Подготовка маршрута

По предыдущему сезону, самым удобным оказалось иметь морские карты в «зипах». Были куплены морские карты Онеги 1:100 000 (из экономии два листа из трех), и диск со всеми картами Онеги и Свирью из Атласа ЕГС. Диск стоил значительно дешевле комплекта бумажных карт; но бортового компьютера, в который можно было бы «залить» эти карты, у нас нет, а распечатывать карты с диска неудобно. В полном масштабе не напасешься бумаги и чернил, а начнешь экономить – карты плохо читаются. Лучше всё-таки запаковать в зип-пакет или в водонепроницаемый планшет обычную морскую карту, масштаба 1:100 000 – этого в большинстве случаях достаточно для катамарана. В Кижских шхерах помогли, тем не менее, распечатки с диска.

Из любопытства я попросил морские карты с последней корректурой. Результаты таковы. Текущее Извещение мореплавателям до сих пор считает, что некоторые маяки на Онеге светят – на самом деле, по нашему маршруту не светил ни один, и все были в таком состоянии, что, очевидно, они не светят очень давно. Вообще, онежские маяки многочисленны и очень красивы; слышал, будто о них существует альбом или цикл фотографий – они того заслуживают. Часть корректорской информации правдива, но представляет интерес только для больших судов. Например, в проливе между о. Суйсари и материком «запрещено движение судов», - и действительно, там стоит какое-то рыборазводное приспособление, но на любом маломерном судне его можно обойти. А вот районы постановки сетей знать стоит, сети действительно стоят там, где они указаны на карте, и при плохой видимости их видишь в самый последний момент. Мы через них «прыгали».

Взяли с собой два сухопутных атласа, двухкилометровый «Атлас Карелии» и новый километровый «Атлас Карелии, Южная часть» издательства «Ультра Экстент», М. 2004. Последний атлас - неудачный. Глядя на него, думаешь, что в самом деле вернулись советские времена. Карты – километровки, но полны небрежностями и опечатками. В пос. Вознесенье не обозначены ни вход в Онежский канал, ни мост через него, ни мол на Свири, защищающий этот вход (с.149). Мыс Пиче-Сельга на о.Бол.Леликовском называется «м.Пачесеьлга» (с.42). Некоторых островов, вполне выражающихся в масштабе карты, нет вообще (о.Саммальсаари, с.124). Но самое удивительное –  в Атласе вообще не предусмотрено горизонталей (и разумеется, нет изобат).

Для прокладки маршрута и поиска стоянок мы пользовались главным образом материалами сайтов Дмитрия Шевелева http://www.rake.h1.ru/map_all.htm и Игоря Виговского http://iv70.narod.ru/IV/7/1.html, и приносим их авторам свою благодарность. Отдельные точки, которых не было в этих источниках, перенесены в GPS с карты с поправкой на WGS-84. Взял с собой минимальный набор штурманского инструмента: циркуль-измеритель, циркуль, простую линейку, карандаш и ластик. GPS -приемник – самый простой, Garmin GPS 72. «Для пробы» был взят с собой маленький туристский ручной компас, который, с учетом склонения, показывал всё правильно, но держать курс по нему было бы крайне неудобно, особенно на волнении. Нужен морской компас с поворотной картушкой.

Я активно собирал материал об Онеге сразу по окончании сезона 2006 г., но хватило меня ненадолго – начались городские дела, и по-настоящему вернуться к подготовке я смог за неделю до выхода. Тем самым, наше первое знакомство с Онегой оказалось более поверхностным,  чем могло бы быть. В будущем нужно гораздо больше читать о тех местах, куда собираешься идти, быть более изобретательным в поисках по Интернету и не забывать о существовании библиотек.


[1] Эти зип-пакеты (герметично закрывающиеся пакеты из хорошего полиэтилена объемом 3 л, применяемые для заморозки продуктов) оказалось труднее купить, чем морские карты. У нас они продаются осенью, под заготовки, а весной и летом их нелегко найти в магазинах. Утешительным призом за прошлый наш отчет, гордо занявший последнее место на «Парусах», оказался тритоновский планшет для карт – очень удобный, который мы и держали всегда под рукой у рулевого, пристегнутым к ножной стропе рядом с GPS -приемником.