Источник: сайт volgari.narod.ru (более недоступен)
Гонка для нас началась за 5 дней до старта регаты. Эдуард
спешно доделывал трёхлучевые краспицы, мне надо было успеть за
это время сшить стаксель. Как всегда это бывает, на основной
работе и у меня и у Эдуарда было не продохнуть... Только
благодаря сестре стаксель мы успели сшить (профилированный по
всем шкаторинам, с карманом для форштага). Затраты на материал
составили около 170-200 руб!! Получилась эдакая нарядная
красная блестящая шуршащая конфетка из лавсановой плёнки. Для
закупки продуктов мы таки смогли выкроить один час своего
рабочего времени.
К гонке наш «Простор» был более-менее
подготовлен: укреплены стыки продольных балок, поставлена
поперечная носовая балка, продольная центральная - под
палубой; подмачтовый шпрюйт; родные шверты заменены на два
откидных деревянных (аналогов не видели, отталкивались от идей
Игоря Виговского и Владимира Калачихина); поставили
возвращатели рулей, сделали краспицы, сшили стаксель, склеили
из ПВХ (теза) 100-литровый надувной борт (второй не успели).
Самое слабое место нашего катамарана - родные просторовские
корпуса. Изогнутые дугой, скрученные по оси, с двумя
кольцевыми бороздами по центру от перегородки между отсеками –
они значительно уменьшали наши шансы на победу в гонке.
Хорошо хоть успели ликвидировать травление клапанов (отодрали клеевое соединение, проложили с обоих сторон от отверстия в корпусе большие шайбы, вырезанные из дюраля и на герметике всё обратно закрутили).
Благодаря Андрею Бардину и нашему бессменному третьему члену экипажа, Олегу, мы смогли ночью, за день до отъезда в Елабугу, сгрузить упаковки с катамараном во дворе у Андрея дома, куда должен был подъехать грузовик.
На следующий день (26.07.03), встретившись в условленном месте и загрузив последний катамаран в «бычок», в котором основное место уже занимала «Казанка-5», все экипажи на шикарном автобусе отправились в Елабугу.
Сестра и
Олег поехали с нами в качестве группы поддержки. Как следует
отоспавшись в автобусе, на въезде в Елабугу я, наконец,
почувствовал себя человеком.
Сразу едем к дому-музею
Шишкина. Музей очень понравился. Хорошо запомнилось открытое
окно и вид, открывающийся из него. Сестра – филолог по
образованию - высоко оценила нашего экскурсовода. В соседнем с
музеем доме из красного кирпича (см. фото), согласно легенде,
держали в плену самого Паулюса.
Подъезжаем к пляжу. Народу очень много, на самый дальний безлюдный участок нас не пускает очень вежливый(!), но бескомпромисный гаишник. У них сегодня профессиональный праздник и там тусуется "элита". Позади узкой полоски пляжа начинается очень крутой подъем на высокую гору. Деваться некуда, ставим палатки на пляже. Начинаем собираться.
27.07.03
Сборы продолжаются всё следующее утро. У нас много сделано непосредственно перед регатой и ещё не успело пройти обкатку, поэтому тоже долго возимся. Всем лодкам на корпуса наклеивают номера (см. табл.).
Номер |
Название
катамарана |
1 |
"Простор" (Цветков Николай, Облаков Эдуард) |
2 |
"Простор" (Калачихины Владимир, Екатерина, Варвара) |
13 |
"Ветер" (Александр Куркачёв, Алексей Линьков) |
4 |
"Альбатрос" (Юрий Семёнов, Махмут Давлетшин) |
5 |
"Простор" (Колосов Юрий, Плотников Валентин) |
6 |
"Жёлтый Цепеллин" (Андрей Бардин, Михаил Юнусов, Сергей Майамсин) |
7 |
"Новик-16" (Александр Дыганов, Антон Дыганов, Ветошкин Виктор) |
Наконец, лодки выстраиваются в линию вдоль берега...
...и вместе с хлопком зелёной ракетницы в 14:00 отходят от берега. Ветра почти нет. Три катамарана сразу врубают вёсельную передачу, Андрей Бардин и Владимир Калачихин – явные не любители весла; яхтсмен с 25-летним стажем, Александр Дыганов, на Новике-16 в первые минуты после старта просто офигевает – такой наглости на воде он ещё не видел (он не обратил внимание, что в положении не запрещено использовать мускульную силу во всех её проявлениях). Немного отгребя от последних трёх катамаранов, ждём ветер, чтобы эффектно отойти от пляжа. Ветер окончательно стих. Берём весла, а в голове уже пролетают кошмарные мысли о 300-километровом вёсельном соревновании.
Промежуточный финиш решено сделать сразу после дебаркадера селения Котловка, примерно в 30 км от места старта. Постепенно достаём и обгоняем на вёслах «дедов» (Колосова и Плотникова), идущих на «Просторе», но с ПВХ-ашными балонами (+камера). Впереди «Ветер» и «Альбатрос». Они не только не досягаемы, но и постепенно отрываются, ведя между собой постоянную борьбу. Юра Семёнов на «Альбатро-се» постоянно экспериментирует, уходит то вправо, то влево. В один момент, там, где река делает резкий поворот, издалека показалось, что с ним что-то случилось, и он пошёл на берег практически в обратную сторону. Но нет, резкий поворот и он стремительно пошёл на сближение с «Ветром». Позже из разговора выяснилось, что благодаря этому затяжному галсу (оказывается впереди дул ветер) «Альбатрос» смог обойти «Ветер», который перегребал их на вёслах. По пути встретили большой катамаран с жёсткими корпусами
18:00, доходим до поворота Камы, ловим первый достойный ветер, а вместе с ним и первый КАЙФ. Ветер очень неровный по силе, задувает из глубоких ущелий дальнего, очень высокого берега. Стаксель-шкоты держим на руках (выбираем точку оптимального расположения блочков). Форма стакселя отличная! Если без стакселя оптимальное соотношение ходкость/острота составляла примерно 45 гр (и то после оптимизации профиля грота), то со стакселем составила около 40 гр (а иногда казалось, что и меньше)! Оверштаги стали крутить в два раза быстрее! Скорость ката при набивке стакселя ощутимо возрастает. В целом, получили всё, что ожидали, одно «но» - при растравленных шкотах шуршит уж больно сильно, на нервы действует. Отцентровал лодку так, что на участке, где дул ровный ветер в бейдевинд, около 15 мин не трогал руль. Постепенно достаём «Ветер». «Альбатрос» стремительно улетает вперёд. Сзади, давно плюнув на яхтенные правила, гребёт команда на «Новике-16». Используя вёсла и ветер, они очень медленно приближаются к нам. Все остальные остались далеко позади. Уже начинает смеркаться. Судя по карте и по лоции проходим Котловку. Дебаркадер не видно. Впереди идущие и не собираются приставать к берегу. Делаем знаки проходящей недалеко от нас на надувной моторной лодке Людмиле Геронтиевне – главному судье соревнований. Спрашиваем, почему не финишируют катамараны…? Для выяснения названия населённого пункта гл. судья едет к берегу. Действительно Котловка. Людмила едет тормозить лидеров. Несколько хаотично финишируем (не были чётко оговорены правила финиширования).
Уже в темноте финишируют Бардин (его притащил катер сопровождения) и Калачихин. У Андрея сломались крепления шверта и руля.
Общий костёр, гитара. Знакомимся ближе. Отмечаем день
рождения Сергея - корреспондента «Бим-радио», идущего на
«Жёлтом Цепеллине». Владимир Калачихин держится несколько
отдельно. Какой скромный человек в реале!
Помогли экипажу
«Ветра» поставить нижние ванты. Очень хотелось, чтобы ребята
дошли с целой мачтой. Саша хоть и собирал по инструкции, но не
увидел про них информацию, а мы знали о них благодаря
интернет-конференции «Таверна надутых парусников».
Саша Дыганов первый раз управлял «Новик-16» и больше всего сетовал, что всё время приходится держать руль чуть ли не под 45 гр, удерживая катамаран от приведения. Посоветовал ему отцентровать катамаран. Он хоть и давний гонщик (однокорпусник), но этим действом никогда не занимался. Пытался объяснить, что нужно делать, но он либо не понял, либо не поверил… Выйти из положения он решил другим способом – загрузил корму, сильнее погрузив перо руля…
Прошли около 32 км за 5 ч 20 мин. Средняя скорость 6
км/ч.
Результаты:
Место |
Номер |
Название
катамарана |
1 |
4 |
"Альбатрос" (Юрий Семёнов, Махмут Давлетшин) |
2 |
13 |
"Ветер" (Александр Куркачёв, Алексей Линьков) |
3 |
1 |
"Простор" (Цветков Николай, Облаков Эдуард) |
4 |
7 |
"Новик-16" (Александр Дыганов, Антон Дыганов, Ветошкин Виктор) |
5 |
5 |
"Простор" (Колосов Юрий, Плотников Валентин) |
6 |
2 |
"Простор" (Калачихины Владимир, Екатерина, Варвара) |
7 |
6 |
"Жёлтый Цепеллин" (Андрей Бардин, Михаил Юнусов, Сергей Майамсин) |
28.07.03
С вечера было решено стартовать на следующий день позднее, после починки совместными усилиями катамарана Андрея Бардина. Стартовали в 11:40. Дует очень слабый мордотык. Сразу врубаем мускульный движитель. Основная группа, попытавшись было отконтриться, берёт-таки вёсла в руки. «Альбатрос», «Ветер», «Новик-16» в полный штиль постепенно нас догнали и стали уходить в отрыв. К обеду подул лёгкий ветер в бейдевинд. На лавировке первые три лодки стали также стремительно удаляться от нас, как и отстающие – отставать. После второго за эти два дня резкого поворота русла реки на 120 гр идём в бакштаг, затем ставим «синюю тряпочку» (около 6-7 кв.м.) на бабочку (рис). Это бывший сшитый мною с соблюдением почти всех правил, но из плащёвки (!!), грот.
В 2001 году мы на самодельном деревянном катамаране на сильном
попутном ветре выходили, благодаря этому парусу, на глиссирование,
но тогда же его очень сильно растянуло и он уже позже на нашем «Просторе» стал выполнять функцию
стакселя-спинакера исключительно для постановки «на бабочку»
со свободной передней шкаториной, фиксированным галсовым углом
(около галсового угла стакселя) и с выносом на весле шкотового
угла. Начинаем доставать лидирующую троицу. На следующем
изгибе реки вдул мородотык. На лавировке в узком проходе между
островом и берегом удивительно быстро достаём «Ветер».
Присматриваемся к соперникам – всё ясно: 1. Слишком часто
меняют галсы. 2. Стаксель не выбран полностью, соответственно,
идут не в острый бейд, сваливаясь под ветер. 3. Экипаж сидит
глубоко в корме. Обошли «Ветер», но через пару галсов они
стали быстро нас догонять. Смотрим – все ошибки исправлены, а
идти они могут острее нас, так что очень скоро мы стали
смотреть в их удаляющуюся корму. Ветер стихает. Скоро 19:00 –
время окончания гонки. Начинаем внимательно смотреть на идущий
первым «Альбатрос», особенно когда он начинает приближаться к
берегу. Всё, он ткнулся в берег, ломимся к нему, хотя достать
Новик-16 и «Ветер» уже нереально. Вдруг «Альбатрос» срывается,
идёт дальше и останавливается около судейской моторки.
Оцениваем ситуацию: мы близко от берега, «Ветер» отконтрился к
фарватеру, ветер слабый, от берега. Решено подойти к берегу и
в ветровой тени на вёслах попытаться обойти «Ветер». Начали
вёсельный спурт, на «Ветре» - никакого движения.... ??
Подлетаем к судейской моторке:
- Финиш здесь?!
- Да
-
Уф-ф, вроде обошли.
Позже выяснили: Саша на «Ветре»
подумал, что учитывается время финиша, а несколько минут
отставания он потом нагонит, поэтому не торопился...
Уже в
сумерках финишировали «деды» и Калачихин.
Ещё
не успев пристать к берегу, Владимир начал громогласно
возмущаться местом стоянки, которую он называл не иначе, как
«полный срач» (узнал в нём вторую, стажёровскую
сущность).
Ночью при свете сильного фонаря-прожектора
(стоит около 2000 руб) экипаж «Ветра» отлавливал идущего на
вёслах Бардина (катер сопровождения уехал пополнять запасы
бензина). Андрей днём попал в грозу со шквалом (на фотографии
видна эта гроза издалека);
К берегу пристать не смог (из-за зарослей кустарника, на которые
чуть не выкинуло), большая часть вещей промокла, опять
сломался руль, сильно потянуло переднюю шкаторину стакселя,
стаксель-шкоты заматывало узлом.
На общем собрании
прикидываем: гонка рассчитана на 7 дней, такими темпами будем
идти дней 10, не меньше. Решаем стартовать утром в 9:00.
Прошли около 31 км примерно за 8 ч. Средняя скорость 4
км/ч.
Результаты:
Место |
Номер |
Название
катамарана |
1 |
4 |
"Альбатрос" (Юрий Семёнов, Махмут Давлетшин) |
2 |
7 |
"Новик-16" (Александр Дыганов, Антон Дыганов, Ветошкин Виктор) |
3 |
1 |
"Простор" (Цветков Николай, Облаков Эдуард) |
4 |
13 |
"Ветер" (Александр Куркачёв, Алексей Линьков) |
5 |
5 |
"Простор" (Колосов Юрий, Плотников Валентин) |
6 |
2 |
"Простор" (Калачихины Владимир, Екатерина, Варвара) |
7 |
6 |
"Жёлтый Цепеллин" (Андрей Бардин, Михаил Юнусов, Сергей Майамсин) |
29.07.03
Штиль, стартуем на вёслах
в 9:00. Периодически появляется очень слабый встречный ветер.
Вёсла никто и не думает бросать. Следую строго генеральному
курсу, облизывая берега на изгибах. Остальные катамараны
держатся большой воды в надежде раньше поймать формирующийся
ветер. Долго наша тактика оказывается успешной. Наконец ветер
(встречный) стал усиливаться, но очень неравномерными пятнами.
Интересная картина иногда получается: на фоне вяло движущихся
катамаранов вдруг один начинает летать, останавливается,
начинает летать другой. Долго идём в таком режиме. «Альбатрос»
и «Ветер» опять начинают от нас отрываться. Начинают сгущаться
и двигаться на нас грозовые облака. Скоро впередиидущие начали
летать от берега к берегу. Наблюдаем - никто вроде не
перевернулся. Решили не рифиться. Шквал начался мягко, но
ветер быстро нарастал. Задняя шкаторина плёночного стакселя
вибрировала с очень высокой частотой, заглушая речь. Иду в
полветра, сильно потравив грот.
Внезапно в месте сильного сужения реки, на середине фарватера, при почти нулевой видимости (из-за ливня) отвязался шкотовый угол грота. Очень досадно! Пытаюсь на разыгравшихся волнах удержать катамаран стакселем в положении острого бейда, а Эдуард, проявляя чудеса эквилибристики, обуздать беснующийся грот. Сработали слаженно и, главное, вовремя – из ливневой мглы выныривает и идёт на нас трёхпалубник... Убегаем к камышам. На таком ветре это сделать нетрудно :-). Фокус – оверштаг из полного бейда не удался – стремительно понесло на камыши. Времени на повторные попытки уже нет – хватаю весло – повернули, можно отдышаться… Оглядываемся по сторонам – удивительно, но расстояние до соперников осталось примерно то же. В один из моментов прямо над головой так резко и сильно шарахнуло, что непроизвольно пригнулся. Быстро осмотрели катамаран – целый, вскипевшей воды, дымящихся воронок вокруг не обнаружили. Уже на финише судья спросила, что мы почувствовали, когда не далее как в 150 метрах от нас в воду ударила молния?! Да-а, а если бы попала? Хорошо хоть, что Эдуард очень трепетно относится к заземлению катамарана, начитавшись историй в «Таверне».
Ветер опять
скис, опять встречный. Утопили дюралевое весло (не поставили
заглушки). На наше счастье до финиша всё время дул ветер.
«Альбатрос» и «Ветер» опять стали уходить в отрыв, а Новик-16
медленно приближаться.
Выйдя после очередного поворота
реки, увидели вдалеке только Альбатрос. Через некоторое время
увидели парус «Ветра» около пристани в Берсуте. Позвонили
узнать, что случилось. Оказалось, экипаж просто пополнял
запасы еды. Дело в том, что Андрей Бардин перед гонкой сказал
экипажу «Ветра», что обязательно будет стоянка в Берсуте,
поэтому продуктов достаточно взять на 3 дня...
Подходим к
Берсуту. «Ветер» отходит от берега и оказывается немного
впереди нас. Новик-16 висит на хвосте. Тут ветер начинает
сильно крутить. Отлавливаем каждое дуновение. Обходим «Ветер»
(наконец-то!, хотя они сильно сопротивлялись, см. фото).
Потихоньку
отрываемся.
Скоро возникает ещё одна интересная ситуация.
Впереди сформировались грозовые облака, и пошли на нас. Ливнем
накрыло «Альбатрос». Причём скорость «Альбатроса» сильно не
увеличивалась, значит, серьёзного шквала не было. Скоро ветер
усилился, упали несколько капель, но стена ливня остановилась
и стала отступать (!), а мы на отступающем вместе с дождём
усилении ветра очень сильно стали отрываться от
преследователей, болтающихся в штиле.
В 19:00 Альбатрос пристаёт к берегу, затем мы. Калачихин и
Бардин финишируют в темноте, на свет мощного фонаря. «Деды»
шли последними. Бардин сказал, что видел их, и что они встали
в паре километров выше нас.
На разборе полётов судья
посчитала, что время заправки продуктами «Ветра» нужно учесть,
а так как заправлялись они (как утверждает экипаж «Ветра») 40
мин, а отстали от нас на финише примерно на 20 мин (по нашим
данным, так как никто больше время не фиксировал), то значит
мы сегодня заняли только третье место.
Прошли около 56 км
примерно за 10 ч. Средняя скорость 5.6
км/ч.
Результаты:
Место |
Номер |
Название
катамарана |
1 |
4 |
"Альбатрос" (Юрий Семёнов, Махмут Давлетшин) |
2 |
13 |
"Ветер" (Александр Куркачёв, Алексей Линьков) |
3 |
1 |
"Простор" (Цветков Николай, Облаков Эдуард) |
4 |
7 |
"Новик-16" (Александр Дыганов, Антон Дыганов, Ветошкин Виктор) |
5 |
2 |
"Простор" (Калачихины Владимир, Екатерина, Варвара) |
6 |
6 |
"Жёлтый Цепеллин" (Андрей Бардин, Михаил Юнусов, Сергей Майамсин) |
7 |
5 |
"Простор" (Колосов Юрий, Плотников Валентин) |
30.07.03
Первый раз с самого утра дул ветер, причём попутный. Отложили старт на 10:00, решив, что если у Колосова и Плотникова всё нормально, то они к этому времени подойдут к месту нашей стоянки. За это время из крышки котла и палки сделали себе второе весло. Колосов не подошёл. Решили плыть дальше, а Андрей на моторке ушёл вверх по течению искать дедов. Перед самым стартом экипаж «Ветра» обнаружил, что у них сломан шверт (болтался как на дверной петле). Алексей предположил, что это произошло во время вчерашнего шквала, так как слышал характерный звук, но не придал ему значения. Ребята рванули в порт г.Чистополя ремонтироваться.
Оставшиеся четыре катамарана договорились стартовать последовательно: первым отчаливает катамаран, находящийся выше всего по те-чению, второй стартует, когда первый дойдёт до его уровня и т.д... Первые сотни метров шли на удивление ровно, но как только нам удалось поставить «синюю тряпочку», начинаем уверенно обходить соперников, и вырываемся вперёд. Вдруг замечаем, что Альбатрос перестал отставать. Приглядываемся, оказывается, они вытащили «пенку» и используют её в качестве спинакера, держа на руках!! Какая изобретательность и воля к победе! Юра продолжает экспериментировать: его катамаран появляется то справа, то слева от нас. Вдруг впереди на берегу замечаем парусной надувной катамаран… Ба! да это же «деды»! Далеко же они проплыли вчера ночью в поисках нашего лагеря! Связались с Бардиным, сообщили о «находке». Как только мимо "дедов" прошла лидирующая группа, они отплыли и присоединились к гонке.
Доходим до островов. Решаем срезать через них по прямой. Альбатрос и все остальные пошли по фарватеру в обход. Волны между островами почти нет, но и ветер тоже послабее. Налюбовавшись природой островов, выныриваем опять на фарватер и обнаруживаем, что Альбатрос уже немного впереди. Выйдя из ветровой тени островов начинаем медленно догонять соперников. Всё это время вполглаза наблюдаем за грозовым облаком сзади и сбоку от нас. Удивляет то, что оно хоть и медленно, но движется прямо на нас под углом к дующему ветру. Вскоре ливнем накрыло берег между Рыбной Слободой и Троицким Ураем. В какой-то момент через стену ливня увидели освещённое солнцем белое кучевое облако позади грозового. Этот факт заставил расслабиться (наверное, максимум, что нас ждёт, это грибной дождик), но непромоканцы всё-таки надели. Убрали «синюю тряпочку» (скомкали, не отвязав галсовый и фаловый углы!), замотали вокруг форштага стаксель. Увидел приближающуюся тёмную полоску по воде. Приготовились и стали ждать усиления ветра, чтобы на нём (до прихода самого шквала, если таковой будет) пролететь несколько десятков-сотен метров (гонка как никак, блин). Подошёл и стал быстро усиливаться ветер.
И тут вдруг как парашют из рюкзака полностью вытащило из-под вещей на палубе «синюю тряпочку». Трепыхание 7 кв.м. отдавалось на всём катамаране. Вероятность кратковременной набивки паруса во время его уборки была высока, поэтому не рискнул приводиться, дабы не давать предельных нагрузок на такелаж. Эдуард быстро справился с уборкой паруса, но ветер усиливался ещё быстрее. Начало разворачивать стаксель с оглушительной вибрацией плёнки. Эдуард кинулся к нему. Я крикнул: «Заворачивай обратно». Но он, ответив: «Не получится», - начал его разворачивать. Спорить было очень трудно, так как еле слышали друг друга, да и особой опасности полощущийся стаксель вряд ли бы представлял. Только тут я осознал, что уже несколько секунд не контролирую окружающую обстановку. Но оглянуться я опять не успел. Эдуард взял шкот и набил стаксель… (Позже Эдуард объяснил, что этим хотел убрать выворачивающий наизнанку шелест стакселя и снизить риск его разрыва от заполаскивания).
В тот же момент (Эдуард говорит, что через 3-4 сек) стала бесшумно заваливаться мачта, одновременно мягко складываясь примерно посередине. Мачта раньше падала у нас не один раз - то вертлюг разорвёт, то трос, набивающий ванту, оказывался вне клинового стопора, - так что падение мы восприняли спокойно и сразу же бросились отталкивать её от баллона во избежания его повреждения и ждать, когда катамаран развернёт под ветер от неё. Затем переползли на наветренный борт, так как вполне реально было ощущение, что после очередного броска на волне ветром оторвёт баллон от поверхности воды и от полного переворачивания его будет удерживать только находящиеся под водой паруса. Только после этого я смог как следует оглядеться: со всех сторон нас плотным кольцом окружала ливневая мгла. Воду под нами можно хорошо было разглядеть только в непосредственной близости от катамарана, так как над ней висел плотный белёсый ковёр из мелких брызг, сорванных с гребней волн.
Смотреть на ветер было невозможно: капли дождя, летящие горизонтально, не только очень больно били в лицо, но и, попадая в глаз, вызывали мгновенное рефлекторное зажмуривание. Ветер нашёл кусочек стакселя над водой и стал с его помощью вытаскивать мачту из воды. Эдуард ногой запинал его под воду. Когда ливень ослаб, я взглянул на небо и увидел потрясающую картину – ошмётки туч с огромной скоростью неслись против ветра! Так это же смерч, повёрнутый на 90 градусов и положенное на воду! Да-а, такого я не только за 15 лет на воде, но и на суше не видел.
Ветер стал быстро стихать,
мгла рассеиваться и вскоре вдалеке мы увидели летящий против
ветра «Альбатрос». С другой стороны показался идущий на нас
«Новик-16»: все трое стоят на ногах, парус приспущен, нок гика
лежит на палубе. Пытаемся отзвонить Бардину, сообщить, что у
нас и ещё на двух катамаранах все живы. Дозвониться не
удаётся. Подходит «Новик-16». Первый вопрос Саши: «Вы сошли с
дистан-ции?»(!) Прихожу в лёгкое замешательство, так как
приготовленный заранее ответ: «У нас всё нормально/под
контролем/жертв нет» становиться не актуальным:
- Если
удастся поставить мачту, продолжим гонку.
- А где она у
вас?
- Где-то там, - показываю пальцем под воду.
Ветер
через несколько минут стих в ноль. До ближнего берега было
около 6 км, до самого дальнего - 14 км.
За ванты достали мачту.
На такелаже и парусе было много земли, значит глубина здесь не более 3 метров! На стакселе зияло ровное отверстие, сделанное, вероятно, краспицей.
Сняли парус, доломали место излома мачты, отпилили деформированные концы и соединили обломки мачты предусмотрительно взятой с собой запасной муфтой. Нашли причину поломки мачты: для заделки ромбовант использовали заделки-трубочки, купленные в магазине, но они были такими короткими, что везде поставили по две трубочки, а на одном конце только одну (не хватило, а купить уже не успели).
Весь ремонт на прыгающем на волнах катамаране занял 1,5 часа. Когда ставили мачту, к нам подплыл Калачихин, буксирующий катамаран дедов кормой вперёд, так как изгиб их сломанной подмачтовой балки находился достаточно глубоко под водой и вместе с палубой вызывал бы затруднения для движения носом вперёд. Позже Юрий Колосов рассказывал, что шквал налетел так неожиданно, что они не успели привестись и стали очень быстро набирать скорость. Решили идти в фордак до последнего. Но в какой-то момент катамаран стало разворачивать боком к ветру, причём они ничего не могли сделать и как только встали в галфинд, треснула подмачтовая балка и рухнула мачта. Мы предположили, что у них на большой скорости вышли из воды рули (так как не стояли возвращатели) и катамаран потерял управление. Аккумулятор мобильного телефона был разряжен и они не могли позвать на помощь. На их счастье следом шёл Калачихин, взявший дедов на буксир.
У Калачихиных с «мясом» оторвало шкотовый угол стакселя, когда он просто заполаскивал (на фотографии уже починенный вариант),
и вырвало три заклёпки на ликпазе, в результате чего грот невозможно было до конца поднять (или спустить, не помню). Он тоже не мог дозвониться Бардину. Мы сказали, что готовы продолжать гонку, тогда он решил высадить дедов на ближайшем острове(!) и продолжить поход.
Как только мы поставили мачту, появился и стал усиливаться ветер. На зарифленном гроте (поднять полностью не давала укороченная мачта) рванулись догонять лидеров. Дозвонились до Бардина. Он переждал шквал на берегу как и почти все предыдущие и сейчас догоняет нас. Сказал, чтобы шли на подветренную сторону дамбы, где все соберёмся. Через некоторое время увидели стоящие на наветренном пляже дамбы «Альбатрос» и «Новик-16». Причалили к ним узнать, что случилось.
Окончательно успокоились, увидев главного судью и её надувную лодку на берегу, так как во время шквала больше всего опасались за неё и Колосовых. Людмилу Геронтиевну спасло то, что лодка из ПВХ, черырёхслойная и её с трудом поднимают 4 человека. К Калачихину и дедам на остров рванул катер сопровождения. На Новике-16 сильно погнуло болты крепления17:17 23.01.2016 пирамиды к жёсткой палубе и крепление мачты к пирамиде (заметили это не сразу).
Пока делились впечатлениями, ветер усиливался и мимо нас уже на одном стакселе пролетел Бардин, скрывшись под мостом. Было решено идти дальше, так как Бардин ещё до гонки обещал руководителю детского лагеря для трудных детей «Трамп», стоящего около г. Лаишево, переночевать у них. Катамараны с трудом отчалили от берега в прибойную волну. Чтобы оттолкнуть катамаран Калачихина от берега капитан моторки был вынужден по грудь зайти в воду. Прошли мост.
Впереди раскинулось «Лаишевское море» (между самыми отдалёнными точками около 40 км). Прямо по курсу величаво садилось солнце. Через некоторое время после заката потеряли из виду идущих впереди на полных парусах «Альбатрос» и «Новик-16». На всём пространстве слева небо соединялось с водой. Справа видны несколько редких огней (берег болотистый), впереди на горизонте разгорались огни Лаишево. Вот и случился не совсем плановый ночной переход, и причём где! Скоро впереди, на горизонте, там где мыс вдаётся в море увидели огромный костёр. Отзвонились лидерам. Они уже встали, но костёр ещё только разводят. Описали где находятся. Почти что интуитивно находим их (ни фонарей, ни ракет, ни костра…). Берег мерзкий! Как только ткнулись в берег, нас тут же ослепила подъехавшая машина с тремя подростками из «Трампа». Демонстративно закуривая, сплёвывая (короче, изображали взрослых как могли), они пригласили нас в лагерь, где почти все дети на берегу ждут нас, запалив пионерский костёр (тот самый, что мы видели). Что для нас приготовлено всё, о чём мечтает уставший турист. Немного подумав, отчаливаем в кромешную тьму. Подплываем к костру под радостные вопли и свист подростков. Рычащий руководитель отгоняет от катамарана роящихся детей. Вожатые помогают затащить катамаран на камни и занести вещи вверх на приготовленную стоянку. Постепенно подошли все, даже «Ветер»! (Рабочие в порту г. Чистополя за 2-3 часа сделали им шверт и пропитали отработкой ("любой каприз за ваши деньги").
Узнали, что деды решили сойти с дистанции.
Капитан катера сопровождения сказал, что во время перехода по
морю отчерпал из лодки 50 чайников (125 литров) воды.
Долго
обсуждали пережитое; спать легли, когда уже
рассвело.
Прошли около 72 км. Гонки как таковой не получилось, но судья всё-таки распределила места следующим образом:
Место |
Номер |
Название
катамарана |
1 |
4 |
"Альбатрос" (Юрий Семёнов, Махмут Давлетшин) |
2 |
7 |
"Новик-16" (Александр Дыганов, Антон Дыганов, Ветошкин Виктор) |
3 |
1 |
"Простор" (Цветков Николай, Облаков Эдуард) |
4 |
6 |
"Жёлтый Цепеллин" (Андрей Бардин, Михаил Юнусов, Сергей Майамсин) |
5 |
2 |
"Простор" (Калачихины Владимир, Екатерина, Варвара) |
6 |
13 |
"Ветер" (Александр Куркачёв, Алексей Линьков) |
7 |
5 |
"Простор" (Колосов Юрий, Плотников Валентин) |
31.07.03
На следующий день ветер усилился, разогнал большую волну.
Если ветер ещё позволял идти (недоработанных «Просторов» не
было), то волна вызывала серьёзные опасения. Время поджимало.
Кто-то предложил дойти плотной группой до островов и оттуда
дать общий старт. Помню, мне мысль понравилась, я подошёл к
Юре Семёнову, объяснил суть идеи и попросил не улетать вперёд,
стараться притормаживать, на что он совершенно искренне
ответил: «Да я конечно, я не против, но только объясните, как
тормозить». Позднее эта фраза лидера была признана лучшей
шуткой регаты.
В итоге мы всё-таки остались в этот день на
берегу, так как капитан Казанки-5 наотрез отказался выходить в
такую волну. Калачихин долго сокрушался, что причиной
приостановки регаты стал катер сопровождения. Многие занялись
ремонтом, пополнением запасов продуктов.
На следующий день решили стартовать в 5:00 в надежде, что ветер ещё будет слабым, и мы успеем проскочить к островам напротив Ташкирмени. Да и время, опять-таки, уже поджимало. Калачихин изо всех сил сопротивлялся столь раннему старту, но вскоре понял, что переубедить остальных невозможно. В итоге было выработано компромиссное решение: он стартует когда хочет, засекая время; финиширует тоже с учётом времени. Мы тоже засекаем наше время старта и финиша.
1.08.03
4:00. Ветер северо-восточный-восточный. Барашков на волнах
нет.
Давать старт в прибойную волну от каменистого берега
было проблематично, поэтому катамараны отходили по мере
возможности и начинали кружиться около берега. Когда все
отошли, засекли время (было уже около 6 ч) и двинулись к
островам. Четыре катамарана (на берегу остались Бардин и
Калачихин) очень ровно пошли в бакштаг. Расклад сил такой: все
катамараны идут под гротом и стакселем; на Новике-16 три
человека, на остальных –2; большую часть продуктов и вещей
экипажа «Альбатроса» везёт катер сопровождения. Когда ветер
подул в полный бакштаг, «Альбатрос» и мы стали активно
лавироваться, что дало ощутимую прибавку в скорости. Прошли
насквозь (через острова) Волжско-Камского заповедника (вокруг
сети стоят!). «Альбатрос» и мы забрались подальше от берега,
дающего сильную ветровую тень, и во второй раз укрепили свои
позиции.
Финишировали на очень красивом, безлюдном, чистом Песчаном острове (между Антоновкой и Красновидово), где-то между 14:00 и 15:00. Догнать «Ветер» мы так и не смогли. Молодцы ребята, мастерство растёт с каждым днём. Очень скоро подошёл на «Жёлтом Цепеллине» Бардин. Он стартовал на 1 ч позже, а финишировал на 30 мин раньше пришедшего первым «Альбатроса»! Единогласно решили отдать первое место Андрею Бардину.
Решили пойти дальше и встать на ночёвку недалеко от места официального финиша, около лагеря «Икар». Впервые мы увидели всю мощь улетающего от нас «Жёлтого Цепеллина». Во время перехода в один из порывов у нас сорвало одну из ромбовант с разогнутого (а не оторванного!!) крюка талрепа (все талрепы кольцо-кольцо мы скупили, пришлось один талреп купить кольцо-крюк). На наше счастье мачту повторно не сломало. Меньше чем за час проблему удалось решить прямо на воде при помощи подручных средств, и вскоре мы благополучно финишировали.
Вечером
нас ждали выступление двух молодых бардов, вино и 7 кг мяса,
искусно приготовленные на огне Сашей Куркачёвым. Прошли
около 36 км в гоночном режиме и около 20 км в режиме перехода.
Итого 56 км.
Результаты:
Место |
Номер |
Название
катамарана |
1 |
6 |
"Жёлтый Цепеллин" (Андрей Бардин, Михаил Юнусов, Сергей Майамсин) |
2 |
4 |
"Альбатрос" (Юрий Семёнов, Махмут Давлетшин) |
3 |
13 |
"Ветер" (Александр Куркачёв, Алексей Линьков) |
4 |
1 |
"Простор" (Цветков Николай, Облаков Эдуард) |
5 |
7 |
"Новик-16" (Александр Дыганов, Антон Дыганов, Ветошкин Виктор) |
6 |
2 |
"Простор" (Калачихины Владимир, Екатерина, Варвара) |
7 |
5 |
"Простор" (Колосов Юрий, Плотников Валентин) |
2.08.03
Полный штиль.
Решили гоночный финиш сделать в районе
санатория «Санта», не доходя пару километров до официального.
Опять изнуряющая гребля как в первый день регаты, только на
этот раз нет попутного течения и у многих после вчерашнего
гудит голова. «Ветер», выйдя вперёд, постоянно увеличивал свой
отрыв, несмотря на то, что грёб только Алексей (суперматрос)!
За второе место долго шла борьба. Когда силы были на исходе,
подул очень лёгкий встречный ветерок. Капитаны посчитали, что
у него будет большое будущее и заложили галс от берега. Мы же
продолжали чесать по прямой, за что и были вознаграждены
вторым местом с большим отрывом от соперников, так как ветер
снова умер. Друзья Юры Семёнова на моторке забрали с середины
Волги «Жёлтый Цепеллин», ушедший туда, вероятно, в поисках
ветра. Далеко позади на воде остался Калачихин.
Так как
сил грести на официальный финиш, где нас уже ждали изнывающие
на солнце многочисленные корреспонденты, уже ни у кого не
было, было решено прицепиться друг за другом и караваном во
главе с моторкой «торжественно» финишировать.
ФИНИШ!!!!!!!!!!!!!!
Дальше
как в приятном сне: интервью, камеры, облепившие катамараны
дети из лагеря «Волга», награждение, фуршет, разборка
катамаранов. Прощание…
Общий зачёт:
Место |
Номер |
Название
катамарана |
Зачётные
очки |
1 |
4 |
"Альбатрос" (Юрий Семёнов, Махмут Давлетшин) |
6 |
2 |
13 |
"Ветер" (Александр Куркачёв, Алексей Линьков) |
17 |
3 |
1 |
"Простор" (Цветков Николай, Облаков Эдуард) |
18 |
4 |
7 |
"Новик-16" (Александр Дыганов, Антон Дыганов, Ветошкин Виктор) |
20 |
5 |
6 |
"Жёлтый Цепеллин" (Андрей Бардин, Михаил Юнусов, Сергей Майамсин) |
30 |
6 |
2 |
"Простор" (Калачихины Владимир, Екатерина, Варвара) |
33 |
7 |
5 |
"Простор" (Колосов Юрий, Плотникова Валентин) |
41 |