Финляндия Сайма 2007
|
Идея
Несмотря на то, что внутренние водоемы Финляндии доступней для большого числа российских парусных туристов, чем многие российские, они пока не получили большой популярности. В Сети есть всего несколько рассказов о парусных походах по финским озерам. Пройденный нами маршрут привлек необычной возможностью пройти довольно большое расстояние непосредственно по шхерам. Хотя максимальное удаление от берега на маршруте достигает нескольких километров, большая часть проходит в протоках шириной до 2 км. Это позволяет любоваться пейзажами по оба борта. Развитое наземное сообщение позволяет построить линейный маршрут и не возвращаться в начальную точку. Доехав на автомобиле до места сбора, можно оставить его на время похода, а затем вернуться за ним на поезде и пригнать к месту антистапеля. Так как преимущественное направление ветров в южной Финляндии юго-западное, разумно планировать маршрут общим направлением с юга на север. Озера Финляндии Сайменской водной системы проточные, с течением с севера на юг. На большей части маршрута это течение незаметно, фактически мы столкнулись с ним только однажды, проходя узкий пролив в районе Pumala. В наши планы, помимо наслаждения пейзажами, входило посещение заповедника Pihlajavesi, осмотр укреплений Salpalina и прогулка по городу Савонлинна.
Карты и навигация
Самый правильный и удобный способ - заранее приобрести необходимые яхтенные карты и схемы. Сделать это можно через Интернет. Второй способ более дешев - все карты Финляндии с нанесенной навигационной обстановкой в масштабе до 1:16000 доступны в свободном доступе в Интернете. Проблем со свободными картами две - они привязаны в специфичном финском формате KKJ и доступны только кусочками 400х400 точек. Для того, чтобы получить полноценные карты, нужно скачать и склеить отдельные кусочки, а также привязать полученное изображение в более распространенной проекции, например WGS. Этим способом я и воспользовался. Все операции по закачке, конвертированию и привязке карт можно проделать с помощью этого скрипта.
Навигационная обстановка на озерах Финляндии настолько подробная, что ориентирование даже без GPS не представляет никакого труда. Практически всегда в пределах видимости находятся навигационные знаки, все отмеченные на картах створы присутствуют, фарватеры размечены: потеряться просто невозможно.
Стоянки
В Финляндии большая часть территории, особенно в южных регионах, частная. Однако, в стране действует "закон равного доступа". Это означает, что вне зависимости от вида собственности на землю, любой человек вправе находится на ней и пользоваться ее дарами. Другими словами, встать на ночь можно в любом разумном месте. Конечно, если вы поставите палатку на чьей-то лужайке перед домом, вам не будут рады. Если же вы никому не мешаете, можно останавливаться смело - никто вам этого не запретит. То же самое относится к сбору грибов, ягод и т.п. Костры разводить запрещено вне отведенных для этого мест, что, в общем, разумно, так как для туристов по всей Финляндии построены оборудованные стоянки, которыми и рекомендовано пользоваться. Уровень комфорта на таких стоянках бывает разный, это может быть просто сложенный очаг с подготовленными дровами, обставленный скамейкой из бревен, может иметься туалет. Иногда имеется домик, в котором можно укрыться от дождя. Большинство таких стоянок бесплатны, оборудованы и содержатся на деньги государства. Бывают стоянки "частные", за пользование которыми вас попросят либо заплатить заранее через банк, либо с помощью платного смс.
Мы пользовались бесплатными стоянками, когда они были свободны. Если таких не находилось, вставали в необорудованных местах. Список оборудованных стоянок, их описание и фотографии можно найти на veneilysaimaa.com (ссылка неактуальна, 2020). Те же точки конвертированные для выгрузки в OziExplorer и GPS здесь.Еда
С привычной походной едой есть некоторая сложность - вы не можете провезти через границу любые мясные и молочные продукты. Лимит провоза рыбных продуктов - 1 кг на человека. Это значит, что ни тушенки, ни сгущенки взять с собой не получится. Перед походом я связывался с финскими гос. органами, чтобы получить дополнительные разъяснения. Здесь можно почитать подробный и развернутый ответ на вопрос о провозе продуктов. Тем не менее, проблема легко решается заездом в супермаркет и покупкой финских мясных консервов, которые по вкусу, зачастую, намного лучше иной российской тушенки. Летом супермаркеты работают по выходным. В течение похода мы дважды закупали продукты. Уровень цен практически совпадает с уровнем питерских супермаркетов.
Финский ГИМС и правила ВВП
Нам не удалось обнаружить ни первое, ни второе. Так как портить отдых общением с представителями закона не входило в наши планы, перед походом я пытался выяснить, существуют ли какие-нибудь особые требования и правила плавания маломерных судов. Мне удалось получить подробный ответ от финского яхтсмена, создавшего лучшую коллекцию ссылок (http://www.pbk-pvk.fi/links.htm - не раб.) о яхтинге в Финляндии. Краткий его смысл в том, что пока вы действуете по МППСС, все в порядке и никому нет дела до вас, и наш опыт это подтверждает.
Дневник похода28.07 Питер - Торфяновка - Lappeenranta - Joutseno (авто) - Ilkonsaari 16.6км
Выезжаем из Питера в 8 часов, покупаем по пути "зеленую карту" и около 10 часов встаем в очередь на русском переходе Торфяновка. Очередь огромна, двигается крайне медленно. На таможенном пункте таможенник с лицом дебила ставит печать с одной стороны декларации, читает на второй стороне про катамаран и требует подогнать машину под окно домика. Для чего? Спорить бессмысленно, машину подгоняю, захожу к нему снова. Теперь он требует подождать за дверью, после чего просто уходит. Появляется другой таможенник, начинает проверять декларации у других людей. Штамп в мою декларацию ставить отказывается сслаясь на то, что надо ждать первого, его печать уже стоит с одной стороны. Жду 15 минут, так как моя машина стоит уже первой в очереди и закрывает проезд, вместе со мной ждет еще два десятка человек. Наконец, переписываю декларации заново и прошу второго таможенника проштамповать их с двух сторон. В итоге, прохождение русской границы у нас заняло больше 5 часов. Финская граница пройдена за 5 минут, это как раз столько времени, сколько необходимо, чтобы выйти из машины, подойти к окну таможенника и ответить на вопрос, куда едем. После границы в первую очередь, заезжаем в Лаппеенранту в супермаркет, докупаем продукты, мясные консервы, сыр, хлеб и еще по мелочи на 60 евро и сразу выдвигаемся в Joutseno. Марину, в которой планировалось собраться и оставить машину, находим легко. Быстро собираем катамаран и в 8 часов вечера отчаливаем. В марине было тихо, но сразу после выхода из залива на открытую воду вдувает хорошо, не меньше 8 м/с. Идем в бакштаг-галфвинд параллельно короткой и злой волне. Брызг много, но большая их часть задерживается обвесом и не долетает до кокпита, поэтому относительно сухо. За два часа доходим до острова, находим уютную стоянку, закрытую от ветра. Поход начался, это дело отметили выпиванием русской водки и поеданием финских сосисок.
29.07 Ilkonsaari - Rastinniemi - Lintusalo 37.3км
Проснулись поздно, не спеша собрались. По прежнему дует хорошо, идем в полный бакштаг на попутной волне. На обед решаем остановиться на мысе Rastinniemi. Оборудованная на нем стоянка находится на ветре, могут быть проблемы при отходе. К тому же она оказалась занятой, поэтому подходим к мысу с подветренной стороны, где тоже оказался галечный пляж, и отлично пообедали. К вечеру "большая" вода заканчивается, подходим к шхерам. В шхере продолжает хорошо дуть, курс фордевинд. Идем на "бабочке", дивимся подробно обставленному фарватеру. До сих пор нам не приходилось видеть столько навигационных знаков сразу. Стоянка на Lintusalo, на которую мы стремились, оказалась занята. Встали в пятистах метрах в тихой безлюдной бухточке. Вечером гуляли по ближайшим скалам.
30.07 Lintusalo - Puumala - Lavisnotsaari 36.4
С утра прогноз на слабый ветер оправдался - дует не больше 3м/с, курс бакшаг-фордевинд. Выходим, как обычно, поздно. Но к 4 часам уже походим к Пуумале. В проливе напротив города узкий фарватер, а для нас - лавировка на встречном течении. Ветер совсем скисает, болтаемся на виду у города долго, но, в конце концов, успешно его проходим. К вечеру ветер практически кончился, со скоростью 2-3 км/ч подходим к тросовой паромной переправе. Паром работает, перевозит машины с берега на берег, а мы думаем, как бы не попасться у него на пути. В конце концов, берем весла в руки и проходим мимо него на веслах. До намеченной стоянки остается километр, ветра нет, но грести не хочется. В бинокль видим отшвартованную моторную яхту, понимаем, что и эта стоянка занята, встаем на небольшом необитаемом островке с закрытой с трех сторон бухтой. На завтра ожидается штормовой ветер, но в бухте должно быть тихо.
31.07 Lavisnotsaari дневка
Прогноз на шторм оправдался, дождь, временами переходящий в ливень, дует метров 15-20, лес шумит. Выходить в такую погоду смысла нет. В бухте относительно спокойно, остров закрывает нас от ветра. Сидим на острове, собрали и пожарили грибы, на завтра обещают ослабление ветра.
1.08 Lavisnotsaari - Petrosaari 7.5км
Ветер, вроде, ослабевает. Решаем выходить под гротом. Как только отошли от острова метров на 500, ловим шквал и становится понятно, что парусов у нас слишком много. Катамаран сильно приводит на попутной волне, он лежит на руле, периодически втыкаясь в предыдущую волну почти до первой поперечной балки. Прячемся за остров и берем рифы. Выходим под зарифленным гротом. Стало поспокойней, усилия на руле меньше, но через несколько минут приходит еще один шквал, лодка зарывается носом. Пора сбрасывать грот, к тому же сзади нас догоняет гроза. Уходим под ближайший остров, убираем грот и, пережидая грозу, обедаем. Гроза обходит нас стороной, идти дальше не очень хочется, но стоять на этом месте совсем неудобно. Выходим под стакселем, лодка стабильно идет 9 км\ч, на порывах скорость возрастает до 13 км/ч. Идем спокойно. Надо было сразу ставить один стаксель. Подходим к Petrosaari, видим, что оборудованная стоянка свободна. Дальше шхера круто поворачивает, курс для нас станет неудобным, решаем остаться здесь.
2.08 Petrosaari - Ruokoniemi - Juuvinsaari 28.1
Вчерашний шторм кончился, выглянуло солнце, ветер вполне комфортный 5-7м/с. Выходим в бакшаг. Паромную переправу на Ruokoniemi пересекаем без проблем, после нее ветер заходит до галфвинда. Хорошо идем, впереди шхеры, ориентируемся на створные знаки. Между островами ветер заходит и начинает крутить, но из пролива выбираемся двумя галсами. Еще только 4 часа, но решаем встать пораньше, благо стоянка на Juuvinsaari свободна. Швартуем катамаран к пирсу, ставим лагерь. Пока это лучшая стоянка их тех, где мы стояли. Очень живописна и удобна.
3.08 Juuvinsaari - Pieni-Simuna 16.6км
Сегодня в планах дойти в Савонлинну. Ветра практически нет, попутный штиль. Надеемся только на то, что в шхерах нас будут подгонять сквознячки, а во второй половине дня немного раздует. Надежды оправдались частично - сквознячки в шхерах нас выдули на чистую воду, но ветра там не было - полный штиль. За три часа проползли 3 км, стало понятно, что в Савонлинну мы сегодня не попадем. Взяли в руки весла и погребли на стоянку на Pieni-Simuna. Сегодня пятница, вечер, до Савонлинны несколько километров и, конечно же, стоянка оказалась занятой. Там не менее, рядом с ней находим отличное место, ставим лагерь. Вечером на удочку ловим рыбу, кормим практически ручных уток.
4.08 Pieni-Simuna - Savonlinna - Pieni-Simuna 11.5км
Похоже, над нами завис большой антициклон. Ветер сменился на встречный северный, , 1-2 м\с и похожая погода ожидается на следующие сутки. С утра пораньше лавируемся против встречного штиля в Савонлинну. Помимо осмотра достопримечательностей нам нужно в магазин, докупить мясных консервов и свежих овощей. Практически в центре города, в 200 метрах от супермаркета замечаем понтоны и стоянку катеров. Подходим, швартуемся, пытаемся выяснить, кому и сколько надо платить за стоянку. Касса не найдена (суббота?), оставляем лодку бесплатно. После похода в магазин, осматриваем достопримечательности, обедаем в уютном китайском ресторанчике. На это ушел весь день. От Савонлинны отходим только в 6 часов, немного раздуло, теперь нам фордевинд. Решаем, что ночевать останемся на той же стоянке, что и в прошлый день. Доехали до стоянки за час.
5.08 Pieni-Simuna - безымянный остров на Hirvolanselka 30.8км
С утра ветер по-прежнему северный, не больше 3 м\с. Это радует, так как в шхерах он нам будет попутным. Отходим. По-хорошему, надо ставить спинакер, но возиться с ним не хочется. Идем не спеша и уже через два часа входим в узости шхер. Кругом красота, отвесные скалы сменяются галечными пляжами. В нешироких проливах ветер периодически закрывается островами и выключается. Такие остановки используем для купания. Во второй половине дня подходим к укреплениям Салпа-Линна и швартуемся к деревянному пирсу. Осмотр этой достопримечательности у нас был запланирован заранее. Проходим по маркированной тропе, читаем поясняющие тексты на информационных табличках. Осмотр занял около двух часов. К вечеру ветер скисает совсем. Подползая к стоянке, на которой мы рассчитывали встать на ночь, увидели, что она уже занята. Народ разгружал моторку, и похоже, мы опоздали на какие-то полчаса. Обошли остров, но удобный песчаный пляж оказался небольшим, а ставить свой лагерь вплотную к соседям мы не любим. Встали на очень уютной дикой стоянке на соседнем островке.
6.08 Hirvolanselka -Retretti 22.8км
Сегодня нам надо пройти 20км, разобрать лодку и пригнать машину. Выходим пораньше. Вода - зеркало, т.е. ветра нет совсем. Достали весло, понемногу гребем. Через некоторое время слышим стук дизеля, нас догоняет моторный бот. Они стояли на одном из соседних островов. Наверное, наш яркий парус был не слишком уместен на зеркальной водной глади и они хотели поинтересоваться нашим душевным здоровьем, но в результате были пойманы на веревку с помощью жестов и магического слова Пункахарью, куда нам и нужно было попасть. Отлично, мы едем в нужную сторону со скоростью 7-8 км/ч, есть все шансы успеть сделать все запланированное. Немного не доходя до заранее намеченного места антистапеля, замечаем на берегу летние домики кемпинга и спонтанно решаем, что мы останемся здесь. Отвязываемся от финна, благодарим его бутылкой вина и пачкой сигарет. Сегодня будний день, в кемпинге были свободные домики прямо на берегу. Удобно, лодку не нужно далеко тащить. Перенесли лодку к домику и пока Таня разбирала лодку, я съездил на поезде за машиной. и к вечеру лодка была погружена.Ссылки по теме
Карты Финляндии
Как скачать навигационные карты Финляндии из интернета
(http://www.ekarjala.fi/virkistysaluesaatio/ - не раб.) Озеро Сайма - информация для туристов (карты, стоянки и др.)
Яхтклуб в Joutseno: место старта, есть где собраться и оставить машину
Кемпинг Kievari- место финиша
Outdoors.fi - все, что вы хотели бы узнать о походах в Финляндии
Можно ли везти тушенку в Финляндию - развернутый официальный ответ
(http://www.ymparisto.fi/default.asp?contentid=49256&lan=en не раб.) Право Равного доступа: можно ли устраивать "дикие" стоянки в Финляндии
Правила плавания на ВВП Финляндии: ответ финского яхтсмена
GPS track-и и путевые точки похода
Вопросы и обсуждения
Если у вас появились какие-либо вопросы по поводу этого отчета, я готов ответить на них в форуме на этом сайте. Также со мной можно связаться, оставив голосовое сообщение в моем почтовом ящике. |