ОДИССЕЙ
Начало истории

Немного истории

В 1990 году ваш покорный слуга (имевший небольшой опыт хождения на «Альбатросе») приобрел «Простор». Сей катамаран прожил долгую жизнь, в процессе которой подвергся большому количеству ремонтов и переделок, описывать которые здесь я не буду, хотя в свое время хотел это сделать и даже начал - смотрите… Одним словом лодка со спортивным номером У0517 (названия так и не получившая) к концу девяностых имела с «Простором» мало общего, она брала на борт больше, ходила быстрее, была гораздо надежнее и мореходнее.

Но! Она же стала в два раза тяжелее, а на сборку уходил целый день из-за громадного (около 100) количества резьбовых соединений, большинство из которых еще и контрилось кольцами или проволокой.

Кроме того, в начале годов двухтысячных появились признаки ее «усталости» - мелкие трещинки, коррозия, деформации продольных коробчатых балок…

Одним словом, нужно было думать о новом судне...

1. Концепция.

Итак, какой должна быть новая лодка, и где ее брать или строить? Ответ на первую часть вопроса вытекает из назначения. В моем случае это прежде всего путешествия, в том числе по большим открытым акваториям в различных регионах, во-вторых мне не чужд и азарт соревнований. Для первого лодка желательна достаточно большая (обитаемая и грузоподъемная для экипажа из 3-4 человек), но с возможностью затаскивания при необходимости в «паровоз», т.е. с пакетом до 220см, для второго – скоростная и хорошо лавирующая.

2. Выбор основных размерений.

Грузоподъемность для походного экипажа из 4 человек должна составлять хотя бы 450кг, отсюда, приняв максимальный вес лодки со снабжением и ремнабором за 190кг, получим требуемый объем баллона (обоснование см. в книге В.Перегудова, и в этом я с ним не спорю) порядка (450+190)х2,2=1408л.

По моему мнению, мачта с количеством краспиц более единицы для разборнушки слишком сложна и не всегда надежна. Отсюда получаем конструкцию мачты из трех основных колен, по 2200мм каждое, с краспицами на месте стыка двух нижних и точкой крепления такелажа в нижней части верхнего колена. Снизу можно добавить дополнительное колено длиной до 1000мм, на котором расположить стопора и утки. Таким образом, получаем мачту высотой около 7500мм. На таком рангоуте можно нести основные паруса площадью 15-16 кв.м., чего для туристских задач вполне достаточно.

Длину катамарана можно брать 6-6,5 м при ширине по осям 2,3…2,5м (большая ширина потянет за собой разборную конструкцию поперечных балок).

Итак, мы получили максимальные при рациональной (без неоправданных, по моему мнению, усложнений) конструкции, размеры разборного катамарана.

Строить или…?

Из серийно выпускаемых известных лодок можно было рассмотреть украинский «Даки 18» и российский «Тайфун». Обе эти лодки пробивали в моем бюджете слишком большие дыры, кроме того «Тайфуна» живьем я не видел, а «Утка -18», на мой взгляд, имела недостаточные запасы по прочности и грузоподъемности (это понятно – коммерческий проект, спортивно-прогулочно-туристский компромисс). Поэтому решение было принято – строить.

4. Что получилось.

В основном исходя из имеющихся материалов и технологий, была принята плоская конструкция рамы с лежащим на баллоне одним стрингером и креплением баллона в десяти усиленных точках. (крепление посредством кармана за два стрингера мне нравится больше, но самих стрингеров для такой рамы найти не удалось).

Для обеспечения клиренса был принят максимальный диаметр баллонов 600мм, на увеличение смоченной поверхности пришлось пойти сознательно, зато получили хороший запас по объему баллонов (и мореходности), а также простую и надежную конструкцию рамы.

Для уменьшения времени сборки-разборки и обеспечения прочности шпангоуты были сделаны из нержавеющих труб сварными и, соответственно, неразборными (хотя это и не совсем удобно в перевозке).

Баллоны были выклеены из ПВХ ткани плотностью 950 г/кв.м (стоило взять 1000-1100, но и эта ведет себя прилично) с поперечными конусными переборками посередине.

К концу мая 2004 года рама с баллонами была готова, шверт и руль были взяты от старого катамарана, паруса пришлось пока использовать тоже старые (просторовский грот + стаксель 3,3 кв.м на просторовской же мачте, усиленной краспицами и ромбовантами). В таком состоянии и произошел спуск на воду. После долгих раздумий и обсуждений катамаран получил название «Одиссей».

Через два дня после спуска наш экипаж принял участие в соревнованиях на Кубок Донбасса и Кубок Украины, в обоих зачетах пропустил вперед киевлян на «Даки 18». Первым впечатлением была нехватка энерговооруженности, особенно в слабый ветер, когда нас обгоняла добрая половина участников.

Следующий раз «Одиссей» увидел воду на Чемпионате Украины на Белосарайской косе, там ветра были сильные (5-6 баллов), недостаток тяги чувствовался меньше, но киевский экипаж по-прежнему уходил в отрыв. После соревнований мы сходили в небольшой поход до Бердянской косы и обратно, причем возвращались при полутораметровой волне и шестибальном ветре. Загруженный экипажем из четверых немаленьких мужиков с вещами, катамаран шел, уверенно восходя на волну, никаких нарушений в конструкции обнаружено не было.

5. Под штатными парусами.

К сезону – 2005 в Николаевской парусной компании «Омега» был заказан комплект основных парусов (грот 11кв.м + стаксель 4,75кв.м), а также изготовлена новая мачта из трех секций трубы 70 x 2 + одна (нижняя) из трубы 60х3 общей высотой 7,4м. В таком виде мы и открыли сезон победой в Кубке Донбасса, выигрышем первого места в своем классе на Кубке Украины и завоеванием последнего. Со штатными парусами катамаран стал вполне конкурентоспособным в слабые ветра, а на лавировочном этапе «маршрутки» в свежий ветер при общем времени порядка трех часов мы оторвались от ближайшего преследователя более, чем на 20 мин (ради справедливости нужно сказать, что наиболее серьезные соперники - киевляне с "Даками" не приехали).

Но гонки – гонками, а нас уже звало море. 11 июля «Одиссей» с экипажем из четырех человек отошел от Белосарайской косы и взял курс на запад, чтобы сходить до Керченского полуострова и обратно вдоль украинской части побережья Азовского моря. Маршрут был выбран классический, знакомый по прошлым походам, хотя за семь лет (а именно столько прошло со времени его последнего прохождения для нашего экипажа) слегка подзабытый. Именно этот поход и стал завершением испытаний новой лодки, своего рода "моментом истины". Забегая вперед, скажем, что экзамен лодка выдержала, хотя и не без замечаний.

Отчет о походе смотрите здесь.

Александр Еременко
Донецк
окт. 2005 г.