ОТЧЕТ
о парусном походе по Азовскому морю

Справочные данные о походе.

Группа туристов Донецкой ОФСТ совершила с 10 июля по 1 августа 2005 г.

парусный поход по Азовскому морю по маршруту:

Белосарайская коса - Бердянская коса – Обиточная коса – коса Федотова – коса Арабатская стрелка – с. Мысовое – с.Нижнезаморское – мыс Чаганы - с.Нижнезаморское – коса Арабатская стрелка – коса Бирючий остров – коса Федотова – Обиточная коса - Ялта - Белосарайская коса

Маршрут для Азова классический, в прошлые годы очень популярный.

Состав группы

Еременко Александр - руководитель, Подтяроба Петр, Тимура Андрей - завхоз и кок, Заец Андрей - фотограф и оператор (уехал из Нижнезаморского), Хазрон Игорь (приехал в Нижнезаморское)

 

Организация похода.

Маршрут похода включает в себя большую часть украинского побережья Азовского моря, в том числе наиболее живописную и интересную, как в природном, так и историческом отношении (по нашему мнению) – Крымское приазовье.

Исходным пунктом похода с учетом автомобильной заброски была выбрана Белосарайская коса.

В качестве альтернативных вариантов можно рекомендовать заброску по железной дороге до вокзала Мариуполя, расположенного рядом с морем (из опыта прошлых лет без присмотра в этом месте лучше ничего не оставлять).

Варианты аварийного схода с маршрута и отъезда по железной дороге – Бердянск, Геническ, ст. Пресноводная.

Конечный пункт – мыс Чаганы, разборка и вывоз катамарана на нем не планировались, т.к. было намечено продолжение похода с измененным составом участников в обратном направлении. При необходимости возможен отъезд из с.Нижнезаморское через ст. Пресноводная.

Заброска была осуществлена на автомобиле одного из участников, который на время похода был оставлен в селе Белосарайская коса во дворе одного из жителей. Следует иметь ввиду, что перед сборкой судна на берегу следует получить согласие пограничников на заставе, к участку которой относится место сборки, иначе возможны проблемы. В нашем случае (сборка на Белосарайской косе) это ПЗ Ялта, расположена в центре (увы – не на побережье) одноименного села. В день сборки (10.07.05) начальника ПЗ на месте не оказалось, без него печать на судовую роль поставить никто не может, поэтому окончательное добро на выход получили утром 11.07.

 

График движения и описание маршрута.

11.07 Грузимся, берем на борт 45 литров пресной воды, выходим в 12:35, ветер слабый северо-восточный, курс 260. Ставим спинакер. Ветер постепенно усиливается до умеренного, обнаруживается неоптимальная загрузка (перегружен нос) катамарана, корпуса начинают «рыть» воду, особенно на волне. Спинакер приходиться убрать. Около 17 часов приближаемся к основанию Бердянской косы и далее следуем вдоль нее до оконечности, где и останавливаемся в 19:00. При попытке связаться с бердянскими пограничниками выясняется (с помощью стоящей невдалеке яхты), что наша радиостанция работает только на передачу. Попытка связаться с использованием любезно предоставленной нам яхтенной станции также неудачна.

12.07 Перед выходом связываемся с Бердянской ПЗ уже по телефону (8-061-5340468), докладываем наше расположение и просим разрешения на дальнейшее движение. В ответ получаем требование зайти лично. После долгих уговоров и объяснений сложности такого захода и потерь времени, наконец получаем «добро» на выход с комментарием «будем считать, что вы к нам и не заходили».

На Обиточной косе


Выходим в 9:50, курс 270 при умеренном северо-северо восточном ветре. Ставим спинакер. Ветер постепенно усиливается до свежего, начинаем обгонять волны, спинакер убираем, еще через некоторое время берем полку рифов на гроте. По мере открывания Обиточной косы берем курс вдоль нее. Около 15:00 берем вторую полку рифов. В 16:30 подходим к берегу на оконечности Обиточной косы около РЛП, недалеко от маяка (последний, хоть и работает, но свет очень слабый и увидеть его на расстоянии 10М, как обозначено на карте, очень проблематично).

Обиточная коса является заказником, но особых проблем с заходом, по крайней мере в районе оконечности, не было. Источники пресной воды на Обиточной косе нам неизвестны. Дрова (в основном, выброшенный плавник) есть в достаточном количестве.

Мобильная связь неустойчива.

13.07 Перед выходом меняем стаксель на уменьшенный «штормовой», берем две полки рифов на гроте. Выходим курсом 290 и все равно на усилениях ветра обгоняем волны, появляется опасность опрокидывания через нос. Поскольку посреди Обиточного залива это явно лишнее, убираем грот совсем. Волны достигают 1,5 м, ветер до 6 баллов (несмотря на курс фордевинд частый свист в такелаже). Без грота скорость уменьшается, волны нас стабильно догоняют и движение становится спокойным. Подходим к Степановке, неприятный берег с глинистыми обрывами (в Обиточном заливе до Степановки места, где можно безопасно подойти к берегу практически отсутствуют, за исключением небольших бухт около Новоконстантиновки и Ботиево, есть еще искусственно прорытые довольно крутые спуски для лодок около Чкалово) остается позади по правому борту. Волнение достигает 3 баллов, отдельные волны – 2м. Дальше идем вдоль пляжа, начинается длинная (около 10 км) полоска баз отдыха Кирилловки. Пройдя ее, останавливаемся на косе Федотова. Здесь вдоль берега, причем временами в море, тянется ЛЭП. Часть опор вблизи Кирилловки подмыта и обрушилась, в воде остатки бетонных столбов с арматурой, зато эта часть линии явно не используется, провода частично оборваны (используется ли визуально целая часть линии дальше на запад – не знаем, следует быть осторожными). Рядом со стоянкой – довольно оживленная грунтовая дорога, судя по следам, ездят и по береговой линии.


Коса Федотова

 

14.07 В 9:00 выходим, при прохождении сильного наката рвется один из тросиков шпрюйтовой растяжки на подмачтовой балке (хорошо, что шпрюйт дублирован). Возвращаемся на берег, заменяем трос, выходим. При попутном ветре под стакселем проходим Бирючий остров (Азово-сивашский национальный парк, реально – «крутая заимка», подход к берегу запрещен, если без высадки не обойтись – лучше это сделать в районе маяка, там же есть артезианский источник) и ложимся на курс 220. Подойдя ближе к Арабатской стрелке, ставим зарифленный грот и последний час идем вдоль нее со скоростью 8-9 узлов. Выходим на берег после прохождения последних «цивилизованных» строений. Перед причаливанием убираем грот и все равно подходим в режиме серфинга с большой скоростью и угрозой переворачивания через нос, скорость удается снизить только свешиванием двух человек с кормовой балки за борт (если бы подготовили – можно было бы использовать плавучий якорь).

Мобильная связь неустойчива. Можно добавить, что на Арабатской стрелке в районе Стрелкового – Валка есть несколько артезианских источников. Дров немного, но для печки хватает.

 

 

Арабатская стрелка

 

15.07 Утро. В такелаже сплошной свист, сильный накат при ветре перпендикулярно берегу. Помня вчерашнюю высадку, решили лодкой не рисковать и не выходить. Дневка.


16.07 К утру ветер становится умеренным, волна уменьшается до 0,7-1,0м. Выходим и идем вдоль берега до появления на горизонте села Соляное (галфвинд). Когда до села остается 5-7 км, ложимся на бейдевинд и начинаем лавировку до Мысового. Не доходя до последнего 10 км, обнаруживаем, что подмачтовая балка заметно провернулась, а шпрюйт прилично согнут. Уменьшаем парусность до одного зарифленного грота и сваливаемся в ближайшую пригодную бухту, где и устраняем неисправность (причина возникновения – первоначальный значительный наклон мачты назад в сочетании с недостаточной жесткостью самого шпрюйта). Около 18:00 приходим в Мысовое, «сдаемся» пограничникам, которые фиксируют наш приход (ПЗ в Щелкино). Выясняем, что за с.Нижнезаморское и мыс Чаганы отвечает следующая ПЗ, расположенная в с.Белинское (3км от моря) и для дальнейшего движения нужно брать отход, за которым нужно явиться только в его день, т.е. завтра.

Группа в с. Нижнезаморское

 

17.07 Берем отход (инструктаж: к берегу не подходить, посторонних лиц на борт не брать..., а всего-то нужно обойти Казантип), выходим. Тем временем ветер исчезает, до Казантипа идем более 2 часов. С юга подходят облака грозового вида, правда не очень плотные. Из под них наконец появляется ветер и мы (вначале зарифившись, как потом оказалось, напрасно – но лучше перестраховаться…) финишируем в с.Нижнезаморское. Нас встречает специально высланный (!) и уже два часа нас ожидающий наряд пограничников, и в его сопровождении наш капитан на рейсовом автобусе едет на заставу. На ПЗ мы отмечаем приход, дальнейшие выходы в пределах участка данной ПЗ можно согласовывать по телефону (8-06557-62485). Это радует, т.к. от заставы до места стоянки 8км, а автобусы не часты (первый раз обратно пришлось идти пешком). Нужно отметить, что в с.Нижнезаморское мощный артезианский источник пресной (хотя и слегка сероводородной воды).

18.05 Встречаем приехавших друзей и родственников на ст. Пресноводная (2,5км от берега, неплохой вариант для отъезда), после чего переходим в одну из бухт за мысом Чаганы. Места очень живописные, разнообразные бухты, разделенные скалами. Спортивная часть закончена, впереди несколько дней отдыха. При выборе мест стоянки следует учитывать возможность последующего выхода в море при разных направлениях ветра, т.е. бухта должна быть достаточно широкой. Источник пресной воды есть в ближайшей к с.Золотое большой бухте. С дровами туго, хотя для печки и небольшой команды найти можно.

Здесь же заменяется один из участников.

А здесь мы неделю отдыхали

24.07 Выходим из бухты за м.Чаганы и идем вдоль скалистого побережья со множеством бухт до мыса. Затем, при несколько усиливающемся ветре, пересекаем часть Казантипского залива и останавливаемся на восточной окраине с.Нижнезаморское.

25.07 Провожаем группу поддержки. Звоним на Белинскую погранзаставу (ПЗ), чтобы уточнить время, когда можно явиться за отходом. Ответ нас обрадовал: «…вы когда хотите выходить – в 9:00 – хорошо, мы сами подъедем, являться не нужно…»

26.07 Получив прямо на берегу инструктаж и штамп в судовой роли, выходим в 9:15. В лавировку и, временами, под дождем, огибаем Казантип. Мимо проходит катер с надписью «Морська охорона», за нами останавливается, но потом снова дает ход и скрывается за Казантипом. Через минут 10, видно не найдя ничего более интересного, возвращается к нам и требует старшего с документами к себе на борт. На борту начинаются вопросы по неточностям в судовом билете (каюсь, выписывался еще на переделанный «Простор») и соответствию снабжения записанному в оном («…жилеты есть, а где жесткий спасательный круг...да и вообще, катамаран не ваш…»). За разговором наблюдает мужик в форме казачьего подполковника (или как там у них звания, ему бы еще лошадь и саблю…) и еще несколько личностей обоего пола в штатском. Возникает мысль, не для них ли это представление. Содержание разговора сообщается начальству по радио, в конце концов это начальство дает команду идти на причал и там разбираться.

На причале, хорошо, что он недалеко, разговор продолжает уже капитан-лейтенант в рубке катера побольше. Здесь тон уже более нормальный, заканчивается все подписанием протокола о проверке судна с заключением об отсутствии нарушений погранрежима и претензий с нашей стороны.

Вся эта канитель забрала у нас пару часов ветра, когда Казантип остался за кормой, ветер упал до 2…1 баллов затем около 18 часов посередине Арабатского залива нас застал штиль. После часа штиля над сушей сгустились облака, из под которых появился ветер, усилившийся до 4-5 баллов, правда затем опять ослабевший и исчезнувший совсем. Но этот час ветра позволил подобраться к Арабатской стрелке, до которой осталось 2-3км. Уже ночью, пользуясь легкими дуновениями и даже веслами, добираемся до берега и выходим километрах в 3 севернее Соляного.

27.07 Выходим при затухающем ночном бризе. Весь день пробиваемся вдоль стрелки при слабых бризовых ветрах, в 19:00 останавливаемся при почти полном штиле.

28.07 Погода заметно не меняется, к 12 часам дотягиваем до первого пансионата, где докупаем хлеб (крымский оказался некачественным и испортился). Берем курс 25 на оконечность косы Бирючий остров. Около 19:30 при практически полном штиле подходим к Бирючьему. Сразу появляется охрана национального парка, «напоминающая» нам о запрете на подход к берегу. Пришлось пообещать, что «сейчас уйдем», и при появлении ночного бриза (20:30), действительно выходим. Ветер усиливается и заходит, начинается лавировка при практически полном отсутствии видимости, луны нет, и ориентиров на берегу тоже. Такое хождение удовольствия не доставляет, ближе к полуночи высаживаемся на берег.

Закат над Бирючьим островом

29.08 Поднимаемся на рассвете, завтракаем и грузимся. Опять появляются вчерашние охранники «…мы ж вам еще вчера говорили…», наш ответ о том, что дальше уйти просто не могли, их не интересует, удовлетворяются они только загруженным и отошедшим катамараном. Идем при слабеющем бризе, на траверзе Кирилловки перешедшем в штиль. Наконец в 14 часов начинает «прорезаться» северо-восточный ветер, к 15:00 мы уже подходим к Степановке и решаем дальше в Обиточный залив не углубляться из-за плохих берегов (глинистые обрывы).

30.08 Самый сложный переход в навигационном отношении. На оконечность Обиточной выходим в лавировку при усилившемся до 4 баллов северо-восточном ветре. Когда в расчетное время на левом галсе оконечность не открылась (берег закрылся за полтора часа до того), меняем галс и принимаем решение идти до появления каких-нибудь ориентиров. Через 30 минут километрах в 5 по курсу появляется оконечность с маяком (была легкая дымка).

Вывод: мы «промахивались» километров на 8-10 западнее. Возможные причины – скорее всего неверно опознанная Новоконстантиновка на берегу, от которой и прокладывался курс на левом галсе + неучтенное течение вблизи оконечности + недостаточный учет дрейфа. Но в результате выход оказался практически идеальным (если бы так и рассчитывали – цены бы нам не было...), в 16:00 огибаем Обиточную и направляемся вдоль нее. Останавливаемся перед Приморском.

31.07 Выходим на рассвете, ветер опять слабеет. В 14 часов в лавировку огибаем Бердянскую косу, при штилюющем ветре к 18 часам дотягиваем почти до Бабах-Тарамы. Там встречаем два катамарана из Макеевки, они собрались (и успели быть оштрафованными за появление на берегу без предварительного разрешения пограничников) в Новопетровке и собираются в Ялту на соревнования. До появления вечернего бриза общаемся с друзьями, в 20:00 идем дальше. К 23 часам достигаем Ялты и, с помощью участников и судей, по телефону определив место, приходим в лагерь участников Чемпионата Украины.

1.08 Из-за многих причин личного и организационного характера, остаться и участвовать в соревнованиях мы не смогли, при свежеющем северо-восточном ветре перешли под разборку на Белосарайскую косу, где нас ждал автомобиль.

 

Итоги похода, выводы и рекомендации.

По заброске и вариантам схода с маршрута особых сложностей нет, т.к. все побережье Азовского моря достаточно густо заселено.

Стоянки выбирались, как правило, в ненаселенных местах , по возможности на оконечностях кос.

По сравнению с походами 8-летней давности добавились сложности, связанные с пограничным режимом. Должен сразу сказать, что к самим пограничникам у нас претензий нет, отношение было доброжелательным (за исключением наезда "морськой охорони"). Наиболее «достающее» ограничение – это требование отмечаться и брать дальнейший отход на каждой заставе, на территории которой приставали к берегу. Правда, как нам объяснили, пограничники должны подъезжать и проверять сами, наша обязанность – доложить о приходе (наличие радиостанции с «вызывным» 16 каналом жизнь существенно облегчит) но это при условии, что мы стоим на причалах (вообще-то, по-другому и запрещено). Реально, если подходить к берегу только в местах, определенных, как причалы и на каждом дожидаться пограничников, то далеко не уйдешь и от туризма ничего не останется. Мы делали вид, что мы в крейсерском, без подхода к берегу, плавании, о подходах после Бердянска и до Мысового не докладывали и старались выходить утром пораньше. Можно ли рекомендовать такое хождение – не уверен, но нам это сошло… По-хорошему, поднять бы этот вопрос в соответствующих государственных органах (ФСТУ и карты в руки), неужели необходимы подобные строгости? Но факт – азовский маломерный флот за последние годы поредел где-то на порядок, «бей своих, чтобы…?».

 

Приложения.

 

Краткая характеристика катамарана «Одиссей»

Длина габаритная, мм 6500

Ширина, по осям баллонов, мм 2400

Максимальный диаметр баллона, мм 600

Материал баллона ткань ПВХ, 950 г/м 2

Количество надувных секций в каждом баллоне 2

Площадь лавировочной парусности 15 кв.м

Максимальная грузоподъемность, кг 600

Вес, кг 180

Катамаран «Одиссей»

Подробнее о катамаране

 

Состав ремонтного набора.

Наименование

Кол.

Примечания

 

Клей полиуретановый

150гр.

для ПВХ балл.

 

Латки из ПВХ – ткани.

0,1м 2

для ПВХ балл.

 

 

 

 

 

Нитки капроновые 0,5...0,8

100м

 

 

Нитки капроновые 0,3...0,4

100м

 

 

Ткань парусная

0,1м 2

 

 

Ткань парусная для спинакера

0,1м 2

 

 

Набор швейных игл

1

 

 

Шило

1

 

 

Ножницы

1

 

 

Шкурка наждачная

0,1м 2

 

 

Герметик

1 тюб.

 

 

Клей «Момент»

1 тюб.

 

 

Изолента

1 мот.

 

 

 

 

 

 

Плоскогубцы

1

 

 

Набор гаечных ключей (+разводной)

1

 

 

Дрель (коловорот) с набором сверл

1

 

 

«Пистолет» для вытяжных заклепок с заклепками

1

 

 

 

 

 

 

Ножовка по металлу

1

с 3 полотнами

 

Молоток (топор)

1

 

 

Тиски ручные

1

 

 

Метчики М6, М8

по 1

 

 

Отвертка

1

 

 

Напильник круглый

1

 

 

Напильник треугольный

1

 

 

Напильник плоский

1

 

 

Нож

1

 

 

 

 

 

 

Набор метизов (М5, М6, М8, саморезы, заклепки, шайбы...).

1

 

 

Проволока мягкая D 0,6..0,8

 

 

Проволока мягкая D 1,5...2,5

 

 

Обрезки нержавейки, дюраля

 

 

 

Трос оцинкованный D 4,2

10м

 

 

Трос капроновый D 6, D 8

25м

 

 

Трос капроновый D 4

10м

 

 

Трубка для заделки тросов

0,5м

на 6 заделок

 

Резиновый амортизатор

1 м

 

 

Карабины альпинистские

2

 

 

Запасные такелажные скобы, утки, стопора, карабины...

 

 

 

Список группового и специального снаряжения .

Наименование

Кол.

Примечания

 

 

 

 

 

Судовые и личные документы

 

 

 

Аптечка

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Емкости для пресной воды

8

на 45 л

 

Насос воздушный

1

 

 

Спасательные жилеты

4

 

 

Непромоканцы, компл.

4

 

 

Гермоупаковки на вещи и продукты

7

 

 

Солнцезащитная одежда, компл.

4

 

 

Фонари

2

 

 

Компас (с пеленгатором)

1

 

 

Компас жидкостный спортивный

1

 

 

Карта Азовского моря 1:500 000

1

 

 

Карта Крыма, 1:200 000

1

 

 

Радиостанция

1

 

 

Мобильный телефон

2

 

 

Солнечная батарея

2

 

 

Бинокль

1

 

 

Печка

1

 

 

Спички, зажигалка в непромокаемой упаковке

 

 

 

 

 

 

 

Палатка

1

 

 

 

 

 

 

Репеллент

1