Публикация на сайте www.10sqmeters.runa.ru. Восстановлено из архивной копии, 2022.
Поход рассмотрен МКК ____________________________
Доставка лодки и части снаряжения в Туапсе осуществлялась багажом.
Экипапж ехал, соответственно, поездом. Следует рассчитывать сроки
отправки багажа таким образом, чтобы он пришёл заведомо раньше прибытия
экипажа.
Багажное отделение в Туапсе работает в соотвествии с правилами, с 8:00 до 20:00.
Вокзал г. Туапсе находится недалеко (не более километра) от городского
пляжа, поэтому вполне возможна доставка лодки к месту стапеля силами
экипажа. Однако, если предполагается в Туапсе задержаться (а это
вероятно из-за непредсказуемости процесса общения с пограничниками)
разумно нанять транспорт и уехать на так называемый "дикий пляж" в
северной части города. Там вполне возможна ночёвка, вместе с тем все
нужные места города легко доступны. На городском же пляже ночёвку
трудно рекомендовать из-за обилия лиц сомнительной наружности,
привлекаемых вокзалом и расположенным рядом рынком.
Некоторые трудности в Туапсе вызывают поиски подходящего автомобиля.
Маленьких грузовичков много, но все они оказываются заняты, легковых же
автомобилей с багажником нет вообще. Наилучший способ - заказать машину
в агентстве, прочитав телефон на рекламном щите или проезжающем
автомобиле. На цене услуги такой способ, насколько удалось понять, не
сказывается. Вообще, таксисты в Туапсе в цене неуступчивы.
Наш экипаж, и начавший поход вместе с нами экипаж Никитиных предпочли стапель на "диком пляже", где провели два дня.
Городской пляж г. Таганрога - вполне разумное место для антистапеля,
если не считать весьма мелкого моря и глинистого дна. На пляже возможна
ночёвка, местное население корректно. Центр города доступен пешком по
исторической лестнице.
Вокзал Таганрога находится далеко в степи, и так или иначе, доставлять
туда барахло следует автомобилем. Поймать машину просто на улице
затруднительно, однако имеется специальная стоянка на городском рынке,
где всегда есть выбор машин по умеренным ценам.
Багажное отделение Таганрога работает с 8:00 до 20:00. Доставка багажа происходит с перегрузкой в Ростове-на-Дону.
Маршрут проходит по густонаселённой местности, поэтому организовать
аварийный выход можно почти из любой точки. Тем не менее, следует
помнить, что общественный транспорт на территории крайне неразвит - он
имеется только на магистральных направлениях. Поэтому для любого
передвижения приходится нанимать такси. Но зато такси есть в любой дыре.
Из неприятных неожиданностей следует отметить отсутствие пассажирского
железнодорожного сообщения и багажного отделения в Приморско-Ахтарске.
В Ейске же с железной дорогой всё в порядке.
Протяжённость маршрута составляет 670 километров.
Всего поход длился 28 дней, из которых ходовых - 24.
В среднем за поход за ходовой день проходилось 28 километров.
Средняя за поход скорость составила 5 км/ч.
В таблице приведён подробный, по дням, график движения с указанием погодны условий.
Команда посетила Абрау-Дюрсо, где купила и тут же выпила бутылку брюта.
К сожалению, на экскурсию в музей попасть не удалось из-за крайне
неудобного расписания. Без экскурсии в музей не пускают.
Для посещения Абрау-Дюрсо следует остановиться в урочище Лиманчик, где
находится база отдых Ростовского-на-Дону гос. университета. Пляж очень
невелик, но место для стоянки найти можно. Студенты не беспокоят.
В Абрау-Дюрсо из лагеря идёт дорога, по которой, при удаче, можно
подъехать на попутном транспорте. Имеется также тропа из лагеря на эту
дорогу, существенно срезающая серпантин при спуске в Лиманчик.
Дорога идёт берегом озера, в котором очень приятно искупаться после солёной морской воды.
На мысе Большой Утриш есть дельфинарий. Представления происходят каждые
два часа, но, в принципе, можно смотреть с любого места. Интересно, что
залив, в котором содержатся дрессированные дельфины, отделён от моря
весьма символически.
Вообще, на маршруте имеется большое количество природных и культурных
достопримечательностей, начиная от древнейших дольменов и кончая
сообществом их почитателей. Но, поскольку все они находятся далеко от
моря и/или труднодоступны, посещение их нужно планировать заранее.
Поход совершён на парусном катамаране типа
"Простор", переделанном для условий морского путешествия. Суть
переделок состоит в повышении прочности рамы катамарана путём установки
дополнительных поперечных балок, замены штатных баллонов на новые,
большего объёма и высокой прочности. Также добавлены дополнительные
ванты, топовый штаг и стаксель. Шверты сделаны из фанеры и
профилированы
пенопластом.
Из специального снаряжения на лодке имеется якорь - адмиралтейский, нескладной, весом 1кг., на коротком, десятиметровом конце. Основное назначение якоря - швартовый и буксирный конец. Использования якоря по основному назначению не предполагалось.
На каждого члена экипажа и пассажира имелись спасжилеты.
Из
сигнального оборудования были сигнальные факелы в гермоупаковке в
количестве двух штук, топовый круговой фонарь, и мощный фонарь -
прожектор. На спасжилетах имелись свистки.
Члены экипажа имели также непромоканцы.
Остальное снаряжение стандартное общетуристское, включая топор и
пилу-ножёвку. Пила и топор применялись при ремонтных работах и,
изредка, для заготовки дров.
Для всех вещей и продуктов имелся комплект водонепроницаемых мешков.
Палатка горного типа, повышенной ветроустойчивости.
Пища в готовилась на примусе - имелся один "Шмель".
Запас воды хранился в 16 полуторалитровых пластиковых бутылках, размещённых в полостях продольных балок, с кормы.
Поскольку пограничники потребовали наличия на
борту связи, в Туапсе пришлось купить сотовый телефон. Зарядка телефона
осуществлялась в Анапе и Ейске, где удалось договориться о подключении
к розетке на ночь.
В состав рембазы, кроме обычных инструментов и материалов, входили:
ручная дрель с набором свёрел, приспособление для установки отрывных
заклёпок и сами эти заклёпки в количестве около 200шт. различных
диаметров, малый газовый ключ, пассатижи. Имелось, также, не менее
300гр различных винтов с гайками и шайбами - от М8 до М4, разной
длинны, несколько алюминиевых пластин с отверстиями, такелажные скобы
разных размеров, несколько блоков и альпинистских карабинов.
Имелось достаточное количество клея, материал для заплаток, клапанные пробки и запасные клапаны.
Использовались карты:
Краснодарский край. Республика Адыгея. Масштаб 1:200 000.- М, 2000.- 439 ЦЭВКФ
Формат
в виде книжечки, конечно, страшно неудобен, но рынок, блин - основные
потребители карт автолюбители, и карты издаются по формату бордачка...
Карта настолько полна и точна, насколько можно было оценить. Сожаление
вызывает лишь отсутствие на ней "стратегических объектов" - маяков и
погранзастав. То есть, сами объекты обозначены, не написано только, что
это маяк или застава.
Было бы полезно указание и магнитного склонения, но, в общем, это уже эстэтство.
Мы искренне полагаем, что в парусном туризме абсолютно не нужны морские карты, и не страдаем от их отсутствия.
Маршрут выглядит наиболее логичным и длинным
маршрутом с юга на север вдоль Российского побережья Чёрного и
Азовского морей. Впрочем, особого разнообразия здесь и нет - Россия не
морская страна. Начинать маршрут южнее - из Сочи - представляется
нецелесообразным из-за очень большой заселённости берегов, что может
создавать определённый проблемы с ночёвкой.
Некоторые общие соображения о тактике парусного туризма,
сформулированные автором на основе опыта этого и других походов,
изложены в следующей статье.