идешь на воду...

...А вообще ты прав, банальное отсутствие нормального спасательного судна (не считать же спасателем грелку с моторчиком), отсутствие карт, отсутствие положения об оказании помощи (даже скорее о службе спасения, в том числе о поведении экипажа аварийного корабля)... Но МПТК щас некогда этим заниматься, их больше волнует квартирный вопрос. Жаль, конечно...

Дмитрий Шевелев



В организации регаты улучшить можно многое - тут нет вопроса... Но все равно - это не вина людей (если она и есть), а беда. Ну да, старт можно сделать более четким - почему бы, например не пальнуть в небо чем-нибудь громким и цветным? А то в одной из гонок Белоозеров так и не крикнул в матюгальник о начале - был занят подъемом флага, а помогать было некому - один-то не разорвешься ведь.

Как я вижу это дело?
1. Кто-то пришел погоняться.
2. Кто-то пообщаться со знакомыми.
3. Кто-то водовки попить и на поляне поваляться.
4. Кто-то кораблики посмотреть.
5. ...

А обслуживать регату (судейство, спасработы) - это значит, что кому-то надо отказаться от своего дорогого (см. 1 - 5). Спасибо Белоозерову, что он делает что может... Купить нормальное обслуживание мы не могем - (бедноваты?), а за так не хотим... Ну и получается: сколько пива - столько песен.

Да и анархисты мы еще те - Белоозерову толком не дают объявить дистанцию - прям Новгородское Вече какое-то.

Алексей Левин

Регата собрала рекордное для последних лет число участников. Отгонялись по полной программе, причем если в субботу гонки едва не пришлось прервать из-за сильного ветра, порывы которого превышали разрешенные 6 баллов, в воскресенье многим не удалось уложиться в контрольное время из-за штиля. При этом сильная дымка сделала Московское море похожим на нечто большее: берегов не видно, только словно выгравированные контуры ближних островов.

В субботу не обошлось без оверкилей и поломок. Входит в моду таран — оружие сильных духом! На этот раз его применил многоопытный экипаж Успенских, безуспешно пытаясь пропустить мирно следовавшего правым галсом Рославкера. В последний миг порыв ветра спутал карты, и вместно изящного, впритирочку, маневра образовалась полуметровая дыра в баллоне М 8, в которой крепко увяз нос "Симбы".

Вспоминая удачный прошлогодний налет Н.Кузнецова на М99 Федорова (дыра в баллоне из БЦК была еще больше), рискну понадеяться, что еще пара лихих таранов, и мода клеить однокамерные баллоны будет наконец признана устаревшей.

Восстал класс 7,5 кв.м, и борьба в нем оказалась настолько острой, что призеры определялись при равенстве очков и занятых мест, не обошлось без путаницы. Появилась тут и судостроительная новинка: С.Чайкин водрузил на баллоны "Альбатроса-16" жесткую пирамидальную раму и высокоэффективный парус с большим удлинением. Это был дебют новой лодки; когда все будет налажено-настроено, соперникам придется туго. Впрочем, этакая парусина естественнее смотрелась бы не среди "Стрижей", а в 10-метровом классе. Что ж, стаксель — дело наживное... Пока что Ж 32 завоевал еще один приз по критерию "наибольшей эффективности парусов", предложенному главсудьей В.Белоозеровым.

В 10-м классе настоящим открытием регаты стал питерский экипаж И.Колесниковича. Места 1,1,1, 2, 3 - вне конкуренции. Внешне совсем непрезентабельная лодка — никаких супер-парусов, материалов, особых конструкций не видно, а ведь всех обошел!

О спасаловке.

В клубе всегда шли разговоры о том, что надо бы купить мощную надувнуху с мотором для спасслужбы, но чего нет, того нет. Спасибо Марру, хоть он есть - все ж вытащить людей можно. Иногда были разные моторки, иногда наши же суда, но на основных регатах какая-никакая спасслужба по моему была всегда.

Оверкиль на гонках еще не бедствие, а хоть и нештатная, но случающаяся ситуация. Когда бедствие, люди зовут на помощь, подавая соотв. сигналы. Руками размахивая - это не шутка. Идешь рядом - предложи на берег. Если отказываются или если видел аварию в стороне, после финиша доложить судьям - главное, чтобы было известно что случилось. Пойдет или спаслодка, или просто судно помощнее, на которое сядут мужики поздоровее.

Никто не обязан спасать лодки. На практике всегда спасали, но этим можно заняться и потом, напр. когда стихнет. Приходилось и на другой день Мевы и обломки по камышам искать, когда пару раз гонки переходили в общую спасаловку. Категорически нельзя давать "руководить" спасработами аварийному рулевому, он себя уже показал.

Не хочет бросать лодку - его право. Главное - не подвергать опасности и свое судно и экипаж. Игры на воде могут стать недетскими, это надо сознавать. Участники обязаны оказывать возможную помощь находящимся в опасности, но при этом каждый экипаж участвует в таких мероприятиях и решает идти в гонку или нет на свой страх и риск.

Григорий Шмерлинг